10:28, 30 июня 2022   Просмотров: 622

Чего ожидать от рынка франчайзинга в 2022 году

Открытие франшизы — менее рискованный способ начать своё дело, чем старт с нуля. Исследования консалтинговой фирмы FranNet показывают, что только 20% независимых предприятий переживают первые два года работы. Выживаемость франчайзи — 90-92% за тот же срок.

2021 год был удачным для отрасли. Давайте узнаем, какие рыночные тенденции станут лидирующими в 2022 году.

Тенденции рынка франчайзинга в 2022 году

Франчайзинг — это открытие бизнеса под чужим товарным знаком. Покупатель франшизы (франчайзи) получает готовую модель и выплачивает вознаграждение продавцу франшизы (франчайзер). Проще говоря, франчайзи покупает лицензию и становится официальным партнёром бренда.

Здесь видится 5 актуальных и перспективных направлений в посткризисных реалиях.

№1: Упрощение покупки

Ковидная пандемия сделала популярной модель «покупай в интернете, забирай в магазине». Грань между цифровыми и физическими каналами стирается. Тренд актуален даже для традиционно офлайновых видов коммерции.

Удобно оформлять, удобно забиратьПокупай в интернете, забирай в магазине

Например, магазинчики у дома. Клиент заказывает и оплачивает товары, выходя из дома или в транспорте. Забирает посылку из ячейки     по QR-коду, потратив несколько секунд времени. Перспективы дальнейшего развития формата «магазин без продавца» становятся очевидными.

№2: Продвижение через видео

Видео становится ключевым каналом продвижения. Даёт тройной профит в виде:

  • целевого трафика;
  • повышения продаж;
  • положительного восприятия бренда.
 

Тенденция родилась из феномена TikTok. Производство видео предельно удешевилось. Спрос на экспертный контент упал. Более ценным стал «живой» пользовательский опыт. Перспектива зародилась ещё в сторис Instagram, но этот формат уже потерял позиции, уступив коротким видео.

Чтобы стимулировать продажи, компании создают информационные видеоролики. Покупают отзывы у популярных тиктокеров. Отпадает нужда разрабатывать многоуровневые маркетинговые кампании. Поэтому продавцы чаще всего экономят, продвигая себя самостоятельно.

№3: Гиперлокализация и персонализация

Начиная с 2020 локальный онлайн-поиск и социальные сети стали основными каналами связи с местным сообществом. Это ещё одно следствие ковидной пандемии. Рост онлайн-коммерции спровоцировал два связанных явления:

  • красочные витрины больше не привлекают толпы клиентов;
  • конкуренция в интернете выросла.
 

Придумывая способы найти целевой трафик, снизить расходы и повысить конверсию, компании углубились в так называемый «гиперлокальный маркетинг».

Он преследует три цели:

  • снизить количество «пустых» показов;
  • удешевить рекламный клик;
  • донести правильное сообщение до нужных людей В НУЖНОЕ ВРЕМЯ.
 

Первой новую модель опробовала крупная франчайзинговая сеть Starbucks. Она задействовала API Twitter для гиперлокализации рекламы. В частности, данные GPS и геопривязку из фотографий. Пользователи получали рекламу кофейни не рандомно, а находясь в шаговой доступности от неё.

Одна из крупнейших зарубежных франшизStarbucks использует API Twitter для гиперлокализации рекламы

Итог: Starbucks повышает конверсию, одновременно экономя на показах. Гиперлокация в остальных социальных сетях работает аналогично.

№4: Мобильный маркетинг

Мобильный маркетингШирокое использование мобильных приложений для бизнеса

Ковидный кризис привил любовь к быстрым заказам через мобильные приложения. Сегодня компании все чаще пользуются мобильными приложениями для предоставления таких видов услуг:

  • регистрации клиентов;
  • заказ или бронирование;
  • оповещение о новинках;
  • уведомление о скидках и акциях;
  • выплата бонусов;
  • привлечение новых клиентов по рефералам.
 

Плюс приложений в спектре воздействия. Браузеры эффективны лишь в момент просмотра. Программа на IOS или Android активна постоянно. В приложении проще организовать юзерфрендли интерфейс и привязку персональных данных к платёжным реквизитам для покупки «в один клик».

№5: Выделиться в локальном поиске

После недавних событий россияне по-настоящему столкнулись с последствиями международных санкций. Часть товарных позиций импортного происхождения пропала из торговых сетей. В результате продукцию крупных международных корпораций заменяет местное производство.

Важнейший плюс такого перехода — сохранение денег в местных сообществах.

Локальные предприниматели получают тройную пользу:

  • наращивают выручку и свободный денежный поток;
  • увеличивают производство и повышают качество товаров;
  • находят стимулы для регионального развития.
 

Чтобы это работало, нужная релевантная реклама. Оптимизация локального онлайн-маркетинга стала целью №1 для брендов всех размеров. Даже тех, кто раньше не прибегал к продвижению через веб.

Статистика по рынку франчайзинга

Некоторые из самых последних и важных статистических данных о франшизах.

Зарубежная франшизаФраншиза магазинов китайских товаров

Глобальная статистика

  1. США — крупнейший рынок франчайзинга. В стране работает больше 750 000 франчайзинговых точек, в которых трудится 7,49 млн сотрудников. Годовой оборот — $670 млрд.
  2. McDonald's — самая дорогая франшиза в мире. $112 млрд долларов по итогам прошлого года.
  3. Самая обширная пищепромовская франшиза — Subway. Насчитывает почти 43 000 точек по всему миру.
  4. Лидер по количеству франшиз — Китай. В стране их около 4500 (более 400 000 точек франчайзинга).
  5. Самый быстрорастущий регион — Индия. Ежегодный рост — 30–35%.
 

В среднем по миру каждые 8 минут открывается новая франшиза.

Российская статистика

Как распределены франшизы по отраслямРаспределение франшиз по отраслям

Подробная информация на сайте https://www.franshizi.ru.

Ключевые моменты:

  1. К началу 2022 в России зарегистрированы 3095 активных франшиз.
  2. Число франчайзи выросло на 8%.
  3. В 2021 закрылось на 17% меньше франчайзинговых точек, чем годом ранее.
  4. Денежный оборот по итогам прошлого года вырос на 15%.
  5. В 2021 франчайзинговые сети дали на 18% больше рабочих мест, чем в 2020.
  6. Число открытых франшиз на 65,7% превышает число закрывшихся.
  7. В российском франчайзинге доминируют ООО (74%). Ещё 26% оформлены в виде ИП.
  8. Лидирующий сегмент — услуги (49%); на втором месте общепит (24%), на третьем — непродовольственный ритейл (15%).
  9. Львиная доля франчайзи — ИП и ООО с порогом входа 1-3 млн рублей (38%); сегмент малого бизнеса (до 1 млн. рублей) занимает 33%; крупные компании в меньшинстве.
  10. Франчайзи чаще открываются в областных и краевых центрах (46%), чем в столице и городах- миллионниках (28%).
 

Остальная информация по России тут.

По сравнению с промышленным или финансовым сектором, франчайзинг вносит относительно низкий вклад в общий ВВП — в районе 3%. Вместе с тем такая модель коммерции — основной источник работы для населения. Франчайзинг снижает уровень безработицы и является важным двигателем экономического роста.

О перспективах франчайзинга В РФ

Из статистики следует, что вопреки объективным трудностям, франшизы в России развиваются. Отстаём от лидеров (Индия, Китай), но в целом следуем за мировыми топами. Самые быстрорастущие направления — услуги, общепит и ритейл.

Перспективы франчайзинга в России — хорошие. Налицо явный дефицит конкуренции. Уход топовых международных брендов вроде McDonalds, Burger King или Zara, освобождает нишу для местного предпринимательства. Ожидания самих франчайзеров тоже положительные. Сейчас оптимистично настроены 56% франчайзи. Годом ранее таковых было 49%.

Россия движется за общемировыми трендами. Активнее всего развивается мобильный маркетинг (см. Тенденция №4). Ключевой драйвер роста — мелкий и средний бизнес.

Есть и сдерживающие факторы. В частности, инфляционные риски и последствия внешнего экономического давления. Поэтому перспективы будут зависеть от позиции государства.

Ощутимее всего повлияют такие факторы:

  • общий экономический рост;
  • кредитно-денежная политика ЦБ;
  • финансовая поддержка малого и среднего бизнеса государством;
  • отдельные льготы для франчайзинга от федерального и регионального правительства.
 

Покупательная способность населения тоже сыграет важную роль. Если текущий год пройдёт без видимых экономических катаклизмов, франчайзинговый рынок в РФ получит множество преимуществ и будет успешно развиваться.

Популярные категории:

Оставить комментарий с помощью