14:18, 03 февраля 2011, Производственный бизнес     Просмотров: 81 908    Время чтения: 8 минут

Бизнес-идея: типография - с чего начать полиграфический бизнес

Наверное, посетители крупных торговых центров не удивляются тому, что им при входе вручают рекламные буклеты. Да и дома личные почтовые ящики каждое утро волшебным образом наполняются рекламными газетами и брошюрками. Иногда складывается впечатление, что бесплатная полиграфическая продукция, причем весьма высокого качества, преследует нас на каждом шагу. Особенно много её в дни предвыборных компаний. Листовками на тему «выбери меня» обклеены буквально все столбы и заборы.

Есть еще одна вполне деликатная сфера человеческой деятельности, которая тоже связана с типографским и полиграфическим бизнесом, — это печать собственных книг. Так уж устроен человек, что независимо от таланта свои стихи, рассказы и даже романы ему хочется увидеть увековеченными именно в книге. И стоит ему подумать об этом, как в его электронном ящике появятся письма с предложением напечатать шедевр за вполне умеренные деньги.

Неудивительно, что в голову ко многим наблюдательным и предприимчивым людям может прийти интересная мысль: «А не заняться ли им типографским или издательским бизнесом? А может и обеими сразу!».

Типография. Совет для новичка

Для начала поговорим о типографии. Прежде, чем начать такой полиграфический бизнес, стоит прислушаться к советам бывалых бизнесменов. На одном бизнес-форуме на вопрос «Как открыть полиграфический бизнес, например типографию? Помогите советом» откликнулись многие.

Заслуживает внимания следующий комментарий:

«Могу сориентировать по оборудованию: минимальный состав для малотиражной полиграфии — цифровой полиграфический лазерный принтер от 14 тысяч рублей, простенький ручной резак, брошюровщик, компьютер для дизайнерских и верстальных задач. Итого, максимум 150-200 тысяч рублей». Это с учётом полугодовых арендных плат за небольшую комнату площадью двадцать квадратов.

«Простенького комплекта вполне достаточно для начала. Если побегать по городу (100-200 тысяч человек), можно загрузить такую «домашнюю» типографию по полной программе, — делится опытом Марина Звездная, технический редактор типографии «Малая Русь». — Но есть свои технологические хитрости. Так, на принтере начального уровня при печати на плотной бумаге 200-280 гр. (colotech+) одна сторона печатается нормально, а на второй при плотной заливке краска ложится неравномерно. Дайте бумаге отлежаться сутки. Обычно такое бывает с бумагами типа ивобел или авантаж. На колотеке реже».

По её словам, они с подругами втроем сложились по 50 тысяч рублей на открытие мини-типографии. Вскоре предприятие начало приносить каждой из них ежемесячную прибыль не менее 15-20 тысяч рублей. "Мал золотник, да свой", — резюмирует Марина.

Огонь и вода типографского бизнеса

На более крупную типографию с офсетной печатью придётся потратиться куда сильнее. Так, бывшую в употреблении офсетную двухкрасочную машину с подачей по узкой стороне можно найти по 300 тысяч рублей. Покупать такую технику, чтобы открыть полиграфический бизнес, вполне можно, главное убедится в её работоспособности. Для этого лучше всего пригласить спеца со стороны для диагностики, чтобы указать продавцу на проблемные места.

«За триста тысяч будет очень старенькая машинка, — считает Иван Иванович, печатник из Киева. — Думаю, что дешевле 800 тысяч лучше не покупать. Если нет таких денег, то проще приобрести ризограф за 80 тысяч рублей, правда, качество и производительность будут явно ниже. Но с чего начинать полиграфический бизнес — так это с него».

Дополнительно необходимо купить гидравлический резак. К примеру, простенький гильотинный резак обойдется в 100 тысяч рублей. Дополнительно необходима копировальная рама для изготовления пластин, которая стоит 60-100 тысяч рублей, и комплект химии, красок, форм (10 тысяч рублей). Другие начальные траты — компьютерное оборудование и специальный софт.

Большинство бизнесменов, прошедших огонь и воду типографского бизнеса, советует начать с самого простого комплекта и, прежде всего, со стабильных заказов.

«Нет ничего более угнетающего, чем сидеть без заказов в цехе с оборудованием и долгами. Начните с поиска «железных» клиентов, которые вам обеспечат стабильную, пусть хотя бы и небольшую, выручку, — советует один из типографских гуру. – Тогда вы в любом варианте будете принцем на белом коне на фоне коллег, просиживающих на своих станках дни напролет, перебиваясь разовыми заказами и прячась от кредиторов».

Два в одном

Жизнь сама подскажет, идти ли наверх, на Олимп типографского бизнеса, или, как ломовая лошадь, отрабатывать копеечные заказы. Вообще, если имеешь свою типографскую базу, грех не заниматься издательством. В той или иной мере издательским бизнесом занимается каждый второй типографист.

«В самом деле, одно вытекает из другого, — рассказывает Артур Селиванов, директор издательства из Саратовской глубинки. — Вначале меня попросили отпечатать юбилейный журнал для одной местной фирмы, потом – книгу о ветеране войны. Затем пошло-поехало».

Действительно, в типографию обычно приносят заказы из издательства, вся соль которых, в принципе, заключается в наличии хорошего дизайнера, такого же «очкарика» или нервной девицы, которые протирают стулья за компьютером в типографии. Как результат, стоимость полиграфической продукции значительно возрастает, ибо и издатель, и печатник закладывают свою маржу, но каждый в отдельности.

«Отпечатав несколько сотен рекламных буклетов, типографист сам пойдет в массы с предложением: «Давай я сделаю то же самое, но дешевле». Это такой же эволюционный процесс, как превращение обезьяны в человека», — утверждает Артур Селиванов.

КУПИТЬ БИЗНЕС-ПЛАН

У наших партнеров

Не только реклама

Но не только рекламой жив издатель. Идеальная тема – это малотиражное издательство местных графоманов. С чего начать полиграфический бизнес в таком случае? Например, с конкурса поэтов с последующим печатаньем альманаха.

«В принципе можно сходит в департамент культуры, — советует Селиванов. — Если денег не дадут, то организационно поддержат».

В городской газете в течение месяца он печатал соответствующее объявление. Артур признался, что не знал, что столько поэтов может подарить культуре один маленький провинциальный городок. Заявку подали несколько тысяч человек. Участие в конкурсе оценили в двадцать рублей. За три месяца собрали 60 тысяч рублей. Пять тысяч рублей заплатили старичку из союза писателей за отбор лучших произведений.

Отобрали двести номинантов, которым рекомендовали сдать еще по двести рублей за участие в альманахе. Таким образом, бюджет конкурса вырос до ста тысяч рублей. Производственные траты на выпуск альманаха не превысили сорока тысяч, с учётом получения кода ISBN.

«Паровозом», условно говоря, прихватили еще добрых два десятка человек, пожелавших издать собственные сборники. Итого, акция «Лучший поэт города» принесла директору издательства двести тысяч рублей.

«Злоупотреблять подобным, конечно, нельзя, но раз в три года можно», — считает Артур Селиванов.

Кроме альманахов, хорошо эксплуатируется тема «малой родины». Каждый город, особенно провинциальный, гордится своей историей. Поэтому одна-две тысячи путеводителей с яркими фотографиями легко разойдутся среди редких туристов. Это принесёт дополнительно тысяч восемьдесят годового дохода.

Можно еще «выбить деньги» из мэрии под издание мемуаров почётных граждан. Если они сами денег не дадут, то местного бизнесмена, претендующего на роль «первого парня на деревне», обязательно напрягут.

Таким образом, симбиоз «типографии и издательства» приносит более стабильную прибыль, чем чисто типографский бизнес в отдельности.

Как заработать на писателе

Какой издатель не мечтает о своем «карманном» знаменитом писателе. «Пути господни неисповедимы, — говорят матерые издатели. — Никто не знает, почему одного писателя читают с маниакальным азартом, а другого, ничем не хуже, не замечают».

Итак, любой сообразительный типографист, печатающий рекламные брошюры и параллельно издающий альманахи, понимает, что дальнейший рост его благополучия зависит исключительно от огромных тиражей, которые, в свою очередь, может обеспечить феноменальный спрос на новый бестселлер.

Здесь должно совпасть всё: и специфический талант, востребованный именно текущим миропониманием масс, и время выхода, и безупречная презентация, и правильная рекламная компания и еще тысяча необъяснимых факторов, без которых невозможно писателю «проснуться знаменитым», а издателю — миллионером.

«Наверное, на этом поприще шансы заработать на писателе такие же, как найти бриллиант на свалке, — считает литературный критик Николай Аракчеев. — Но издатель обязан этим заниматься в силу профессионального долга».

Другой издатель говорит, что ежедневно, два часа в день, читает электронные рукописи и чертыхается так, что краснеют белые стены его кабинета.

«Мне попадались отличные романы, — рассказывает он. — И я их печатал на свой страх и риск. В конце концов, были проданы абсолютно все экземпляры».

По его словам, в России практически не развит рынок литературного промоушна, но однажды количество перейдет в качество, главное, не пропустить момент. Он верит, что на писателях можно тоже зарабатывать, одновременно принося «доброе и вечное» в души потенциальных покупателей.

***
В отличие от многих видов предпринимательства, типографский и/или издательский бизнес подходит незаурядным личностям, людям с романтической натурой. С годами у бизнесменов, верных этому делу, развивается тонкое чутье издательского рынка. А значит вырастают шансы на успех, т.е. на то, чтобы найти свою «Донцову».

КУПИТЬ БИЗНЕС-ПЛАН

У наших партнеров

Другие материалы рубрики