14:05, 30 марта 2009   Просмотров: 603

Салоны оперативной полиграфии

Оперативная полиграфия — сравнительно новый вид деятельности на российском рынке. Поэтому даже фирмы, имеющие многолетний стаж в этой области, не используют все резервы и возможности этого бизнеса так, как это делают их зарубежные коллеги. В этой статье будет рассказано об основных характеристиках предприятий оперативной полиграфии и даны некоторые рекомендации вступающим в этот бизнес.

Отличительными особенностями оперативной полиграфии являются:

  • возможность эффективной работы с малыми тиражами, начиная буквально с одного экземпляра;
  • оперативное выполнение заказов, когда на их изготовление уходят считанные минуты и часы;
  • широкая номенклатура выпускаемой продукции и набор дополнительных услуг:
  • выполнение законченного цикла работ — от сканирования до доставки готовой продукции.

Как самостоятельный вид деятельности оперативная полиграфия получила распространение в середине 60-х годов в США. За последующие тридцать лет она претерпела существенные изменения и распространилась по всему миру. Сейчас только в США насчитывается более 30 тыс. предприятий оперативной полиграфии, причем некоторые из них, подобно сети ресторанов "Макдональдс", имеют филиалы по всему миру. Главные изменения за эти годы, конечно, были вызваны появлением новой техники и технологий. Часто эти небольшие предприятия, будучи более гибкими, чем большие типографии, являлись проводниками новинок полиграфии и задавали тон всей отрасли. За счет этого значительно возросли качество и оперативность, расширилась номенклатура производимой продукции.

На американском рынке основными продавцами услуг оперативной полиграфии являются печатные салоны, так называемые принт-шопы (PrintShops). Они выполняют все виды работ, от фотографирования, сканирования оригиналов до финишной обработки готовой продукции, причем предлагается печать любой красочности и сложности. Набор услуг весьма обширен. В него может входить следующее:

изготовление визитных карточек, бланков, рекламных листовок, папок, формуляров, прайс-листов, брошюр-инструкций, книг в мягком переплете, конторских форм на самокопирующей бумаге, открыток и пригласительных билетов, блокнотов, надпечатка конвертов, сувенирной продукции (авторучек, кружек и т.п.), нанесение изображений на ткани (майки, футболки), широкоформатная печать, производство вывесок и рекламных щитов, изготовление штампов и печатей, значков, предоставление услуг связи, отправка факсимильных сообщений и электронных писем, аренда копировальных автоматов, компьютеров, а также продажа сопутствующих товаров (полиграфическая продукция, канцтовары и элементарная оргтехника). Проще перечислить то, что не входит в сферу их услуг, а именно: печать газет, периодических журналов, выпуск книг в твердом переплете и любая продукция большими тиражами (десятки и сотни тысяч экземпляров). Отличительной особенностью предприятий оперативной полиграфии является небольшой штат сотрудников, наличие офиса для приема заказов и компактное расположение оборудования. Часто все предприятие располагается в одной или нескольких смежных квартирах или подвале обычного жилого дома. Несмотря на это, как уже говорилось выше, салоны предоставляют своим клиентам широкую гамму услуг, так как имеют оборудование для замкнутого технологического цикла. Чаще всего заказчик приносит лишь оригиналы или свои идеи, а получает готовую продукцию (иногда и с доставкой).

В России услуги оперативной полиграфии предоставляют как предприятия, созданные непосредственно для этих целей, так и большинство традиционных типографий и издательств. В отличие от американских печатных салонов, они, как правило, предоставляют меньший объем услуг и не торгуют канцтоварами и оргтехникой. Оставим в стороне сложившиеся большие предприятия, занимающиеся мелкими заказами лишь в дополнение к основной работе, для уменьшения простоев оборудования, и рассмотрим подробнее небольшие печатные салоны, созданные именно для решения задач оперативной полиграфии. В пору начала своей полиграфической карьеры в качестве сервис-инженера мне приходилось посещать для обслуживания и запуска множество таких предприятий. Поэтому в своем рассказе я буду опираться на сведения, полученные из практического опыта работ этих салонов. Не могу не упомянуть о самом запоминающемся предприятии подобного плана — о фирме "Альфаграфикс — печатные салоны будущего". Хотя мое последнее посещение этой фирмы произошло пару лет назад, я и по сей день считаю ее эталоном того, как должен быть устроен печатный салон и как должна быть поставлена в нем работа. Может быть, это связано с тем, что основное руководство этим предприятием осуществляют опытные американцы, но результаты достигнуты действительно впечатляющие. Имея небольшой штат опытных сотрудников и хорошо подобранный комплект оборудования, эта фирма даже в моменты сезонных спадов заказов умудрялась работать с трехсменной загрузкой оборудования. Правильное обслуживание клиентов приносило свои плоды, несмотря на относительно высокие расценки. Помню реакцию одного заказчика (видимо, решившего сбить цену), который заявил, что его не устраивает оттенок цвета на свежеотпечатанных буклетах, и услышал в ответ, вместо ожидаемых возражений и торговли, только извинение и просьбу подождать до вечера, пока перепечатают тираж. Пачка продукции, не устроившая клиента, была тут же демонстративно выброшена в корзину. Человек, не ожидавший такого поворота событий, смутился и был готов взять тираж без возражений. Хочу сразу отметить, что фирма "Альфаграфикс" не причастна к публикации и не знает, что о ней пишут. Более того, мне неизвестно сегодняшнее состояние дел в этой фирме — вполне может быть, что с тех пор оно изменилось.

После этого небольшого отступления вернемся опять к основной теме и заглянем внутрь печатного салона. Перечень предоставляемых услуг был приведен выше: сейчас поговорим об оборудовании, необходимом для того, чтобы обеспечить их выполнение. Основной единицей печатного салона является, конечно, печатная техника. Учитывая, что принимаемые в работу тиражи начинаются от одного экземпляра и могут достигать десятков тысяч, обычно используют несколько видов оборудования (принтер, копир, дупликатор, печатную машину) для того, чтобы каждую задачу можно было решить оптимальным образом с минимальными затратами. Подробнее о каждом из этих видов оборудования можно прочесть в специализированной прессе: здесь же дадим лишь их краткие характеристики и обозначим сферу применения.

Цветной принтер

цветной принтер Tektronix 560
О черно-белых принтерах говорить не будем, так как это неотъемлемый атрибут любого офиса, и за его продукцией незачем обращаться в принтшоп. Цветные принтеры могут использовать разные технологии печати — струйную, твердочернильную, лазерную, сублимационную и характеризуются сравнительно малыми скоростями, высокой себестоимостью оттиска и практически нулевым временем на подготовку к печатанию. Наиболее предпочтительны для печатных салонов лазерные принтеры или аппараты, печатающие твердыми чернилами. Они имеют наилучшие технические показатели: скорость до шести полноцветных страниц А4 в минуту, себестоимость страницы формата А4 (в зависимости от заполнения 5- 100%) составляет 0,05-1,0 долл. Достоинством лазерных принтеров является печать с максимальным разрешением до 1200 dpi, а твердо-чернильных — способность работать на любых материалах и полу чение очень ярких изображений со стойкой восковой поверхностью. Принтеры рентабельны при печати оперативной продукции от одного до 100 экземпляров.

Цветной или черно-белый копир

копировальный аппарат Canon
Более дорогостоящие аппараты (в отличие от принтеров) позволяют получать продукцию с большей скоростью. По качеству печати лучшие копиры уступают лучшим принтерам, но их отпечатки имеют меньшую себестоимость, составляющую, в зависимости от модели и процента покрытия, 0,02 — 0,5 долл. за лист формата А4. Дополнительным удобством копиров является возможность оснащения их компьютерным интерфейсом, превращающим копир в принтер, сканер или факсимильный аппарат, и способность выполнять некоторые финишные операции: подборку листов, скрепление, сортировку и др. Его применение оправданно при работе с тиражами от 20 штук до нескольких тысяч экземпляров. В зависимости от скорости и качества печати копиры можно разделить на дне подгруппы. Одна из них (Canon 320, 800, 900, 950) имеет максимальную скорость до 7-10 цветных страниц А4 в минуту, а вторая (Canon 1000, Xerox DocuColor) со скоростью 1800-2000 листов/час может быть причислена к классу цифровых печатных машин.

Цифровые печатные машины

цифровая печатная машина Indigo E-Print 1000
Новый вид печатного оборудования, использующий новые технологии печати, по качеству печати уступает лишь традиционным печатным машинам. На сегодняшний день известно всего несколько моделей цифровых машин: Xeikon DCP и ее OEM-модификации от AGFA, IBM и Xerox, Indigo E-Print 1000, Heidelberg QM- 46 DI. Машины имеют разную производительность: Xeikon DCP и Indigo E-Print 1000, как и высокопроизводительные копиры, печатают со скоростью 2000 листов А4 в час. Немецкая модель может работать с более высокой скоростью 3000-10 000 листов A3 в час, но тратит порядка 20 минут на подготовку к печати. Себестоимость продукции цифровых печатных машин очень высока (0,5-2 долл. за лист А4), что резко ограничивает область их применения на средних и больших тиражах.

Цифровой дупликатор

Цифровой дупликатор Rizo
Аппарат трафаретной ротационной печати с достаточно высокой скоростью работы — до 7000 копий в час. Имеет невысокое качество печати, но может печатать поочередно разными красками. Себестоимость оттиска его ниже, чем у копира, и сильно зависит от величины тиража. Он наиболее рентабелен при тиражах от 100 до 5000 оттисков.

Печатная машина

Малоформатная печатная машина Ryobi 522HX
Имеет наивысшее качество печати и самую высокую производительность 3000-15 000 листов/чае, но требует некоторого времени (15-60 мин) на подготовительные операции, связанные с изготовлением форм и настройкой машины. Себестоимость складывается из двух составляющих: постоянной (стоимость изготовления формы) и переменной (стоимость бумаги и краски). При тиражах более 5000 листов себестоимость будет сводиться к стоимости бумаги плюс 3-4% на остальное. Достоинством печатных машин является их способность печатать на самых разных материалах: рельефной или самоклеящейся бумаге, картоне, пленке, металлической фольге. Рентабельная работа для большинства моделей начинается с 300 листов и не имеет ограничений в большую сторону.

График рентабельности разных видов печатного оборудования
Результаты этого краткого обзора отражены на графике 1, учитывающем качество получаемой продукции и величину тиража. Разноцветными эллипсами показаны области рентабельности применения работы этих устройств. Разумеется, эти области для различных конкретных марок аппаратов не будут совпадать целиком с этими сферами и, возможно, даже будут выходить за их пределы (для наиболее новых или, наоборот, устаревших моделей). Но получить необходимое представление о применении большинства популярных моделей из этого графика можно. Отсюда следует очевидный вывод, что хороший печатный салон обязательно должен иметь несколько разных видов печатной техники, чтобы оптимальным образом охватить весь спектр продукции. Какие именно сочетания выберет владелец типографии, зависит от разных условий, начиная от его финансовых возможностей, площади и места расположения помещения и заканчивая спецификой сп роса в данной конкретной местности. Единого рецепта на все случаи жизни нет, но все же я возьму на себя смелость дать несколько рекомендаций на этот счет.

Во-первых, хороший печатный салон, конечно, должен иметь офсетную печатную машину (а лучше — две). Совет этот основан не только на результатах предыдущих абзацев (печатная машина имеет наибольшую сферу применения, наилучшее качество и самую низкую себестоимость продукции при средних тиражах), но и на соображениях борьбы с конкурентами и прогнозирования будущего (печатные машины имеют самый большой ресурс работы и наиболее заметный рост спроса на их продукцию). Для обеспечения работы с небольшими тиражами возможен выбор между скоростным лазерным или твердочернильным принтером и цветным или черно-белым копиром

Можно также использовать несколько этих аппаратов. Не являясь специалистом в этой области, ограничусь статистикой мировых продаж цветных лазерных принтеров разных производителей. По официальным данным компании IDC* (International Data Corporation), в 1997 году мировые объемы продаж цветных лазерных принтеров распределились следующим образом: Tektronix — 31%, HP — 29%, Lexmark — 12%, Rank Xerox — 11%, Minolta — 5%, QMS — 5%, Apple -4%, IBM- 1 %, Canon — 1 %, другие -1%. Принтеры на твердых чернилах, о которых упоминалось выше, являются оригинальной разработкой одной фирмы — Tektronix. Точными цифрами по копирам не располагаю, сообщу лишь, что первенство на мировом рынке держат аппараты фирм Rank Xerox, Canon и Ricoh (приведены в порядке уменьшения доли), причем Rank Xerox единолично доминирует в классе высокопроизводительных аппаратов, работающих со скоростями свыше 60 листов/мин, a Canon удерживает лидерство среди аппаратов с низкими и средними скоростями работы (7-30 листов/мин).

Дупликатор в этой связке упущен намеренно. Имея опыт работы на этих аппаратах, считаю, что единственной причиной его покупки может быть лишь нехватка средств на приобретение печатной машины или специфические задачи, которые необходимо решить (например, ежедневное размножение прайс-листов в большом торговом центре). В других случаях рекомендую заранее рассчитать загрузку этого аппарата: ведь рентабельная работа дупликатора возможна только в глубинке, в местностях, где отсутствуют типографии и гарантирован спрос на ее продукцию. Причина моей нелюбви к этому "народному аппарату" вызвана несколькими его объективными недостатками. Во-первых, это низкое качество печати и узкий диапазон передаваемых полутонов. Только в этом году анонсирован аппарат, способный печатать с разрешением 600 dpi, причем это усовершенствование достигнуто за счет ухудшения его и без того слабой цветопередачи (вместо 256 градаций серого такой аппарат передает лишь 128). Типичное же растровое разрешение в 400 dpi представляется недостаточным, чтобы привлечь много клиентов. Второй недостаток заключается в сочетании примитивной бумагопроводящей системы аппарата и необходимости печатать каждый цвет за отдельный прогон листа. Недостаток выражается в большом (в пределах 1-4 мм) хаотическом разбросе изображений, напечатанных разными красками на одном листе. За счет этого на дупликаторе принципиально невозможна коммерческая полноцветная печать, а при многоцветной печати приходится применять особые дизайнерские "изыски" для сокрытия ошибок несовмещения, а также делать выбраковку продукции. Третья причина заключается в самой сути трафаретной печати, на принципе которой основаны эти аппараты. Для нормального проникания краски через отверстия мастер-пленки она должна быть очень текучей и не должна засыхать внутри аппарата. Побочным эффектом этого является то, что краска, не сохнущая в аппарате, не высохнет и на печатном листе. Закрепление красочного слоя осуществляется только за счет впитывания его в бумагу. Обычно этот процесс занимает много времени; продукция, отпечатанная на дупликаторе, может быть легко смазана пальцем даже через несколько дней после печати. Именно поэтому не стоит экспериментировать на нем с мелованной бумагой, имеющей плохо впитывающую поверхность: на ней изображение с дупликатора не высохнет никогда. И последней причиной моего скептического отношения к этому аппарату является то, что он имеет жестко ограниченный ресурс работы, составляющий от 5 до 8 млн. оттисков на разных моделях. После отработки этой нормы дупликатор не поддастся ремонту, так как поломки начинают обвально возникать в разных его механизмах и узлах. У печатной машины, например, такой жесткой даты "смерти" нет, и ее можно восстановить до приемлемого уровня даже после нескольких десятков лет эксплуатации.

Выбор и количество принтеров, копиров и печатных машин зависят от задач, стоящих перед салоном, и от толщины вашего кошелька. Обычно начинают с одной-двух единиц, и здесь очень важно не ошибиться в выборе "рабочих лошадок". На последующих нескольких страницах я изложу свою точку зрения по этому вопросу.

При покупке нужно решить две противоположные задачи: затратить минимальное количество средств (зачастую это кредитные деньги) и в то же время получить возможность выпускать привлекательную продукцию. Рекомендую с самого начала делать ставку на печать полноцветной продукции. На Западе даже черно-белые газеты уже становятся редкостью, и эта участь рано или поздно не минует и нашу страну. По крайней мере, в Москве уже сегодня половина рекламной продукции (журналы, буклеты, даже предвыборные листовки) выполнена в цвете. К тому же, хоть это и не всегда рационально, на полноцветном оборудовании всегда можно делать и более простые многокрасочные работы, не беспокоясь при этом за точность совмещения цветов.

Исходя из такой установки, мы сужаем круг подходящих машин. Из большого многообразия предложений некоторые отпадают из-за невозможности печатать качественную цветную продукцию (ПОЛ, Romayor, Dominant), а другие не подойдут для печатного салона из-за дороговизны, излишней массивности и больших габаритов (Heidelberg, Roland). По моему мнению, подтвержденному большой практикой (я принимал участие в полусотне пусконаладок подобных машин), идеальным выбором являются печатные машины Ryobi серии 3300. Эти печатные машины доставляли мне меньше всего хлопот, как с обслуживанием, так и с обучением персонала. Не раз приходилось слышать от руководителей предприятий, что эти машины оправдывали бы свою стоимость, даже если бы печатали хуже.

Вкратце обрисую общий портрет этого оборудования. Во-первых, это однокрасочная печатная машина Ryobi 3300MR/CR (на американском рынке известная также под маркой Itek 3980). Именно на основе этой машины можно открывать свою типографию, если вы впервые вступаете в полиграфический бизнес. По крайней мере, если она вам не понравится или вы быстро "перерастете" эту машину, то на заработанные с ее помощью деньги всегда можно будет купить следующую. Этот путь уже проделали многие типографии в Москве, Новосибирске, Геленджике, Ташкенте, Ашхабаде, Архангельске и других городах СНГ. Отличительной особенностью Ryobi 3300 являются удивительно высокие для машин этого класса качество и стабильность печати при невысокой цене. Бывали даже случаи, когда новые владельцы оказывались не готовы к этому и только после начала работы типографии переориентировали свои заказы на более сложные и прибыльные, начиная давать более смелую рекламу. Также были случаи, когда эта однокрасочная малютка, имеющая габариты 1х2 метра и вес 800 кг, неделями подменяла вышедшие из строя многокрасочные большеформатные машины на период их ремонта. Причем единственные неудобства от этого терпели лишь печатники, сутками не отходившие от машины, а клиенты даже не догадывались об этой подмене. Рассказывать о достоинствах данной машины можно очень долго, но сейчас я не хочу отклоняться от основной темы нашей статьи. В заключение скажу лишь, что из многих десятков владельцев Ryobi 3300 даже через много лет ни один не захотел "избавиться" от нее, хотя спрос на качественные б/у машины в России стабильно высок.

Однокрасочная печатная машина Ryobi 3300 Двухкрасочная печатная машина Ryobi 3302М
Как уже говорилось выше, Ryobi 3300 — это идеальный выбор при ограниченности средств для основания печатного салона, но естественным минусом является ее однокрасочность. Хоть это и не мешает ей выдавать замечательную продукцию за четыре или восемь прогонов листов (при двусторонней цветной печати), назвать такую работу оперативной нельзя. Более приспособленной для этого машиной является двухкрасочная Ryobi 3302M.
Эта более массивная (общий вес около 1300 кг) модель с жесткой литой станиной отличается от предыдущей машины, которая может печатать полноцветную продукцию бизнес-класса, тем, что она и предназначена главным образом для полноцветной печати. Если Ryobi 3300 предпочтительнее для одно-двухкрасочных работ и для выполнения оперативных заказов малыми тиражами (100-5000 оттисков), то двухкрасочную модель выгоднее использовать при печати средних тиражей (1000-50 000 оттисков) полноцветных работ. Боюсь опять скатиться к дифирамбам этой машине, приводить же ее технические характеристики и отличительные особенности не представляется возможным из-за ограниченности объема статьи. О необычайной популярности Ryobi 3302M в Европе и Америке говорит тот факт, что она является абсолютным лидером продаж среди всех моделей печатных машин за последнее десятилетие. Кстати, только этим можно объяснить то, что с момента своего появления (конца 1985 года) эта модель выпускается без серьезных изменений, несмотря на принятый в Ryobi Limited трех-четырехлетний летний цикл выхода новых модификаций. Новая ее модификация — Ryobi 3302 Н — была выпущена лишь в 1997 году, да и то без снятия с конвейера предшественницы. Причем главное отличие Ryobi 3302 Н от 3302M заключается в ее более высокой автоматизации (автоматическая смывка офсетных полотен, полуавтоматическая настройка на формат, новый формный зажим, рециркуляция увлажняющего раствора, наличие выносного пульта управления для зональной регулировки по дачи краски, возможность оснащения компьютерным интерфейсом для начальной настройки подачи краски по готовому файлу и т.п.), что также ориентирует новую машину на выполнение задач оперативной полиграфии.

Очень распространены случаи, когда печатный салон основывается сразу на двух печатных машинах — Ryobi 3300 и Ryobi 3302. В этом случае двухкрасочная машина загружена только полноцветными заказами, а однокрасочная используется для печати одно-трехкрасочных буклетов, визиток и другой более простой продукции. Кроме возможности дублирования оборудования, одинаковый формат печатных форм и бумаги дает возможность унификации технологии на формном и финишном участках. Было много случаев, когда владельцы Ryobi 3300CR расширяли возможности машины дополнительными секциями второй краски. Хотя с такой машиной и не рекомендуется печать в две краски за один прогон, если они имеют большую площадь перекрытия на листе, но производительность машины при печати простой двухцветной продукции удваивается.

Дальше хочу посвятить несколько абзацев новейшим технологиям, врывающимся на порог печатного салона в начале третьего тысячелетия. Как вы, наверное, догадались, речь пойдет о цифровых печатных машинах. Даже из определения видна ориентация этих машин на роль основного оборудования в оперативной полиграфии. Сейчас выпускается несколько разных машин для выполнения цифровой печати по требованию, это 1) Xeikon DCP и ее ОЕМ-модификацни AGFA, IBM n Xerox, 2) Indigo E-Print 1000+ и З) Heidelberg QM-D1. Главным отличием между Indigo и Xeikon с точки зрения потребителя является печать соответственно с листового или рулонного материала, а также вид применяемых красителей. У Indigo применяются иные методики растрирования и жидкие чернила, в отличие от сухого тонера Xeikon, которые обеспечивают более высокое качество печати при более же высокой себестоимости. Эти машины представляют собой "большие принтеры", соединяемые интерфейсом с компьютером и работающие с неплохим качеством и быстродействием. Heidelberg QM-D1, в отличие от них, является офсетной печатной машиной со встроенной системой экспонирования печатных форм. Опять не будем говорить о плюсах и минусах этих машин, хотя, на мой взгляд, у немецкой машины шансов на завоевание популярности все же больше, чем у ее израильского или бельгийского конкурента. Не вдаваясь в технические подробности, отметим лишь хорошую рентабельность этих машин на тиражах от 100 до 5000 экземпляров (на больших они значительно уступают офсету, а снизу их теснят цветные прин теры и копиры) и немного худшее качество, чем у традиционных печатных машин. Основным минусом цифровых машин, который, возможно, будет исправлен со временем, является их высокая цена и себестоимость продукции. Особенно это касается моделей Indigo и Xeikon. В то время как цены на оргтехнику и комплектующие стремительно падают, стоимость этих машин, состоящих в основном из электронных компонентов с ограниченным числом механических узлов (не намного больше, чем в современном копире), "высится", как айсберг посреди ровной поверхности моря. По-моему мнению, даже революционная технология и связанные с ней единичные продажи не оправдывают такой цены.

Создатели традиционных офсетных печатных машин, конечно, не сидели сложа руки, и не ждали, когда весь рынок оперативной полиграфии будет отдан на откуп производителям цифровых машин. Быстрее всех среагировала японская фирма Ryobi Limited. Ее новейшая разработка, четырехкрасочная печатная машина Ryobi 3304Н, явилась таким мощным ответным ударом по повои технологии, что даже встал вопрос о целесообразности последней.
Четырехкрасочная печатная машина Ryobi 3304Н
За счет уникальных конструкторских решений удалось максимально снизить продолжительность подготовительных и вспомогательных операций, необходимых для работы на обычной офсетнои машине. В сочетании с системами Computer-to- Plate (СТР) эта машина прев осходит по рентабельности и скорости цифровые на тиражах, начиная с 300 экземпляров. И это при качестве настоящего офсета (175 Ipi)!

Традиционный офсет дает возможность использовать все многообразие обычных офсетных красок (триадных, Pantone, металлизированных, флуоресцентных) и лаков, любые материалы для печати (бумагу, легкий картон, пленку, металлическую фольгу), распространенные и, следовательно, доступные по цене расходные материалы. Например, одна томская фирма использует свою Ryobi 3304 Н, в числе прочего, для печати этикеток на металлизированной бумаге. Не следует забывать также о возможности принимать заказы в виде цветоделенных пленок, изготовлять аналоговую цветопробу и о других преимуществах традиционной технологии. И главное, такой комплекс будет вдвое дешевле цифровой печатной машины. Не случайно Ryobi 3304Н произвела подлинный фурор в полиграфическом мире с самого момента своего появления (повального спроса на нее не ожидали даже сами ее создатели). В результа те Министерство внешней торговли Японии (страны, где сосредоточено очень много производителей печатной техники и вообще имеющей самый высокий технический потенциал) признало эту печатную машину лучшей национальной разработкой 1997 года.

Теперь вернемся с небес новейших технологий на землю с нашими насущными проблемами и завершим разговор о формировании комплекса оборудования для печатного салона. Как уже говорилось выше, одной из отличительных черт печатных салонов является наличие всей технологической цепочки от процесса верстки до доставки тиража. Для этого предприятию оперативной полиграфии необходимо, кроме печатного, разнообразное формное и финишное оборудование.

Для производства печатных форм, кроме традиционного оборудования "фотонаборный аппарат — проявка — монтажный стол — копировальная рама — процессор пластин", можно порекомендовать и более простые решения. Если целесообразность применения металлических печатных форм, получаемых таким способом, для полноцветной продукции не вызывает сомнении, то для более простых видов работ (печать визиток, бланков и т.п.), составляющих большую часть заказов, имеет смысл применять печатные формы на бумажном или полимерном носителе. Например, в фирме "Альфаграфикс" используют пленочный формный материал Digiplate или Setprint, выводимый прямо с фотонаборного аппарата, а также серебросодержащие формы на бумажной основе, получаемые с помощью формного процессора ITEK. И если время фотопроцессоров, ввиду их дороговизны и низкого качества получаемых форм, уже проходит, то за формами, получаемыми прямо с фотонаборных аппаратов (ФНА) или специализированного аппарата Computer-to-Plate (СТР), будущее. Главным сдерживающим фактором в распространении СТР, как и в случае цифровых печатных машин, пока является относительная дороговизна этих аппаратов.

Принтер для вывода полимерных печатных форм

Изготовить формы для работ, не требующих точного совмещения цветов, можно на обычном лазерном принтере. На нем выводят изображения на прозрачных или матовых пленках для последующего изготовления металлических форм традиционным способом на копировальной раме или делают вывод прямо на полиэфирные формы Omega или Myriad, осуществляя тем самым самый простой вид технологии СТР. По результатам испытании наших клиентов, полиэфирный формный материал обеспечивает печать с линиатурой до 120 Ipi, тиражестойкость до 10 000 оттисков и повторяемость не хуже, чем 1 мм на формате А3. Этого вполне достаточно для производства простой штриховой или акцидентной продукции. (В статье Ширенова Д.Б. "Новая эра в формных процессах", "Курсив" #2 за 1997 г., дается подробное описание этой технологии, и приводятся результаты тестирования полиэфирных печатных форм). Единственным оборудованием, которое необходимо докупить в слу чае применения полиэфирных форм, является лишь автономная печь для обжига форм, или специализированный принтер Xante PlateMaker 3, уже имеющий встроенный блок обжига. Разумеется, принтер Xante PlateMaker 3 может быть использован и для обычной печати на бумаге.

Разнообразное финишное оборудование обеспечивает широту оказываемых салоном услуг. Обязательным инструментом можно назвать лишь резальную машину, без которой работа типографии невозможна. Рекомендую делать ставку на гидравлические машины, так как повышенная нагрузка на резак и отсутствие резервного оборудования в маленьком печатном салоне требуют повышенной надежности этого оборудования. С другой стороны, если значительную долю продукции составляют визитки, не обойтись без небольшого, но точного резака. Остальное оборудование можно докупать по мере развития салона, расширяя тем самым спектр оказываемых услуг. Это могут быть листоподборочная и скрепкошвейная установка, фальцевальный, термографический аппарат, машина клеевого бесшвейного скрепления, перфорационно-биговальная установка, пресс горячего тиснения и нумератор. Сейчас мы не будем рассматривать финишное оборудование подробно, поскольку эта тема очень обширна и заслуживает отдельной статьи.

Еще одной отличительной чертой печатного салона является круг потребителей его услуг. Если большие типографии кооперируются с крупными издательствами, промышленными предприятиями, то львиную долю клиентов печатных салонов составляют небольшие торговые и производственные фирмы, банки, рекламные агентства, учебные заведения и частные предприниматели. Некоторая часть заказов может поступать даже от физических лиц, но, в отличие от Америки, у нас не приходится надеяться на большое количество заказов на частные визитки и приглашения на свадьбу.

На предприятиях оперативной полиграфии работает небольшое количество персонала, но, как правило, многие из работников являются универсалами и способны подменить друг друга на разных участках. Документооборот носит минимальный характер, широко применяются системы компьютерного учета заказов и делопроизводства. Довольно интенсивный труд хорошо оплачивается, причем на лучших предприятиях применяются сложные сдельно-премиальные системы оплаты труда, учитывающие ежедневную выработку, коэффициенты сложности, простои и т.н. Например, в некоторых типографиях печатники после выполнения сменной нормы, исчисляемой в общей стоимости выполненных заказов, за каждый последующий тираж получают солидные премии. Это приводит к заинтересованности в конечном результате каждого работника салона, начиная от управляющего и, заканчивая, уборщиком помещений. В лучших типографиях меня удивляло даже отношение к работе печатников, машины которых находились в ремонте, — они всячески помогали наладчикам и подгоняли их. На участке приема заказов таких типографии все подчинено правилу "клиент всегда прав" (вспомните ситуацию с клиентом "Альфаграфикс", о которой говорилось в начале статьи).

Чтобы закончит статью на оптимистической ноте, скажем, что в оперативной полиграфии в нашей стране большое и светлое будущее. Как и любая другая отрасль, она должна пройти все стадии развития: становление, рост, зрелость, спад. Естественно, рынки разных стран проходят через эти этапы неодинаково. Например, в США стадия становления была весьма короткой, а период роста длился 15 лет, примерно до начала 80-х годов. Затем наступила стадия зрелости, в которой оперативная полиграфия Америки находится и по сей день. Этап роста является наиболее благоприятным, поскольку большинство производителей имеют хорошую прибыль, даже допуская ошибки в своей деятельности. Например, если предприятие закупило лишнее оборудование, то возникшие проблемы будут временными и разрешатся сами собой, как только объем продаж достигнет запланированного уровня. Это произойдет гарантированно, так как рынок не достаточно насыщен и спрос превышает предложение, что обеспечивает ежегодный рост производства. Этап зрелости отличается замедлением или остановкой автоматического прироста продаж, а развитие предприятий продолжается за счет сокращения внутренних издержек: грамотной рекламы, уменьшения брака, сокращения персонала с одновременным повышением квалификации оставшихся и т.п.

В нашей стране качественный скачок в развитии оперативной полиграфии произошел лишь с началом поставок западного оборудования в начале 90-х годов, поскольку доминировавшие у нас до этого отечественные и чехословацкие печатные машины удовлетворяли требованиям печатных салопов с большой натяжкой. Сейчас отрасль находится в стадии роста, и можно с уверенностью сказать, что несколько лет "легкой жизни" ей обеспечено.

Чтобы подтвердить эти теоретические рассуждения цифрами, скажем, что сегодняшняя средняя цена полиграфической продукции в Москве составляет 0,20-2,00 долларов за лист формата A3 с цветным односторонним изображением, причем эти цифры могут увеличиваться за счет малотиражности и срочности изготовления. Себестоимость же продукции была приведена выше. Прибыль и рентабельность вы можете посчитать сами, исходя из средней производительности печатных аппаратов. Таким образом, несмотря на достаточно высокие, в сравнении с другими видами бизнеса (торговая деятельность, строительство и т.п.), начальные вложения, этот вид производства имеет все шансы для дальнейшего бурного развития. Как и везде, больший выигрыш получат те, кто раньше других ступит на этот путь и сделает верную ставку — ставку на лидера.

Шарифуллин Марсель
август, 1998 г.


Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков