10:06, 02 февраля 2010   Просмотров: 532

Радиоэлектроника как зеркало национальной экономики

Автор: Александр Ситников
Фото с сайтов informatika.zn.uz, electrostoy.ru, cnews.ru, 3dnews.ru, nastroisam.ru

Ведущие отечественные производители радиоэлектроники, объеденные в ассоциацию АПЭАП, разработали проект развития своей отрасли до 2025 года. Этот документ направлен на преодоления отраслевого кризиса и ставит своей целью увеличение доли потребления российской электроники на внутреннем рынке до 50 процентов.

По мнению  главного эксперта Управления радиоэлектронного комплекса государственной корпорации «Ростехнологии» Михаила Критенко, отставание производителей отечественной радиоэлектроники от мировых транснациональных лидеров носит системный характер и является следствием «фактического отсутствия отечественного рынка электроники».

Для сравнения, американская электронная промышленность в 2008 году экспортировала на внешние рынки продукции на 190 миллиардов долларов. Восточные драконы — Япония, Китай, Южная, Корея и Тайвань — на 449 миллиардов долларов. 

Эти цифры особенно впечатляют против наших «символических»  400 миллионов долларов. Не менее удручающе картина выглядит там, где, казалось, господствует национальный протекционизм, то есть на отечественном рынке. Если электронщики США и Китая продают внутренним  потребителям почти половину своей продукции, то в России этот на этот показатель приходится лишь пятая часть.

Видимо, подобные контрасты и подтолкнули АПЭАП к созданию новой программы развития отрасли. Цели, которые декларирует специальный проект, являются амбициозными, в хорошем смысле слова. В самом деле, есть за что побороться. В настоящее время емкость российского рынка электроники оценивается в 45 миллиардов долларов, в то же время   национальная отрасль занимает нишу в 9 миллиардов долларов. То есть речь идет о 13 миллиардов долларов в год, которые  планируется «перехватить» у иностранцев.

микросхемы

И все же АПЭАП оптимистично смотрит в будущее, опираясь на имеющиеся преимущества. Это, прежде всего, высокий уровень обучения специалистов и наличие инженерных школ, а также — потенциал внутреннего рынка. Он «способен быть опорным для начала развития российских компаний-разработчиков и производителей электроники».

В проекте указываются и угрозы, которые могут воспрепятствовать реализации стратегии. Главные из них — «слабый» менеджмент, недостаточная культура производства, неконкурентоспособные технологии, самоизоляция предприятий, слабая инфраструктура и, конечно, административный фактор. К последнему относят неэффективные  таможенное и налоговое законодательства.

Анализируя ассортимент национальных производителей электроники, эксперты проекта отмечают узкоспециализированную направленность продуктов, в основном, на ВПК. Как правило, это штучные (эксклюзивные) и мелкосерийные радиоэлектронные изделия, реализуемые  на закрытых российских рынках, доступ к которым иностранным компаниям запрещен законодательно.

Для таких потребителей главным критерием является высокое качество и надежность. Профессор МАИ Аркадий Медведев оценивает потребности национального ВПК в электронике почти в четыре миллиардов долларов. Понятно, что оправданный протекционизм обеспечит оборонным электронщикам контракты и рост производства. Однако увеличение объемов будет ограниченно госзаказам.

Поэтому основной потенциал роста разработчики проекта видят в гражданском секторе. Как раз здесь и начинается самое интересное и противоречивое.

Для начала — одиозное таможенное регулирование, где «пошлины на компоненты и материалы выше пошлин на конечную продукцию». Безусловно, это ставит наших производителей в неравные условия с иностранными компаниями.

В случае принятия стратегии ОПЭАК и законодательного воплощения ее в жизнь, интерес, в первую очередь, составит производство печатных плат (по технологии поверхностного монтажа SMT). Сегодня они выпускаются в России в основном на заводах НПО «ЭЛАРА» (Чебоксары), ГРПЗ (Рязань) и смоленского «Измерителя». Объем этого производства равен 26 квадратным метрам в  час при  общенациональном потреблении 50 квадратных метров в час.

Еще одна ниша, которую просто обязаны занять российские электронщики, — это собственное производство компьютеров и аппаратно-программируемых устройств (программаторов).

sitronics

Потребность в них почти не поддается мониторингу, поскольку они нужны везде. В приборах, машинах, станках ЧПУ и так далее. СССР имел собственные разработки в этом секторе и, по сути дела, был единственным интеллектуальным  конкурентом США. Теперь же такое сравнение вызывает улыбку.

Но не все плохо у российских электронщиков. Примером  успешной инновационной экспансии на международные рынки является компания «Ситроникс». Ее разработки в телекоммуникационном  секторе имеют определенный успех в Европе.  Прежде всего, это касается решений в области систем поддержки операционной и бизнес-деятельности (OSS/BSS) в телекоммуникациях, ЖКХ, энергетике, а также сетях NGN.

Говоря об успехах на внутреннем рынке, стоит отметить победу «Ситроникс Смарт Технологии» в тендере на производство в 2010 году SIM-карт для «Мегафона». Есть все основания считать,  что сектор SIM-карт в России и Украине существенно вырастет. В результате общий объем производства в «Ситроникса» вырастит до 145 миллионов штук в год.

сим карта

Один из секретов успеха «Ситроникса» — грамотная команда управленцев. А ведь именно менеджемент и является, зачастую, главным тормозом российской электроники. К другим недостаткам отрасли относятся низкая культура производства, технологическое отставание и высокие административные барьеры. В базовом документе АПЭАП о стратегии развитии национальной электроники до 2025 года эти недостатки рассматриваются, как главный сдерживающий фактор развития отрасли.

Одним словом, дабы добиться паритета с иностранцами на внутреннем рынке, российским электронщикам предстоит не только обеспечить ежегодный рост производства на 5-7 процентов. Для поднятия отрасли потребуется целый комплекс мер, в том числе и на самом высшем уровне. Главное, чтобы в результате российская электроника была как минимум не хуже той, что сегодня нам возят из Юго-Восточной Азии.


Оставить комментарий с помощью