14:24, 09 июля 2010   Просмотров: 1192

Практика бизнеса: аутсорсинг. Что? Зачем? Почему?

Автор:

Иван Перминов
Адрес для писем в редакцию: redaktor@equipnet.ru

Аутсорсинг (англ. outsourcing) дословно означает «использование внешних источников» и часто переводится как «кооперация», «субподряд». В сегодняшних реалиях под аутсорсингом понимается передача некоторых функций предприятия и связанных с ними активов в управление профессиональному подрядчику. К подобной практике прибегают как крупные монополисты, так и собственники малого бизнеса. По сути, размер компании не имеет значения. Смысл перехода на аутсорсинг заключается в том, что услуги подрядчика обходятся предприятию дешевле, чем самостоятельное управление. При этом появляется возможность освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления. Что и как можно отдать аутсорсерам в России?

Бери, не стесняйся!

Некоторые виды деятельности могут потребовать вложения больших средств или сами по себе обременительны, если выполнять их силами компании. Например, требуется длительное обучение или наличие определенных материальных и нематериальных активов. Если с материальным разобраться можно – имея в кармане достаточно средств. С нематериальным куда как сложнее. Ведь доверие, например, покупателей или поставщиков можно заслужить только со временем. Собственно, возникновение такой ситуации, когда Вам что-то нужно, а сами Вы этого сделать не хотите или уверены, что кто-то сделает это лучше – уже можно считать предпосылкой для аутсорсинга. На сегодняшний день в мире существует множество разновидностей аутсорсинга бизнес-процессов, многие из которых успешно применяются и на российских предприятиях. Вот основные из них:

Справка
Считается, что «пионером» аутсорсинга стал американский бизнесмен Росс Перро. В 1962 году его компании EDS взяла на себя сопровождение всех информационных потоков корпорации «General Motors», сэкономив ей порядка 4 миллиардов долларов за год.
1. Аутсорсинг в сфере ИТ — передача стороннему подрядчику ряда внутренних услуг и (или) внутренних сервисов компании-заказчика, в том числе на основе использования его программных продуктов, приложений, технических средств и фрагментов инфраструктуры. Простейшим вариантом подобной практики является хостинг сайта компании. Абонентское обслуживание компьютеров — наиболее распространенный на практике вид аутсорсинга. При таком виде обслуживания заказчику предлагается комплексный набор услуг, позволяющий ему обойтись без собственного системного администратора или же значительно снизить его загрузку. На практике те же фирмы часто оказывают сопутствующие услуги: поддержка работоспособности оргтехники, модернизация компьютеров, прокладка локальных сетей, IP-телефония и настройка АТС, ИТ-аудит и консалтинг. Поэтому обслуживание компьютеров часто приобретает форму обслуживания всего комплекса информационных систем предприятия-клиента.

2. Аутсорсинг в финансовой сфере. Компания передает функции учёта и отчетности компании-аутсорсеру. Таким образом, бухгалтерская компания может полностью выполнять все функции бухгалтерии предприятия. Обеспечение взаиморасчетов с персоналом, то есть обеспечение выплат заработной платы, премиальных, командировочных, пособий, компенсаций через стороннюю службу, например, банк.

3. Аутсорсинг в сфере управления персоналом. Любая компания вынуждена решать задачи, связанные с управлением персоналом: найм сотрудников и увольнение, расчет компенсаций и налоговая отчетность. Практика аутсорсинга процессов управления персоналом широко распространена в России, этим занимаются различные кадровые агентства.

4. Аутсорсинг в области маркетинговых коммуникаций. Ещё одним распространённым примером аутсорсинга бизнес-процессов является аутсорсинг процессов в области управления взаимоотношениями с клиентами. Многие компании используют именно этот тип аутсорсинга, размещая, например, колл-центры в местах с дешевой рабочей силой, то есть в небольших городах вместо мегаполисов.

5. Правовое и информационное обеспечение. Нередко компании вместо штатного юриста предпочитают пользоваться аутсорсингом. Как правило, это обходится значительно дешевле, чем содержание собственного специалиста.

6. Аутсорсинг издательской и рекламной деятельности. Типичными примерами аутсорсинга также являются передача стороннему исполнителю функций перевода, печати, издание корпоративных газет и журналов, организация рекламных компаний и прочее.

7. Логистический аутсорсинг. Приобретение у третьей стороны услуг по транспортировке товара, его складированию, охране и так далее.

Нужно отметить, что реализация этих и других видов аутсорсинга возможна для большинства предприятий независимо от их размера, формы собственности и пр. факторов.

Аутсорсинг: преимущества и недостатки

Аутсорсинг предполагает отказ от самостоятельного исполнения ряда функций за счет передачи их поставщикам товаров и услуг, а также другим партнерам. Передача в аутсорсинг части функций компании стратегически целесообразна, если:

  • Справка

    В России на аутсорсинг чаще всего передаются: ведение бухгалтерского учёта, обеспечение функционирования офиса, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности.

    Среди основных тенденций общероссийского рынка аутсорсинговых услуг можно назвать смену ориентации компаний на средний и мелкий бизнес, региональное расширение крупных компаний, а также проникновение международных «игроков» на региональные рынки России.

    Независимые партнеры выполнят их лучше и дешевле;
  • Этот вид деятельности не является конкурентно значимым и его передача в аутсорсинг не угрожает ключевой компетенции, возможностям и ноу-хау компании. Широко распространена передача в аутсорсинг обслуживания оборудования, обработки данных, ведения бухгалтерского учета и ряда вспомогательных административных функций компаниям, специализирующимся на этой деятельности;
  • Если снижается риск, связанный с изменениями технологии или покупательских предпочтений;
  • Это повышает организационную гибкость и оперативность принятия решений, сокращает время разработки и выведения на рынок новых товаров, снижает издержки на координацию;
  • Позволяет компании сосредоточиться на основном бизнесе.

Таким образом, аутсорсинг позволяет компании-заказчику сократить издержки и значительно снизить трудоёмкость и затраты. Тем самым сконцентрироваться на основных бизнес-процессах компании, не отвлекаясь на вспомогательные.

Выгоды:

1. Позволяет сосредоточиться на тех операциях, которые эффективно выполняются силами компании, и тех, которые стратегически целесообразно сохранить под ее контролем;

2. Обеспечивает большую гибкость компании: проще и дешевле найти новых «поставщиков» с необходимыми возможностями и ресурсами, чем перестраивать внутреннюю деятельность компании;

3. Снижение стоимости реализации бизнес-процесса за счет сокращение издержек (услуги аутсорсера, как правило, обходятся дешевле, по сравнению с зарплатой штатной единицы, которой нужно платить круглый год), при этом, компания экономит на налогах на зарплату штатной единице. А главное, освобождает внутренние ресурсы компании для других целей;

4. Увеличение качества получаемых продуктов или услуг. За счет знаний, опыта, технологий, оборудования подрядчика.

Недостатки аутсорсинга:

  • Передача любого бизнес-процесса на аутсорсинг требует наличия в компании подготовленных специалистов, которые следят за качеством и стоимостью предоставляемых услуг;
  • В случае передачи ключевых бизнес-процессов на аутсорсинг компания за свои деньги создает себе конкурента на рынке;
  • Аутсорсер может поднимать цены или неудовлетворительно выполнять свою работу. А поиски нового могут быть достаточно затратным делом.

Также необходимо помнить, что компания рискует вывести за свои пределы слишком многие виды деятельности и лишиться части собственных ресурсов и возможностей, которые в течение длительного времени обеспечивали ей успех на рынке.

Как выбрать?

Принимая решение о выборе компании-аутсорсера заказчику не нужно ломать голову и изобретать велосипед. Выбрать себе надежного помощника, при деловом подходе разумеется, не сложнее, чем купить автомобиль. По большому счету, критериев не так много. Первая группа критериев имеет прямое отношение к репутации компании-аутсорсера на рынке. Опыт успешного сотрудничества с другими компаниями, их отзывы, рекомендации, известность и репутация, примеры успешных проектов. Огромное значение имеет высокий профессионализм и большой опыт работы сотрудников компании-аутсорсера. Вторая группа связана с уровнем организации самой компании-аутсорсера. Она должна быть четкой, структурированной, документированной, прозрачной и последовательной, демонстрировать системную работу по достижению результата. Немалую роль играет и стоимость услуг. Согласитесь, если вы заплатили «пять копеек», требовать результатов «на рубль», как минимум, глупо.

Важно помнить, что на начальном этапе сотрудничества на первый план выходит правильная постановка задач. Чем больше аутсорсер будет знать о нанимателе, его целях и проблемах, тем более эффективное решение будет предложено. Размытая постановка задачи — верный путь к взаимному неудовлетворению. Если клиент не знает, чего хочет, то даже самый продвинутый и успешный аутсорсер вряд ли сможет ему помочь.


Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков