12:41, 21 ноября 2013   Просмотров: 997

Так ли хорош франчайзинг, как его малюют?

В США и Европе предпринимательская деятельность по франшизе уже давно является отдельным направлением в малом и среднем бизнесе. Принцип прост и понятен. Есть желание открыть свое дело, располагаешь небольшим стартовым капиталом, но боишься пуститься в самостоятельное плавание, не имея опыта? Начни бизнес «под крылом» известного бренда. Например, можно открыть кафе или магазин офисной мебели под маркой раскрученной компании.

Приобретение мастер-франшиз – отличный вариант для начинающих, ещё не «нюхавших пороху» предпринимателей. По оценкам экспертов, за рубежом стабильность дела с использованием франчайзинга почти на 15% выше, чем у самостоятельного бизнеса. То есть, «старший брат» уже просчитал все риски, на своем собственном опыте увидел все плюсы и минусы этой деятельности, наконец, проанализировал допущенные ошибки. Франчайзи остается только работать, опираясь на полученную информацию. Успех, в таком случае, практически обеспечен.

Однако так обстоят дела в Америке и Европе. У России, как всегда, «свой путь».

Франчайзинг по-российски

Трудности начинаются с самого начала. Идея франчайзинга в нашей стране претерпевает изменения в своей сути – открытости и доверии между партнерами. Крупные компании, предлагающие мастер-франшизы, не спешат делиться своей финансовой информацией (доходами, издержками, убытками, «серой» бухгалтерией) с потенциальными покупателями. А вот плюсы, истории о суперокупаемости и нереальной рентабельности охотно описываются будущему партнеру. Связано это с тем, что на первом месте у франчайзеров – получение сиюминутной прибыли от партнеров, работающих по их мастер-франшизе (до 15% от оборота). Они не задумываются на тем, что незнание ряда нюансов может привести начинающего франчайзи к скорому банкротству. Как следствие, предприниматель часто вкладывает деньги в полусырую франшизу, фактически приобретая «кота в мешке». При этом компания-франчайзер знает, что потеряв одного партнера, всегда на его место найдет другого.

Не менее серьезной проблемой, как ни странно, является выбор самой франшизы. Во что вложиться? Рейтинги различных аналитических компаний разнятся в «показаниях». Да о чем говорить, если даже эксперты российского Форбс составили список франчайзеров, основываясь на полупроверенных данных. Отчего такая ситуация? Просто всё взаимосвязано: большинство компаний, как уже говорилось выше, не хотят распространяться о своем состоянии дел, и недостаток информации приводит к размытости общей картины. Такое положение вещей, конечно, никак не способствует развитию франчайзинга в России. Именно поэтому ведущие представители этого бизнеса создали инициативную группу и уже более 10 лет пытаются снабжать потенциальных франчайзи актуальной и достоверной информацией.

В целом ситуация постепенно меняется. Положительную тенденцию отмечают все специалисты. Но до зарубежного уровня ещё очень далеко. Для подавляющей массы начинающих франчайзи ориентиром в выборе бренда, под которым они планируют работать, является количество новых точек, открытых за последний год. А это далеко не решающий и объективный показатель! К примеру, компания декларирует, что открыла 120 новых магазинов, а по факту их было 215, из которых в этом же году 95 уже успели обанкротиться. Но об этом же будущему партнеру никто не скажет. Ему представят исключительно радужную картину.

Вендинг – рай для малого бизнеса

Этот вид бизнеса бывает как самостоятельным, так и франчайзинговым. В первом случае предприниматель приобретает у компании-поставщика несколько торговых автоматов по продаже снеков и различных напитков. Сам ищет места для их размещения, договаривается об условиях (аренде) за установку аппаратов, снабжает их продукцией и, конечно, выступает в качестве техника.

Во втором случае происходит слияние вендинга с франчайзингом. К примеру, сеть кофеен, развивающаяся по франшизе, параллельно развивает сеть автоматов под таким же брендом. То есть налицо способность одного успешного проекта помочь в развитии другого.

На сегодняшний день вендинговый бизнес в России – прерогатива малых и семейных предприятий. Если говорить не о самостоятельном (это отдельная тема), а о франчайзинговом вендинге, то сейчас он является не только одним из наиболее доступных видов бизнеса, но и одним из самых динамично развивающихся в нашей стране. Во-первых, он почти не требует вложений. Автоматы принадлежат владельцу венд-сети и по договоренности с ним вы платите либо аренду за них, либо процент от прибыли. Во-вторых, задача франчайзи – только в своевременном снабжении аппаратов продукцией. Проблемы, связанные с техническим обслуживанием, размещением автоматов и ряд других вопросов решаются, обычно, их владельцем. Вообще, здесь огромное поле для экспериментов. Договориться, кто и за что будет отвечать, определиться с финансовой частью можно, как говорится, «на берегу». В любом случае выиграют оба партнера.

Трудности в вендинговом бизнесе, конечно, есть. И заключаются они в следующем. К сожалению, в России вендинговые автоматы почти не производят. Закупать их приходится за границей. А это дополнительные расходы. Можно работать через дистрибьюторов, но это не намного выгоднее. Они также стремятся покрыть свои расходы на транспортировку, включая их в конечную стоимость аппаратов.

К другой проблеме относится конкуренция со стационарными заведениями общественного питания. Какому же кафе понравится, если люди будут покупать напитки не у них, а в рядом стоящем автомате или даже автоматах? Причем, у последнего цена ниже, чем в том же кафе, из-за отсутствия высокой аренды и трат на зарплату персоналу. Случается, что это вызывает трудности с размещением аппаратов на одной территории с точкой общепита, потому что арендодатель получает больше средств от последнего и не желает создавать напряженность.

Тем не менее, будущее у вендинга и, особенно, у франчайзингового вендинга хорошее. В среде малого бизнеса он набирает популярность своей доступностью. А на фоне массового избавления от различных киосков, освобождающаяся ниша превращается в настоящий рай для вендинга. Стремительно формирующемуся рынку автоматной торговли всё больше внимания начинают уделять власти. К примеру, в Москве разработана программа, согласно которой к 2015 году вместо киосков будет размещено свыше 90 000 автоматизированных торговых точек.

Владислав Пермин, специально для Equipnet.ru


Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков