14:40, 08 февраля 2010   Просмотров: 464

Обострившийся рабочий вопрос

Автор:

Елена Полякова
Фото с сайтов pics.kz, gazeta.ru, expert.ru, ulfx.ru

Одним из главных результатов современного этапа научно-технической революции стало превращение человека в главную движущую силу производства. Поэтому сегодня для завода персонал является основным богатством. Сущность управления персоналом заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального их использования. Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки, а так же наилучшего производственного опыта.
 
Известный ло­зунг «Кадры решают все» в рыночных условиях приобретает первостепенное значение. Сегодня можно сказать, что экономика России претерпела существенные реформы. Но ответить утвердительно на вопрос: «Произошло ли это с системой подготовки кадров?», нельзя. Более того, можно утверждать, что утерян ряд элементов существовавшей системы подготовки кадров на заводе, например наставничество, внутрипроизводственное обучение и др.
 
На сегодняшний день проблема подготовки рабочих кадров на заводе стоит очень остро, к основным способствующим факторам можно отнести:
  • кадровый состав рабочих на заводе стареет;
  • молодежь идет неохотно;
  • низкая, и не всегда вовремя выплачиваемая, зарплата.
  • отсутствие имиджа рабочих профессий и др.
Кроме того, сегодня трудно, а иногда и невозможно подготовить квалифицированного рабочего 5- 6 разрядов. При этом спрос ежегодно возрастает. Как показывает статистика центров занятости, в стране дефицит рабочих специальностей. Не секрет, что за рабочими разных профессий сейчас идет настоящая охота со стороны кадровиков. На заводы их приходится привозить даже из других регионов. Найти квалифицированного специалиста с высшим образованием легче, чем опытного сварщика или крановщика. Зачастую на рабочей должности заняты специалисты с высшим образованием, ожидающие, когда освободиться место наверху. Сегодня наметилась тенденция переманивания высококвалифицированных рабочих. Существует и сезонная миграция этих специалистов.
 
Учебным заведениям выгодно выпускать юристов, менеджеров, бухгалтеров и экономистов, так как это очень экономично – нужны лишь парты и доска. Для обучения же слесарей и токарей необходимо большое количество учебного оборудования и различных макетов.
 
Отметим, к причинам нехватки специалистов, так же относятся:
  • отсутствие в профессиональных училищах современного оборудования и технологий;
  • нехватка высококвалифицированных мастеров производственного обучения;
  • отсутствует мотивация;
  • отсутствует или, имеется, в лучшем случае, неэффективная работа внутрипроизводственной системы подготовки рабочих кадров;
  • разрушена система наставничества на предприятиях;
  • нет единой кадровой политики в сфере подготовки рабочих кадров.
Очевидно, что эти проблемы ни училища, ни предприятия самостоятельно решить не смогут. 
 
Для того, что бы рабочий охотно шел на завод, политика государства должна быть направлена на конкурентоспособность специалиста, что в свою очередь обеспечивается следующими условиями:
 
— специальность (профессия) затребована на региональном рынке труда;
— количество специалистов в разрезе специальностей (профессий) со­гласуется с потребностями страны на сегодняшний день и ближайшую пер­спективу;
— содержание учебных планов и программ, по которым велась подготовка (переподготовка) специалиста, организация учебного процесса, обучающие технологии отвечают требованиям сегодняшнего дня.
— выпускник после окончания учебы должен быть полностью готов к рыночным отношениям (знания, умение, психо­логический настрой).
 
Качество подготовки кадрового рабочего состава для завода — это деятельность руководства по обеспечению готовности кадров к выполнению работ в соответствии с требованиями. Организация подготовки кадров, должна осуществляется на основе принципов всеобщности, обязательности, непрерывности и иерархической последовательности.
 
Принцип всеобщности означает, что подготовка в области качества охватывает все уровни кадров организации — от его высшего руководителя до рабочего.
 
Принцип обязательности — обучение и повышение квалификации в области качества являются служебной обязанностью каждого работника организации.
 
Принцип непрерывности — обучение и повышение квалификации работника организации рассматриваются как планомерный и непрерывный процесс, направленный на его профессиональный рост.
 
Принцип иерархической последовательности подразумевает, что подготовка кадров в области качества начинается с высшего уровня и подготовка каждого нижеследующего уровня ведется только после подготовки вышестоящего уровня.
 
Согласно стандартам ИСО подготовка в области качества должна охватывать все уровни кадров организации: руководство, работников отделов и служб, линейных инженерно-технических работников и рабочих. Каждый сотрудник завода вне зависимости от того, на какой ступени служебной иерархии он находится, должен понимать возложенные на него обязанности в области качества, представлять свою роль в системе качества и последствия плохой работы.
 
Главное в подготовке руководящего состава заключается в том, чтобы он понял основные принципы системы качества и приобрел умение принимать эффективные решения, касающиеся ее разработки, внедрения и функционирования. Деятельность руководства должна быть ориентирована на формирование политики в области качества и создание надлежащих условий для ее реализации. Совершенно очевидно, что подготовка руководителей организации должна предшествовать подготовке других категорий работников.
Подготовка работников отделов и служб, имеет целью обеспечить его современными методами решения вопросов качества. Эта категория работников должна обладать способностью решать все методические вопросы, связанные с реализацией функций системы качества. Подготовка специалистов не должна замыкаться только на тех, кто непосредственно отвечает за качество. Ее должны пройти и те, кто занимается маркетингом, проектированием, технологией, экономикой и т. п. При этом особое внимание должно уделяться методам анализа и оценки затрат на качество, методам функционально-стоимостного анализа, статистическим методам, методам проведения исследований и др.
 
Подготовка линейных инженерно-технических работников ориентирована на их более активное участие в системе качества. При этом особое внимание уделяется подготовке в области сбора и анализа статистической информации о ходе технологических процессов.
 
Все рабочие проходят всестороннюю подготовку, обеспечивающую приобретение методов и навыков, необходимых для правильного выполнения рабочих процедур с использованием соответствующих инструментов, оборудования и механизмов, чтения и понимания проектной и другой документации. При подготовке обеспечивается однозначное понимание взаимосвязи между обязанностями работников, качеством и техникой безопасности на рабочих местах.
 
В современных условиях руководству любой организации следует признать — существование экономически эффективной компании попросту невозможно без продуманной системы подготовки кадров. Причем, это касается как рядовых работников, так и менеджеров высшего звена. Само собой разумеется, что такая система должна быть прекрасно организована.
 
Современное производство предъявляет высокие требования к рабочим кадрам и системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации в условиях рыночных отношений. В ходе научно-технического прогресса одни профессии отмирают, другие появляются, третьи модифицируются. Уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Всё это порождает необходимость в новых формах подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
 
На сегодняшний день характерной особенностью системы подготовки кадрового рабочего  состава завода  является готовность и возможность работников быстро изменить свою профессию и степень ответственности, а значит, и способных обучиться новой профессии. Они должны быть объективно готовы справиться с новыми профессиональными функциями и способны воспринять эти изменения как нормальный режим современного производства.
Таким образом, общие требования к кадровой политике на заводе в современных условиях сводятся к следующему:
 
1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития предприятия.
 
2. Кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной,
поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой — динамичной, т. е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации.
 
3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для завода,
кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т. е. исходить из его реальных финансовых возможностей.
 
Поэтому, кадровая политика в новых условиях направлена на формирование такой системы работы с кадрами на заводе, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений.


Оставить комментарий с помощью