Объемы отечественного производства кабельной продукции справедливо считают индикаторами российской экономики, поскольку данная подотрасль сопровождает энергетическую, машиностроительную, оборонную промышленность, а также строительство.
В 2008 году емкость кабельной продукции в России по оценкам ряда экспертов оценивалась в $ 4.6 млрд., в 2007 г. – в $ 4 млрд., 2006 г. – в 3.6 $ млрд. Прирост носит скорее инфляционный характер, чем фундаментальный. В материальном выражении производство приблизилось к 2.5 млн км, из них на долю силового кабеля до 1 кВ пришлось чуть меньше 0.5 млн км; силового кабеля напряжением 1 кВ и выше – около 160 тыс км; автопроводов – почти 0.6 млн км.
Если в 2001-2007 гг., основной рост приходился на кабели силовые для стационарной прокладки до 1 кВ – ориентировочно на 30-50% в год, то в 2008 году объемы остались почти неизменными или с незначительным понижением на 3.5% (эту цифру можно отнести на погрешность подсчета). Такие же нулевые темпы роста показал сегмент производства бронекабеля. Несмотря на временные трудности и кризис, специалисты и в дальнейшем прогнозируют восстановление стабильного потребления этой продукции и ежегодный рост на 30-50%, учитывая бюджетное (в прямом или трансформируемом виде) и инвестиционное финансирование развития электроэнергетики и отложенный спрос.
А вот объемы производства волокнооптических кабелей дальней связи и городской телефонной связи напротив непрерывно увеличиваются – с 188749 км в 2007 году до 240682 км в прошлом году.
В экспорте-импорте в 2008 году проявлялись тенденции, характерные для последних двух лет, с корректировкой на финансовый кризис. В натуральном объеме российский экспорт достаточно стабилен в районе 150 $ млн., продукция поставляется в основном в Казахстан. А вот импорт по сравнению с 2007 годом вырос почти на 30%, приближаясь к 400 $ млн. Наиболее острую конкуренцию нашим производителям оказывает компания «Одескабель», контролирующая примерно 5-7 % российского рынка.

Максимальный доход от экспорта принесли кабели управления и провода силовые для электроустановок. В импортных поставках для отечественных потребителей были интересны самонесущие изолированные провода, волоконно-оптические кабели и провода силовые для осветительных установок.
Наряду с потерей части рынка, отечественные производители почувствовали свежее дыханье западных технологий, стимулирующее к конкуренции. Как итог – освоение и выпуск новой кабельно-проводной продукции. В 2008 году ОАО «Завод «Сарансккабель» презентовал новые образцы продукции, с повышенными стандартами безопасности:
- кабели силовые с изоляцией из сшитого полиэтилена напряжением до 35 кВ;
- кабели силовые и контрольные, не распространяющие горение с изоляцией и оболочкой, не содержащие галогенов (нг-HF);
- кабели силовые и контрольные огнестойкие, не распространяющие горение, с низким дымо- и газовыделением (нг-FRLS).
К разработке новой кабельной продукции ЗАО «Завод Москабель» подтолкнула аномально холодная зима 2006 года, разрушившая защитную оболочку большого количества проводов. Применение термопластичного полиуретана, «замешанного» по специальной рецептуре позволило создать кабели, стойкие к критическим температурам – от -60°С до + 50°С (индекс «Х/1»). Также новая продукция обладает маслобензостойкостью, не содержит галогены и имеет малый радиус изгиба при прокладке. Такие кабели признаны оригинальными и защищены патентами (№ 59316; № 61930; № 61931; № 61933; № 61934; № 62477; № 63106), дающими право на интеллектуальную собственность.
И всё же революционных инноваций в кабельном производстве пока нет: медные и оптические провода принципиально не меняются десятилетиями, оставаясь пассивным элементом для передачи энергии или информации. Производимая модернизация касается состава используемых материалов, степени надежности и широкополостности, но не функциональных возможностей. По мнению ученых «ВНИИКП-Оптик» оптические провода могут контролировать передачу данных и мониторинг внешней среды, тем самым дать толчок к ускоренному развитию отрасли.
Говоря о лидерах производства кабельной продукции целесообразно сегментировать рынок. В 2008 году по объему перерабатываемого металла – меди и алюминия – в первую пятерку вошли: ОАО «Камкабель», ОАО «Электрокабель. Кольчугинский завод», холдинг «Ункомтех», ОАО «Севкабель-Холдинг» и ЗАО «Самарская Кабельная Компания» (ЗАО «СКК»). Эти предприятия составляют костяк отрасли и производят 70% российского кабеля.
Среди производителей кабельно-проводниковой продукции в сегменте силовых кабелей до 1кВ лидерство делят ОАО «Севкабель», ООО «Конкорд» и ОАО «Псковский кабельный завод». По объему выпущенных волокноооптических кабелей для дальней и городской телефонной связи первое место за ООО «Сарансккабель-Оптика».
Наиболее успешным в прошлом году следует считать ОАО «Псковкабель» с объемом производства 3684 тн – единственное предприятие, которое смогло увеличить производство эмальпровода и переработку меди на 2% по сравнению с 2007 годом.
Крупнейшим производителем и продавцом кабельно-проводниковой продукцией в России аналитики называют «Камкабель». В его активы можно отнести удачные общероссийские продажи в 2008 году:
- до 35% силовых кабелей;
- до 20% шахтных и экскаваторных кабелей;
- до 50% высокотемпературных авиапроводов;
- до 15% кабелей для нефтепогружных насосов;
- до 15 % обмоточных проводов.
В настоящее время рынок кабельной продукции подвержен негативному влиянию кризиса, перешедшему из 4 квартала 2008 года на этот год. Характерное для отрасли сокращение объемов еще продержится неопределенное время. Так, например, предприятие ЗАО «Кабельный завод «Кавказкабель», выпускающий свыше 180 наименований кабельной продукции, в 2009 г. сократит выпуск продукции почти на 75,4% (т. е. на 700 млн руб).