16:04, 06 октября 2009   Просмотров: 343

Ждет пилот, когда повезет – RAB-регулирование

Электросетевой комплекс Урала готовится переходить с 2010 года на новый метод формирования тарифов, способный привлечь инвесторов в этот полугосударственный (52%) сектор энергетики.
 
Mинэнерго РФ недавно поставило амбициозную цель перевода сетевого комплекса всей страны на методы тарифного регулирования, обеспечивающие гарантированную доходность на вложенный капитал. По сути, ведомство «освежило» аналогичное решение упраздненного РАО ЕЭС. Энергетики были уверены, что кризис надолго отодвинул реализацию этого проекта. И только несколько подопытных пилотных компаний, стартовавшие с начала этого года, мужественно тянут лямку пионеров.
 
Минэнерго не пояснило, что вдруг заставило госчиновников сделать ставку на этот инвестиционный источник, завязанный на банковские кредиты. Еще недавно менеджмент ОАО «МРСК Урала» заявлял, что ситуация для перехода на RAB-регулирование филиалов компании Свердловэнерго и Челябэнерго сложилась крайне неблагоприятная: снижение электропотребления в этих областях – одно из самых высоких в стране. Привлечение заемных средств на рынке банковского капитала проблематично из-за высоких процентных ставок, а долгосрочного кредитования, без которого невозможно применять RAB-регулирование, нет. Между тем уральский пилот – филиал МРСК Урала Пермэнерго – с января 2009 года преодолевает-таки первый год трехлетнего марафона работы с новыми тарифами. А как утверждает генеральный директор Холдинга МРСК Николай Швец в эксклюзивном комментарии «Э-У», именно анализ опыта восьми пилотов в разных регионах России позволил сделать вывод: «Даже в условиях кризиса стратегическое направление выбрано правильно. Доработанную модель можно применить на территории всей России. Это более прогрессивный метод тарифообразования, он стимулирует сокращение издержек, гарантирует на 3 — 7 лет экономически обоснованную тарифную политику, интересную для потенциальных инвесторов».
 
Фигура дипломатии
 
В электросетевом комплексе на всякий случай держат паузу.
– Пока окончательного решения по переходу нет, – говорит генеральный директор ОАО «МРСК Урала» Валерий Родин. – Хотя совет директоров компании, безусловно, поддержал намерение правительства. Позиция руководства Свердловской и Челябинской областей неоднозначна. Мы сейчас для каждого региона делаем расчеты, сравнивая RAB-регулирование и нынешнее регулирование «затраты плюс». Они показывают, что само по себе RAB-регулирование – это более мягкий вариант изменения тарифов для конечных потребителей. Аналогичные расчеты велись год назад. И устарели: мы живем в принципиально другой стране. Потребление энергии на Урале значительно упало, до 20% по отношению к 2008 году. Кардинально изменилась стоимость денег и все остальное. Проблем привлечь деньги нет, но стоимость их высока.
 
Как уверяют энергетики, цель перехода на новую методику тарифообразования — привлечение остро недостающих инвестиций в сетевой комплекс. Распределительно-сетевые компании сегодня не являются объектом купли-продажи. Торгуются только акции, находящиеся в свободном обращении. 2011 год когда-то рассматривался реформаторами как начало приватизации распредсетей. Не те нынче времена. В сегодняшней ситуации RAB-регулирование –ю больше инструмент для банков. Именно банки – основные инвесторы. Банк должен понимать, как он будет возвращать трех- или пятилетний кредит. А компания – как она сможет обеспечить инвестору доход на вложенный капитал. Проходя каждый год ныне действующую систему тарифного регулирования «затраты плюс» и выходя из этого процесса, она не знает, каковы будут конечные результаты. Потому что нынешнее тарифообразование имеет большую степень субъективизма и зависимость от политических решений, оно не основано на жестких экономических подходах, какие декларирует RAB-методика, дающая долгосрочное, прогнозируемое для банков четкое понимание того, как будут возвращаться деньги.
 
Пока девелоперы не проснулись
 
Что показывает опыт пилотов? Что работает и что не работает в проекте? Насколько нынешняя доходность привлекает инвестора? Рассказывает Олег Жданов, генеральный директор Пермэнерго:
 
– Проект реализуется, хотя, конечно, кризис повлиял на ситуацию. Не получаются две вещи. Во-первых, новый метод формирования тарифов рассчитан на серьезную выручку и подъем производства. В связи со снижением промышленного электропотребления по Пермскому краю на 15% выручка у нас упала соответственно. Как следствие, недостает средств для собственных вложений, которые должны быть основой инвестпортфеля. Поэтому у Пермэнерго инвестиционная программа в 2009 году сокращена в 2,5 раза – до 1,18 млрд рублей. Вторая составляющая инвестпортфеля — кредитные деньги. Расчеты по методике RAB-регулирования предполагали доходность на привлеченные средства 12% на долгосрочный период, у нас — на три года. Цифры были получены расчетным путем в 2008 году при ставках заимствования 8,5%. А в кризис брать заемные средства под 18%, имея гарантированную доходность 12%, никто не будет. Поэтому сейчас мы не привлекаем дополнительный кредитный ресурс под развитие и ждем, когда банковские ставки войдут в докризисный диапазон. Пока ставки достаточно высоки – 15%. Метод RAB-регулирования эффективен при ставках ниже 9%. Потому что 12% годовых с учетом налога на прибыль — это 10% чистой доходности инвестора.
 
– Олег Михайлович, на старте проекта у вас был пул банков?
 
– Да, затем часть кредитов переоформили на другие банки под другие ставки. Некоторые банки (Абсолют, Сбербанк) все равно работают с нами, мы – надежные заемщики, рефинансирование производится через центральный офис МРСК Урала. Для текущего функционирования Пермэнерго объем заимствований сейчас достаточен.
 
А для дальнейшего развития – нет дешевого предложения по деньгам. Деньги дороже, чем доходность, которую нам гарантирует регулятор – ФСТ и РЭК. По итогам первого года проекта мы отчитаемся к 1 января.
 
– Какие нюансы возникли при вхождении в RAB, что должен учесть регулятор для других компаний?
 
– Важнее всего: растущий рынок или падающий. Конечно, удобнее входить в растущий, когда потребность в инвестициях резко увеличивается. Сейчас, на мой взгляд, решение Минэнерго РФ предвосхищает события. Проблема в том, что когда девелоперы снова проснутся, как это было два-три года назад, и скажут, что надо срочно подводить сетевую инфраструктуру к микрорайонам, потому что там будут строиться дома, объекты соцкультбыта, торговые центры, на тот момент инфраструктура опять будет не готова. Поэтому энергетики должны идти на шаг впереди остальных рынков, это правильно. И если на уровне правительства уже видят, что кризис завершается, а после него неизбежно будет подъем, то действительно надо уже сейчас заниматься включением инвестиций в энергетику. Запускать RAB-регулирование, которое позволяет: а) привлекать инвестиции; б) гарантировать доходность под эти инвестиции; в) властям не терять контроль над этими инвестициями с точки зрения их содержательного наполнения.
 
– Предполагалось, что при новом тарифообразовании упразднится плата за технологическое присоединение к сетям.
 
– Основным инвестиционным источником при RAB-регулировании является тариф на передачу. Падение электропотребления на 15% обернулось для Пермэнерго потерей 1,5 млрд рублей при плановой выручке 20 млрд рублей. Это собственные средства компании, которые она могла бы направить на инвестиции. На такую сумму своих можно было бы привлечь еще заемных и собрать примерно 300 млн рублей платы за техприсоединение. Вот те параметры, на которые вышла бы компания в этом году, не будь кризиса. Плата за техприсоединение – другой финансовый источник выполнения инвестпрограмм электросетевых компаний. За счет нее, в отличие от RAB-регулирования, не строятся крупные инфраструктурные объекты: подстанции, линии 110 кВт. Она нужна для строительства небольших линий на 10 кВт, распредпунктов, теплопунктов, которые связаны с нуждами конкретных потребителей. В соответствии с законом плата за техприсоединение сохранится до 2011 года. В этом году она по Пермэнерго составит 500 млн рублей.
 
По данным наших источников, чтобы при нынешних банковских ставках при переходе на RAB-регулирование сохранить уровень доходности региональных бюджетов, надо повысить тариф на передачу электроэнергии по сетям на 30 — 40%. У Пермэнерго он вырос только на 20%. К тому же в общей плате за электроэнергию передача по сетям составляет лишь 30%. Тем не менее ни один регион не даст повысить тариф — и без того штормит. Если государство уже сейчас не предложит сетевым компаниям какой-то компенсаторный механизм, допустим, не возьмет на себя погашение банковской ставки, все будут тянуть резину и выжидать, когда ставки за кредиты упадут ниже 9%.
 
 
www.EquipNet.ru, автор Колбина Людмила, Эксперт-Урал
Фотографии с сайтов gov.karelia.ru, kommersant.ru


Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков