Основные элементы энергетической политики России сформулированы в «Энергетической стратегии России на период до 2020 года». Кроме того, Правительством России планируется рассмотреть и одобрить «Энергетическую стратегию России на период до 2030 года», а также более глобальный документ – «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», также охватывающую период до 2030 года. В концепции данных документов энергетическая эффективность и энергосбережение определены в качестве одних из главных направлений экономической политики страны, как ее важнейшие стратегические ориентиры. Реализация концепции энергоэффективности и энергосбережения лежат в основе государственной энергетической политики и обеспечиваются механизмами рационального пользования недрами и ростом внутренних рынков.
Глобальный экономический кризис сделал тему энергосбрережения чрезвычайно актуальной. В реализации политики ресурсосбережения и энергоэффективности заложены серьезные резервы для борьбы с последствиями кризиса и модернизации экономики. В настоящее время в Российской Федерации на обогрев 1 кв. метра жилья затрачивается в 6-8 раз больше энергетических ресурсов, чем в других странах мира. В среднем стоимость электроэнергии, ежегодно затрачиваемой на эксплуатацию одного электродвигателя на российском промышленном предприятии, более чем в 5 раз превосходит его себестоимость.
Важнейшей мерой для развития российской электроэнергетики является широкое использование энергосберегающих технологий. Актуальность их внедрения продиктована не только необходимостью экономить энергетические ресурсы и минимизировать расходы предприятий в период экономического спада. Энергоресурсосбережение – это необходимость, которая продиктована невозможностью обеспечения прибыльности производства при постоянной положительной динамике цен на энергоносители и начинающемся дефиците газа и электроэнергии. Эти факторы и сдерживают развитие большинства отраслей отечественной экономики. Так, например, Германия смогла увеличить объемы производства на треть, сокращая потребление закупаемых энергоресурсов. По оценкам экспертов в России потенциал энергосбережения составляет около 400 млн. тонн условного топлива или около 40-45% текущего потребления энергии. Потенциал энергосбережения ЖКХ составляет – 26%, промышленности – 32% и ТЭК 33%.
Задача, поставленная Президентом Дмитрием Медведевым перед российскими электроэнергетиками, сформулирована очень четко – «к 2020 году энергоемкость валового внутреннего продукта по сравнению с 2007 годом должна быть снижена не менее чем на 40%». Именно таким путем возможно достигнуть бережливого и эффективного потребления энергоресурсов в современных условиях. Закон Российской Федерации «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» призван привнести в эту работу системный характер. Совершенствование законодательства по энергоэффективности позволит оперативно решать проблемы нормирования энергопотребления и системно внедрять элементы стратегии энергосбережения на разных уровнях – от муниципального и регионального до федерального.
Современная редакция закона предполагает стимулирование инновационных энергосберегающих технологий, внедрение, последующий контроль и управление. Законопроектом предусмотрено совершенствование инструментов инвестиционной, налоговой и таможенной политики регулирования, установлены целевые показатели сокращения энергоемкости, прописаны требования к энергоэффективности в области транспорта и бюджетных учреждений, предусмотрены меры государственного регулирования в области использования возобновляемых ресурсов с учетом требований международного права.
Продолжением этого закона станет госпрограмма, основанная на стратегии энергосбережения. Ее разработчики предусматривают стимулирование массового внедрения энергоресурсосберегающих технологий и типовых энергетически эффективных инновационных проектов. Разработка и реализация системы энергосберегающих мероприятий предусматривает создание органов госуправления в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Эта задача будет возложена на специализированное Агентство по энергоэффективности и Федеральную многосервисную компанию.
Сегодня в Минэнерго России разработана комплексная программа мероприятий по повышению эффективности энергопотребления в РФ, где предусмотрена организация взаимодействия и тесной кооперации между представителями нефтегазового комплекса и энергетиками. Согласно стратегии энергосбережения федеральный бюджет на будущие годы будет предусматривать средства на финансирование программ по возобновляемой энергетике. Тем самым, создается реальная предпосылка для создания финансовой основы под эффективные инновационные проекты по возобновляемой энергетике. Но финансовую подпитку от государства получат только проекты, которые можно будет тиражировать. В России уже сейчас можно назвать регионы, где альтернативные виды топлива являются более эффективными, чем традиционные. Например, в Архангельской области есть несколько территорий, где использование ветровой энергии сможет дать экономию до 30-40% энергии местных электростанций.
Помимо реализации программ по возобновляемой энергетике повысить эффективность энергопотребления в стране поможет внедрение технологий на основе применения наноматериалов. Около трети всей вырабатываемой электроэнергии в России сегодня используется для освещения помещений и улиц. До половины этой энергии можно экономить благодаря светильникам, изготовленным на основе нанотехнологий. Российскими энергетиками-атомщиками сегодня проектируются корпуса энергетических реакторов энергоблоков АЭС на основе инновационных наноматериалов. Экономический эффект от реализации подобных проектов выражается в повышении срока службы энергетических атомных установок более чем в 2 раза.
Перспективным направлением повышения энергетической эффективности является развитие солнечной энергетики или фотовольтаики. Это инновационное направление во многом основано на разработках в сфере нанотехнологий. Российские изыскания в фотовольтаике способны поднять КПД фотоэлектрических преобразователей почти на треть, в результате чего мировой рынок в перспективе может и вовсе отказаться от традиционных солнечных батарей.
В интересах развития российской энергетики необходимо более активно стимулировать разработчиков нанотехнологий, которые все интенсивнее используются в топливно-энергетическом комплексе государства. От решения этой задачи напрямую зависит, какое место займет российская энергетика в общемировом экономическом пространстве. При глобальном рассмотрении, развитие наноиндустрии имеет серьезные перспективы кардинально преобразовать российскую экономику, и вывести их на новый этап развития.