16:44, 20 июля 2009   Просмотров: 1150

Энергоэффективность и энергосбережение – ключевая отрасль экономического роста РФ

Автор: Леонид Ливайский, по материалам ЦЭНЭФ
Фотография с сайта valeon.kiev.ua

В 2009 году Россия по-прежнему принадлежит к странам с чрезвычайно высокой энергоемкостью ВВП. Несмотря на существенный прогресс в повышении энергоэффективности в последние годы, согласно данным Росстата энергоемкость ВВП в 2000-2008 гг. снижалась в среднем на 4% в год, что существенно выше, чем во многих странах мира. Однако, высокая энергоемкость российского ВВП – это не «цена холодного климата», а наследство плановой экономики, от которого за 17 лет так и не удалось избавиться. Например, в царской России эффективность использования энергии была в 3,5 раза выше, чем в Германии, в 3 раза выше, чем во Франции и Японии, в 4,4 раза выше, чем в Великобритании и США, и в 3,5 раза выше среднемировой. Но несмотря на быстрое снижение энергоемкости ВВП России в последние годы, в 2006 г. она все еще была в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в развитых странах. Поэтому путь к благосостоянию России лежит только по дуге снижающейся энергоемкости

Две трети прироста потребностей экономики в энергетических услугах покрывалось за счет повышения энергоэффективности. Главным фактором снижения энергоемкости ВВП в 2002-2007 гг. были структурные сдвиги. Однако их роль в предкризисные годы снизилась. Важным фактором снижения энергоемкости стал рост загрузки производственных мощностей в процессе «восстановительного» роста. При переходе к «инвестиционному» росту в 2005-2006 гг. вклад этого фактора резко сократился. За счет внедрения новых технологий энергоемкость снижалась только на 1% в год, или примерно так же, как во многих развитых странах. Существенно сократить технологический разрыв с этими странами после 1990 г. так и не удалось. Для сокращения разрыва в уровнях энергоэффективности обновление технологий нужно ускорить, чтобы вклад технологического фактора, по меньшей мере, удвоился.

Снижение энергоемкости на 4% в год до 2020 г. – это не то, что «дано» на перспективу, а то, что еще «требуется доказать». Поэтому, неслучайно снижение энергоемкости ВВП стало одним из важнейших исходных условий формирования вариантов развития экономики на период до 2020 г. В Указе Президента РФ от 4.06.08 №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» сформулирована довольно амбициозная задача снижения энергоемкости ВВП России к 2020 г. не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г.

Ресурсное обеспечение деятельности федерального правительства в сфере повышения энергоэффективности в 1992-2008 гг. оказалось совершенно не  адекватным масштабу поставленных задач. После принятия 3 апреля 1996 г. федерального закона № 35-ФЗ «Об энергосбережении» активизи­ровалась деятельность федерального правительства в сфере повышения энергоэффективности. Однако после кризиса 1998 г. системе управления повышением энергоэффективности стало уделяться все меньше внимания, и постепенно политика повышения энергоэффективности в России на федеральном уровне стала носить фрагментарный характер. Следствием административной реформы 2004 г. стало почти полное выпадение деятельности по повышению энергоэффективности из сферы ответственности и из поля зрения федерального правительства. Из всех действующих Положений о федеральных органах власти только в Положении о Министерстве экономического развития РФ осталось упоминание о работе в сфере повышения энергоэффективности.

Полная реализация потенциала повышения эффек­тивности использования электроэнергии позволит сократить ее потребление на 340 млрд. кВт-ч. Повышение эффективности использования тепловой энергии и сокращение ее потерь в сетях может дать экономию 844 млн. Гкал

В качестве положительных примеров деятельности федерального правительства в нулевых годах можно привести работу прежнего Госстроя по принятию изменений в СНиП «Строительная теплотехника» и принятию в 2003 г. новых СНиП «Тепловая защита зданий», а также реализацию программы «Энергосбережение Минобразования России» в 1999-2005 гг.

Отношение федерального правительства к повышению энергоэффективности должно кардинально измениться. Необходимо восстановить его деятельность по разработке и реализации политики повышения энергоэффективности. В последние годы практически единственным рычагом управления процессом повышения энергоэффективности в распоряжении федераль­ного правительства стали цены на энергоносители. Набор же инструментов в системе должен быть существенно расширен. Необходимо существенно усовершенствовать ста­тистику по энергопотреблению, включая составле­ние единых топливно-энергетических балансов как на уровне страны, так и на уровне регионов.

Сохранение высокой энергоемкости российской экономики влечет:

  • снижение энергетической безопасности России и ее регионов из-за невозможности покрыть потребности растущей экономики в энергии и мощности;
  • снижение потенциала экспорта энергоносителей как препятствие к выполнению Россией геополитической роли надежного поставщика энергетических ресурсов на внешние рынки (есть прогнозы, которые показывают, что снижение экспорта российского газа неизбежно);
  • снижение шансов на успешную реализацию реформ и национальных проектов по причине отвлечения значительных средств на энергоснабжение и подключение;
  • снижение конкурентоспособности энергоемкой российской промышленности на фоне падения цен на сырье на внешних рынках и роста цен на энергоносители на внутреннем рынке;
  • рост нагрузки по оплате энергоносителей на семейные бюджеты, сохранение высокого уровня бедности и падение собираемости коммунальных платежей;
  • необходимость масштабных инвестиций в ТЭК и соответствующего роста тарифов, который разгоняет инфляцию;
  • высокая нагрузка коммунальных платежей на городские, региональные и федеральный бюджеты;
  • высокий уровень загрязнения окружающей среды и сложности при выполнении обязательств по контролю за эмиссией парниковых газов

Оценка технического потенциала повышения энергоэффективности в России показала, что он составляет не менее 45% от уровня потребления энергии в 2005 г. Научно-технический прогресс делает ресурс повышения энергоэффективности возобновляемым. Полная реализация потенциала повышения эффек­тивности использования электроэнергии позволит сократить ее потребление на 340 млрд. кВт-ч, или на 36% от уровня потребления 2005 г. Повышение эффективности использования тепловой энергии и сокращение ее потерь в сетях может дать экономию 844 млн. Гкал, или 53% от уровня потребления тепла в 2005 г. Высокая энергоемкость российской экономики таит в своих недрах самое большое месторождение газа. Потенциал снижения потребления природного газа составляет 240 млрд. м3, или 55% от уровня его потребления в 2005 г., и существенно превышает экспорт газа из России в 2005-2008 гг.

 

Ресурс повышения энергоэффективности в России

Прогнозы динамики добычи и потребления природного газа до 2050 г
Источник: Оценка ЦЭНЭФ

Экономический потенциал повышения энергоэффективности составляет 307-330 млн. тут, или 73-78% технического. Рыночный потенциал равен 269-286 млн. тут, или примерно 87% экономического и 63-68% технического. Капитальные вложения, необходимые для полной реализации технического потенциала повышения энергоэффективности, составляют 324-357 млрд. долл., а капитальные вложения, необходимые для развития ТЭК, оцениваются в сумму более 1 трлн. долл. Единица энергии, полученная за счет наращивания ее производства, требует в среднем в 2-6 раз больше капитальных вложений, чем ее получение за счет использования ресурса повышения энергоэффективности. А во многих случаях повышение энергоэффектив­ности вовсе не требует дополнительных затрат. Если же потенциал экономии газа, нефти и нефтепродуктов экспортировать, то дополни­тельный экспортный доход составит 80-90 млрд. долл. в год. Реализация огромного потенциала экономии энергии позволит России удерживать выбросы парниковых газов на уровне существенно ниже значения 1990 г. вплоть до 2050 г. даже при динамичном развитии экономики.

Полное использование потенциала энергосбережения позволяет развивать экономику в течение 8-12 лет без увеличения потребления первичных энергоресурсов. Попытки же удержать высокие темпы экономического роста с «гирей» высокой энергоемкости чреваты активизацией тормозящей роли ТЭК за счет отвлечения огромных капитальных вложений от развития других секторов экономики.

Структура технического потенциала повышения энергоэффективности (млн. тут)
Источник: Оценка ЦЭНЭФ

Потенциал энергосбережения подобен запасам нефти: он может быть большим, но, пока «скважина» не пробурена и «месторождение» не обустроено, он так и остается в «недрах».

Барьеры повышения энергоэффективности можно разделить на четыре группы:

  • недостаток мотивации;
  • недостаток информации;
  • недостаток финансовых ресурсов и «длинных» денег;
  • недостаток организации и координации.

Для их ликвидации нужна активная государственная политика, причем не на словах, а на деле требуется сделать повышение энергоэффективности приоритетом энергетической стратегии и основным энергетическим ресурсом экономического роста.

Построение в России энергоэффективного общества – это не дружеский жест в сторону мирового сообщества. Это стратегия будущего развития экономики России по «инновационной» траектории. Эра информационных плавно переходит в эру «чистых», «эффективных» и «зеленых» технологий. Быстро формируются и развиваются новые рынки энергоэффективного оборудования, оборудования для использования возобновляемых источников энергии, рынки углеродных квот, «зеленых» и «белых» сертификатов, новых видов топлива. Строятся «пассивные» здания и здания, самостоятельно производящие энергию, и т.д. В этой «гонке за будущим» Россия задержалась на старте. Дальше в нерешительности стоять на старте нельзя, иначе путь «инновационного» развития для России будет закрыт, и она будет обречена на судьбу «грязного» сырьевого придатка динамичной, «чистой» и энергоэффективной мировой экономики.


Оставить комментарий с помощью