CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)
Статьи
09.12.2016
 Оборудование для бестарного хранения от «Русской трапезы»: всё в интересах заказчика
Что надо знать о емкостях, силосах и бункерах для пищевой, фармацевтической и строительной промышленности

Интервью
10.03.2016
 Индукционные плиты: когда выгода покупателя означает и выгоду продавца
СУХОРУКОВ
Михаил
Ведущий менеджер технологического направления
Компания «Деловая Русь»
Что представляет собой рынок продаж индукционного оборудования в эпоху кризиса и с чем на него лучше выходить
Главная   Новости   Другое   Применение универсальных общемашиностроительных САПР в судостроении Часть 5

Применение универсальных общемашиностроительных САПР в судостроении Часть 5

Добавлена: 28.11.2007

DOWNLOAD PDF VERSION
В этой статье мы рассмотрим следующий после проектирования и строительства этап жизненного цикла судна, а именно этап эксплуатации. Эксплуатацию можно рассматривать как процесс решения судовладельцем основной задачи, ради которой проектировалось и строилось судно. В это процесс входят техническое обслуживание, ремонт и модернизация. Под ремонтами (обслуживанием) следует понимать восстановление (поддержание на номинальном уровне) свойств и технических параметров судна, сниженных в процессе эксплуатации или в результате аварии. Плановые и аварийные работы производятся судоремонтными заводами, заводами-строителями или судовыми механиками.

Конструкторские бюро, верфи и производители судового оборудования постоянно стремятся к сокращению суммарной стоимости жизненного цикла своей продукции. Это стремление вызвано требованиями судовладельцев к повышению экономической эффективности флота (до 60% затрат приходится именно на этап эксплуатации). Повышение ресурса оборудования и сокращение суммарной стоимости владения невозможно без чёткой организации, планирования и контроля выполнения процессов технического обслуживания и ремонта (ТОиР). Массово распространённая ранее методика ремонта «по состоянию» становится всё менее актуальной. Для коммерческого флота несвоевременное выполнение регламентных работ по ТОиР приводит к внеплановым простоям, что влечёт серьёзные экономические последствия для судовладельца в виде штрафных санкций и потери выгодных контрактов. Последствиями неправильного выполнения работ по ТОиР могут стать аварии с экологическими последствиями, человеческими жертвами, повреждением ценного груза или даже полным уничтожением судна. Неудовлетворительное техническое состояние судна может стать основанием для запрета его эксплуатации или введения эксплуатационных ограничений со стороны контролирующих органов.

Управление и планирование процессов ТОиР с применением современных информационных технологий позволяет избежать незапланированных расходов (например, устранение экологических последствий аварии), оптимизировать и значительно сократить текущие эксплуатационные затраты. При ведении учёта работ в единой информационной системе управления на протяжении всего срока эксплуатации судна появляется достоверная информация о его техническом состоянии («паспорт технического состояния судна»). Эта информация необходима при сертификации, оценке с целью продажи и страховании (судна / перевозимого груза). Кроме того, передача вновь построенного судна заказчику вместе с готовой к использованию бортовой системой автоматизации процессов ТОиР может стать важным конкурентным преимуществом верфи. Заказчику будет значительно проще иметь дело с заранее настроенной программной средой, чем с многотомной бумажной документацией.

Задачи автоматизации процессов ТОиР, в рамках концепции комплексного управления жизненным циклом (PLM), решаются системами класса SAS (Service After Sale – Системы Послепродажного Обслуживания). В общем можно сказать, что эти системы предназначены для обеспечения работоспособности технических средств, а также для оперативной подготовки ремонтов, их быстрого и качественного проведения, предоставления информации о регламентных работах, о заменах изношенных частей, об отказах и сбоях оборудования в течение всего срока эксплуатации судна.

Для внедрения и эффективного применения SAS-технологий необходима полная, достоверная и актуальная эксплуатационная информация в электронном виде (полная база данных объектов технического обслуживания).

В предыдущих статьях этого цикла мы неоднократно говорили об источниках этой информации. В контексте применения PLM-технологий, таковым являются универсальные системы управления данными об изделии (например, Dassault Systemes ENOVIA SmarTeam). В этих системах на этапе проектирования и постройки формируется единая информационная модель судна, содержащая его иерархическую структуру и связанные с элементами (узлами) этой структуры данные такие как: 3D модели, чертежи, спецификации, инструкции, нормативные документы, стандарты и т.д. В этой модели присутствуют и данные, непосредственно связанные с процессами ТОиР: трудоёмкость работ, требуемые материальные и людские ресурсы для выполнения работ, периодичность и т.д. Данные для наполнения PDM-системы создаются в специализированных и универсальных CAD/CAM/CAE системах, системах имитационного моделирования (позволяют выполнить моделирование и оптимизацию процессов ТОиР, а также автоматически сгенерировать интерактивные руководства по выполнению этих операций) и д.р. PDM обеспечивает хранение, структурирование, поиск, контроль актуальности и использования всех данных, связанных с судном. При проектировании структуры базы данных необходимо заранее предусмотреть возможность хранения эксплуатационной информации (дополнительные поля, узлы и связи), что позволит передать информацию по ТОиР (как части информационной модели) в SAS-системы автоматически или полуавтоматически.

Если на этапе проектирования судна не была создана необходимая информация по ТОиР в электронном виде, то можно сделать это в дальнейшем (непосредственно в SAS-системе) по имеющейся эксплуатационной документации (силами судовладельца или внедряющей компании). Также для этих целей может быть применена и PDM-система. В последнем случае сбор данных от многочисленных поставщиков и субподрядчиков значительно упрощается благодаря WEB интерфейсу и встроенному функционалу управления бизнес-процессами.

Таким образом, первым шагом на пути успешной автоматизации процессов ТОиР, в необходимости которой мы убедились, является информационное наполнение SAS-системы.

Важными требованиями к SAS системам (помимо функциональных требований) являются:
Низкие требования к аппаратным ресурсам;
Надёжность и стабильность работы;
Простота инсталляции и использования;
Наглядность графического интереса пользователя (GUI);

Последние два требования являются особенно важными, так как система инсталлируется непосредственно на борту судна, где квалификация персонала в области информационных технологий может весьма оказаться невысокой или вообще отсутствовать.

Модель ТОиР организации ИТ-инфраструктуры, предполагает установку системы в головном офисе компании-судовладельца, для организации и контроля процессов ТОиР всего флота, а также бортовой SAS на каждом судне. Базы данных бортовых и офисной систем регулярно синхронизируются по каналам спутниковой или сотовой связи для внесения сведений о фактически произведенных работах и требуемых ресурсах. Исходя из полученных фактических данных, судовладелец составляет график приостановки ремонтов и оптимизирует материально-технической снабжение. Вместо офисной SAS-системы может присутствовать полнофункциональная ERP система (например, SAP R3).

Минимальный набор данных, которые необходимы для работы SAS-системы, включает в себя: перечень, иерархию и описание объектов технического обслуживания, типовых (повторяющихся) и разовых работ, материалов и комплектующих, видов исполнителей (по специальности и квалификации), описания типовых технологических процессов, иерархию работ (приоритеты), перечни контрагентов и поставщиков, а также некоторые другие данные. Вся эта информация хранится в базе данных в виде взаимосвязанных таблиц и отображается в виде деревьев. Связи между элемента могут иметь собственные атрибуты (например, атрибутом связи материал – объект может быть количество). В системе могут быть введены связи с внешними документами (например, с чертежами, 3D моделями, интерактивными руководствами, видео файлами и т.д.), дополняющими информацию по объектам и работам.

Рассмотрим типовые функциональные возможности, которые обеспечивают современные SAS-системы. Стандартные системы автоматизации процессов технического обслуживания и ремонта (например, Logihold датской компании Logimatic Software A/S) обеспечивают:
Планирование работ


В системе может выполняться как стратегическое (долгосрочное), так и оперативное (краткосрочное) планирование. План может быть сформирован по видам работ или для любой комбинации типа и группы работ, а также по видам исполнителей. Планирование может выполняться не только по датам работ, но и по значениям счётчиков (например, по часам наработки). Стандартное описание работы содержит: порядковый номер, код и наименование работы, плановую дату выполнения, дату начала выполнения, номер (код) и наименование объекта технического обслуживания. Расширенное описание работы дополнительно содержит: вид работы (типовая (повторяющаяся) или разовая), код и наименование приоритета работы, код и наименование типового технологического процесса, суммарную плановую трудоёмкость (по всем видам исполнителей).

Возможность расчёта суммарной плановой трудоёмкости позволяет оценить выполнимость плана работ и оптимизировать загрузку персонала на любой период времени. Пользователю системы всегда доступна актуальная информация о выполненных, просроченных и работах с не наступившим сроком исполнения. В системе автоматически выполняются расчёты по потребностям в материалах, комплектующих и предстоящим финансовым затратам. Стандартная информация о материале в системе содержит: номер (код) материала (комплектующего) и его наименование, количество (планируемое для выполнения работ), остаток на складе, заказано (количество материала (комплектующего), включенного в подтверждённые поставщиком заявки, но не полученные на склад). Если количество материала, планируемое для выполнения работ, превышает остаток на складе, то выводится соответствующее предупреждение и работа помечается в списке. Функционал бюджетирования позволяет оценить стоимость предстоящих работ. Пользователь в системе может выполнять ряд операций в том числе: начать работу (вводится дата и время начала работы), распечатать подробное задание на выполнение для передачи его непосредственному исполнителю, просмотреть описание работы, закончить работу (вводится дата и время окончания работы), просмотреть технологический процесс (связанный с работой), перенести работу на другое время, отобразить план выполнения работ в виде диаграммы Ганта, подготовить отчёт.
Учёт выполнения работ



Система позволяет заносить, отображать и хранить данные о фактической трудоёмкости выполненных работ, фактическом расходе материалов и комплектующих. Важную роль в организации учёта выполнения работ играют задания на выполнение работ. Этот документ содержит исчерпывающее описание предстоящих работ. Помимо общих данных (кода, вида, наименования, дата начала, периодичность и т.д.) задание содержит: данные об исполнителях, материалах и комплектующих, поля для внесения фактической информации и комментариев, подробное текстово-графическое описание технологического процесса.

Процесс выдачи заданий и учёта выполненных работ может быть организован по следующему типовому сценарию:
До начала робот выполняются следующие операции:
Выверка списка планируемых работ на их выполнимость с учетом наличия необходимых исполнителей, комплектующих и расходных материалов;
Распечатка заданий на выполнении работ и раздача их конкретным исполнителям.
По окончанию выполнения работ выполняются следующие операции:
Внесение исполнителями в задания на выполнении работ фактических дат их исполнения, трудоемкости, расхода комплектующих и материалов – в случае, если они отличаются от плановых показателей. Запись, при необходимости, любых замечаний;
Сбор подписанных заданий на выполнении работ от исполнителей (например, задания сдаются главному механику судна);
В соответствие с полученными от исполнителей заданиями, внесение в систему записей о выполнении запланированной работы. Корректировка, при необходимости, плановых даты выполнения работы, трудоемкости, расхода комплектующих и материалов на фактические. Внесение, при наличии, замечаний;
Сдача заданий в архив (бумажный), документов с подписью исполнителя;

Использование предлагаемой машинно-бумажной технологии по организации выполнения и учета работ по техническому обслуживанию и ремонту имеет следующие преимущества:
Путем распечатки заданий и выдачи их исполнителям упрощается организация работ – без системы автоматизации управления работ по техническому обслуживанию и ремонту выписка заданий на выполнение каждой работы была бы весьма затруднительной;
Исполнители получают на руки задания с достаточно подробным описанием технологического процесса, что позволяет им в большинстве случаев обходиться без дополнительной документации;
Возрастает исполнительская дисциплина, т.к. требуется подпись о выполнении конкретного технологического процесса, включенного в задание;
Учет выполнения работ – внесение в систему записей о выполнении работ на основании возвращаемых исполнителями заданий достаточно прост, не трудоемок и документально подтвержден;
Параллельно с созданием базы данных о выполненных работах создается бумажный архив.

Фактические данные позволяют проследить историю выполненных замен, откорректировать плановые значения трудоемкостей и расходов ресурсов, оптимизировать план работ на следующие периоды. Учёт разовых (аварийных) работ и также замечаний исполнителей также очень важен при дальнейшем планировании.
Материально-техническое снабжение


В SAS-системах предусмотрена возможность ведения учета наличия на складе комплектующих и расходных материалов, формирования заявок на поставку для отправки их поставщику (например, при поломке оборудования в море, можно сформировать и отправить заявку на необходимые запасные части с тем, чтобы к моменту прихода судна в порт необходимые материалы были доставлены и ремонт мог быть выполнен в период стоянки), ведения учета заказанного количества, учета выполнения заявок на поставку (позволяет контролировать добросовестность поставщиков).

Стандартная заявка на поставку содержит: номер заявки, статус, подразделение, сформировавшее заявку, дату формирования заявки, предполагаемую дату поставки, счет учёта затрат, перечень заказываемых материалов и комплектующих. Сформированные в системе заявки могут иметь различный статус: “не заказано”, “заказано”, “частично поставлено”, “полностью поставлено”. Помимо предоставления данных о текущем количестве имеющихся и заказанных запасных частей и расходных материалов, имеется возможность видеть историю движения запасов. Сопоставление данных об отказах оборудования и данных о поставках запасных частей позволяет сделать выводы о качестве поставляемых комплектующих. Эта информация может стать объективным основанием для смены поставщика или подтверждением его добросовестности.

SAS-система может быть интегрирована с системой бухгалтерского учёта или корпоративной информационной системой управления (ERP)


Учёт затрат

Затраты на техническое обслуживание и ремонт в системе формируются из заработной платы собственных и сторонних исполнителей, накладных расходов, а также стоимости запасных частей и расходных материалов. Учёт затрат аналогичен функционалу бюджетирования, однако учитывает фактические данные, а не плановые показатели.



Рассмотренные возможности являются общими и стандартными для большинства распространённых SAS-систем. Практически все крупные ERP системы реализуют функционал автоматизации процессов ТОиР, однако для бортового применения эти решения чрезмерно сложны в освоении и ресурсоёмки, кроме того, они требуют наличия связи с центральной базой данных, что весьма затруднительно обеспечить в рейсе. Если требуется автоматизация только процессов ТОиР – SAS-система наиболее предпочтительна.



Можно сделать следующие основные выводы:

1. SAS-системы являются важным, естественным и необходимым элементов комплексных решений по информационному сопровождению жизненного цикла сложных технических объектов;

2. Универсальные PDM-системы обеспечивают информационное наполнение SAS-решений;

3. Функциональность стандартных SAS-систем «необходима и достаточна» для решения всех задач автоматизации процессов технического обслуживания и ремонта флота;

4. Применение SAS-систем приводит к значительной экономии всех видов ресурсов, повышает безопасность мореплавания и предоставляет судовладельцу ряд стратегических преимуществ;

5. SAS-система - это реальное конкурентное преимущество для верфи. Сопровождение судна многочисленными томами эксплуатационной документации уходит в прошлое, как и кульман в проектировании.

Д.А. Липис, руководитель деп. маркетинга,

А.В. Машин, руководитель деп. PLM технологий,

ЗАО "Центр Информационных Технологий "Мёбиус"

Продолжение следует

>>>Хотите обсудить эту новость подробнее? Ждем вас на нашем Форуме<<<

Комментарии

Оставить комментарий с помощью…
  • Equipnet (0)
  • Вконтакте (0)
  • Facebook (0)
Логотип компании
Комментариев пока нет

Вы можете разместить вашу новость в нашей новостной ленте на коммерческой основе
Наш телефон: (495) 983-59-92. E-mail: manager@equipnet.ru

/news/other/other_9507.html 0
Почему доллар будет стоить 50 рублей?
Как зарабатывать по 3 000 000 рублей в месяц?
Где купить станок, который делает деньги?
Ответы на эти и другие вопросы ищи в рассылке EquipNet.ru