Сегодня у школьников есть три «дороги в жизнь»: окончить одиннадцать классов, получив диплом об общем среднем образовании, пойти учиться в ПТУ, техникум, колледж, дабы получить среднее специальное образование, поступить в ВУЗ. Не секрет, что многие выбирают последний вариант, напрочь отметая первые два. Казалось бы, причем здесь бизнес, когда речь идет чисто об образовательной тематике? Так-то оно так, но не совсем. Выяснилось, что именно бизнес больше других страдает от такого перекоса. И это касается как промышленных гигантов, так и небольших частных компаний со штатом в несколько человек.
Сразу оговоримся — мы не будем останавливаться на всех тонкостях российской образовательной системы, да и тема это совсем не наша. А вот пройти мимо того, как известный российский предприниматель Михаил Прохоров, участвуя в недавнем заседании госсовета, возмущался тому, что подобный перекос очень мешает бизнесу, мы никак не можем.
Так что же вызвало гнев бизнесмена? Все просто — он уверен, если дела в образовании так пойдут и дальше, то скоро просто некому будет работать. Ведь уже сегодня соотношение специалистов с высшим и средним образованием составляет 7 к 3. При этом в потребностях бизнеса на специалистов с высшим образованием приходится 20 процентов, а 80 процентов — на людей со средним и средним специальным образованием.
Если говорить просто, то это значит, что, например, долгожданный “народный автомобиль” Михаила Прохорова собирать будет некому. Проектировщиков найдется достаточно, управленцев и инженеров будет хоть отбавляй, как и дипломированных маркетологов с финансистами. А вот тех, кто будет стоять у станка и воплощать все идеи конструкторов в жизнь, придется очень долго искать.
"На фоне ускорения роста экономики страны, начиная с 2000-х годов, проблема избыточных трудовых резервов в большинстве секторов народного хозяйства постепенно уступила место дефициту кадров – как управляющих, так и квалифицированных рабочих, — подчеркивает ректор Учебного центра «ФИНАМ», к.э.н. Ярослав Кабаков. — Однако, стоит учитывать, что к этому моменту в сфере высшего и специального образования в условиях экономических проблем 90-х уже активно шла разбалансировка наследия достаточно стройной советской системы (не отвечавшей, впрочем, в полной мере вызовам новой рыночной экономики). Прежде всего, стоит отметить появление огромного количества коммерческих ВУЗов (сегодня их почти столько же, сколько государственных) поступить в которые из-за низкого конкурса мог практически каждый желающий. При условии низкого качества это подрывало здоровую конкуренцию в сфере высшего образования и делало его формально существенно более доступным. Одновременно обесценивалось среднее специальное образование. На долгие годы – фактически до начала экономического подъема – оно стало заметно менее востребованным".
О причинах такой ситуации, когда почти каждый поступает в ВУЗ, а в сторону ПУТ и техникумов почти никто не смотрит, можно спорить бесконечно, и каждый сможет доказать свою правоту. Мы не будем вступать в этот спор, лишь подчеркнем неоспоримую истину: престиж рабочих профессий в современной России критически низок. Как сказал Михаил Прохоров, в глазах современной молодежи рабочий — это Равшан и Джамшут из «Нашей Раши».
Неоспоримо и другое утверждение — ПТУ превратились в "камеры хранения для трудных подростков". И это, действительно, так. Вспомните, сколько раз вы говорили или слышали следующее: “Вот будешь плохо учиться в школе, отправим тебя в ПТУ. Ну а там мало не покажется”. Вам после такого хочется идти осваивать рабочую профессию?
По словам генерального директора компании «ЕвроЛаундри» (продажа оборудования для прачечных и химчисток) Андрея Терехова, перекос действительно существует, и специалистов со средним образованием не хватает. Нет проблем найти специалиста по рекламе, юриста или маркетолога, а вот, например, найти сотрудника, который занимался бы установкой и обслуживанием оборудования, действительно сложно.
"На нашем рынке продать оборудование, не оказывая услуг по установке, пуско-наладке и обслуживанию, практически невозможно, — продолжает Андрей Терехов. — Иногда именно качественный послепродажный сервис, а не характеристики оборудования, является ощутимым преимуществом. Поэтому грамотные техники с опытом работы — буквально на вес золота, и за них идет жесткая борьба среди участников рынка. Но часто обучать технических специалистов приходится внутри организации буквально с нуля, а это трудно, невыгодно и долго... К сожалению, другого выхода часто нет".
По мнению Ярослава Кабакова, в будущем ситуация только ухудшится, а через 15 лет проблема дефицита кадров приобретет системный характер. Причем дело здесь не только в существующих стереотипах и подходе к образованию.
"Основной фундаментальный фактор – крайне сложная демографическая ситуация, — продолжает эксперт. — Сначала заметно сократится число студентов на фоне падения рождаемости, а в дальнейшем мы получим и усугубление на рынке занятости. И, вполне возможно, что в сфере среднего специального образования, эти процессы, действительно, проявятся раньше".
Конечно, критиковать может каждый. Куда сложнее предложить реальные методы по выходу из сложившейся ситуации. Участники заседания госсовета, где и прозвучали резкие выпады в адрес российского образования, такие методы предложили. Один из них — очень тесно связать средние специальные учебные заведения с бизнесом, а особенно с малым и средним.
По словам Дмитрия Медведева, крупный бизнес уже активно участвует в подготовке для себя профессиональных рабочих. Так, при одних промышленных гигантах уже появляются собственные учебные центры, а другие тесно сотрудничают с ПТУ. Как это выглядит? Промышленники говорят, кого и с какими навыками они хотят получить, помогаю учебному заведению как материальной базой, так и финансово. В итоге компания получает работников со средним специальным образованием подготовленных именно так, как требуется, а не так, как велит написанная кем-то наверху учебная литература.
Теперь же настала очередь и небольших компаний присоединиться к этому тренду. Понятно, что в одиночку маленькая фирма, например, строительная, не сможет обеспечить учебное заведение необходимой материальной базой и финансами. Да и принять на работу она сможет далеко не всех выпускников.
Казалось бы, ситуация тупиковая. Но, как считает президент, это не так. По мнению Дмитрия Медведева, «нужно набирать пул из местных представителей малого и среднего бизнеса, которые ориентированы, например, на те или иные профессии — те же самые строительные ПТУ».Такие пулы и должны участвовать в софинансировании учебных заведений.
Подобный пул, например, могут создать предприятия строительной отрасли, где есть множество небольших фирм. Они все нуждаются в квалифицированных кадрах. И дабы получить таких работников, подготовленных именно так, как необходимо работающему бизнесу, подобные пулы должны частично финансировать профильные учебные заведения.
Бизнес, в лице Михаила Прохорова, призвал изменить подход к подготовке специалистов в подобных учебных заведениях. Например, он считает, что профессиональное образование нужно отделить от общего, а начальные знания рабочий должен получать за 5-6 месяцев.
Другое предложение Прохорова — разрешать учиться в ПТУ только после 11 класса. Тогда для получения начального профессионального образования будет достаточно 6–8 месяцев, ну среднее специальное образование можно будет получить за два года.
Интересная получается картина перекройки системы образования в угоду бизнесу, не так ли? Ну а финальным штрихом здесь можно считать предложение резко сократить число российских ВУЗов, а их преподавателей, включая профессуру, перевести на работу в ПТУ нового типа, активно поддерживаемые бизнесом.
Дело за малым — убедить преподавателей и студентов сменить одни три буквы на другие.