CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)
Статьи
18.11.2016
 Полимочевина: свойства, применение, выгоды
Физико-механические свойства полимочевинных эластомеров практически не может превзойти ни один из существующих на рынке покрытий материалов

Интервью
10.03.2016
 Индукционные плиты: когда выгода покупателя означает и выгоду продавца
СУХОРУКОВ
Михаил
Ведущий менеджер технологического направления
Компания «Деловая Русь»
Что представляет собой рынок продаж индукционного оборудования в эпоху кризиса и с чем на него лучше выходить
Главная   Новости   Другое   Применение универсальных общемашиностроительных систем автоматизированного проектирования в судостроении.

Применение универсальных общемашиностроительных систем автоматизированного проектирования в судостроении.

Добавлена: 29.05.2007

Применение универсальных общемашиностроительных систем автоматизированного проектирования в судостроении.

Продолжение цикла статей (Часть.2).

Rational Enterprise Management #2/2007
В первой части настоящей статьи (REM #1/2007) были рассмотрены общие вопросы целесообразности и перспективности применения универсальных общемашиностроительных CAD/CAM/CAE-систем в судостроительной отрасли и был сделан вывод о том, что одной из основных сложностей использования универсальных решений в любой предметной области является отсутствие в них на начальных этапах внедрения интегрированных инструментов для решения прикладных инженерно-технических задач и реализации специализированных процессов и методик проектирования. В данной публикации рассматривается вопрос, какие именно особенности процесса проектирования судов и кораблей, как сложнейших технических объектов, требуют первоочередного отражения в универсальных решениях для их эффективного применения в отрасли.
Прежде всего, составим общую картину собственно процесса проектирования судна. Существуют несколько вариантов его представления. Одним из классических является так называемая "Спираль проектирования" (рисунок), которая предполагает деление процесса проектирования на четыре основных этапа (витка спирали):

* Предэскизное проектирование;

* Эскизное проектирование;

* Техническое проектирование;

* Рабочее проектирование;

Image

Спираль проектирования

Иногда, первые два этапа объединяют в рамках "Технического предложения" или, как его иначе называют, "Концептуального проекта".
Каждый последующий этап является развитием и детализацией предыдущего, проектанты обращаются к решению одних и тех же задач на разных этапах процесса проектирования. Вообще, "спиральный" подход весьма распространён не только в судостроение, но и во многих других областях.
Рассмотрим подробнее задачи, решаемые на каждом из этих этапов- "витков":

* Предэскизное проектирование. На этом этапе создаются предварительные эскизы общего расположения, одновременно рассчитываются объёмы помещений, устанавливаются в первом приближении главные размерения, принимаются подходящие значения коэффициентов формы, определяется водоизмещение и рассчитывается мощность главных двигателей. Затем, определяется укрупнённая весовая нагрузка и выполняется расчёт остойчивости, по результат которого судят о приемлемости первоначально выбранных размерений и объёмов;

* На стадии эскизного проектирования разрабатывается конструкция корпуса, рассчитывается местная и общая прочность, строятся кривые элементов теоретического чертежа, исследуется остойчивость повреждённого и неповреждённого корабля. Затем, производят модельные испытания, с целью уточнения характеристик скорости и мощности. По сути, эта стадия является уточнением предэскизного проекта;

* Техническое проектирование (другое название – "Классификационное проектирование"). Целью этого этапа является разработка полного комплекта чертежей и спецификаций для разработки рабочей документации. Технический проект может рассматриваться как процесс дальнейшей детализации;

* Этап рабочего проектирования имеет своей задачей разработку рабочих чертежей, перечней изменений, графиков постройки, заказов на работы, заказных ведомостей на покупное оборудование и т.д – то есть, Рабочая Конструкторская Документация (РКД).;

Из приведенного общего описания процесса проектирования следует, что первостепенными задачами, которые стоят перед разработчиками универсальных CAD/CAM/CAE-решений для применения их в судостроительной отрасли, являются:

* Формирование поверхности корпуса судна (обводов);

* Разбиение корпуса судна на отсеки;

* Проектирование конструкции корпуса (поверхности палуб, переборок, внутренние детали и т.д.);

* Выполнение расчётов по гидромеханике, теории корабля;

К особым задачам следует отнести проектирование судовых движителей, судовых энергетических установок и некоторые другие.
Какие-то из этих задач уже нашли свою реализацию в универсальных системах автоматизированного проектирования, а какие-то ещё только предстоит решить. Показательным примером положительной динамики в этом вопросе является CAD/CAM/CAE система высокого уровня компании Dassault Systemes - CATIA V5R17, в которой имеются и постоянно совершенствуются специализированные судостроительные модули для формирования поверхности корпуса, разбиения судна на отсеки, проектирования корпусных конструкций (модули CATIA Structure Preliminary Layout, Structure Functional Design, Ship Structure Detail Design и д.р.). В системах высокого уровня других производителей также ведётся интенсивное развитие судостроительного направления.
В свою очередь, задачи автоматизации конструкторских работ в таких областях, как проектирование трубопроводов, электрики, машин, механизмов, устройств и систем различного назначения, не имеют существенных специфических особенностей применительно к в судостроению и эффективно решаются, возможно, с незначительной адоптацией, с помощью стандартных модулей универсальных CAD/CAM/CAE систем высокого уровня (Dassault Systemes CATIA, EDS UniGraphics, PTC Pro/Engineer). Причём, функциональность универсальных решений в этих областях, за счёт широкого распространения и учёта требований различных отраслей промышленности, чрезвычайно широка и значительно превосходит возможности аналогичных модулей специализированных отраслевых САПР. Кроме того, для упомянутых выше задач реализовано множество прикладных инженерно-технических расчетных модулей как непосредственно в самих САПР, так и в виде интегрированных с ними внешних приложений сторонних разработчиков (LMS International, MSC Software Corporation, Ansys и д.р.).
На данный момент, выполнение расчётов по теории корабля и другим "корабельным" дисциплинам в специализированных решениях реализованы более широко, чем в универсальных. Однако, как показал опыт автомобилестроения и авиакосмической промышленности, развитие аналитических возможностей универсальных систем является лишь вопросом времени (например, уже созданы специализированные расчётные комплексы по вычислительной гидродинамике для универсальных САПР высокого уровня) и важным преимуществом универсальных решений в этом плане является то, что они построены на мощнейших математических ядрах (математическое ядро – пожалуй, самый дорогостоящий элемент разработки любой САПР) и обладают открытыми архитектурами (например, Component Application Architecture – CAA компании Dassault Systemes), позволяющими создавать любые дополнительные приложения внутри систем, используя всю широту уже реализованной функциональности, а также легко интегрировать внешние расчётные приложения на основе стандартных технологий программирования. Кроме того, в процессе развития специализированных аналитических приложений для решения инженерно-технических задач общих дисциплин проектирования, были созданы многочисленные "решатели", реализующие множество численных методов и математических моделей. Эти приложения являются фундаментальной основой разработки программного обеспечения для решения новых прикладных задач.
К преимуществам высокоуровневых САПР универсального назначения, как уже говорилось выше, относится наличие встроенных инструментов Knowledge Ware, то есть средств реализации методологии проектирования на основе знаний и правил. Важность этих средств для судостроения обусловлена, в частности, тем фактом, что судно проектируется и строится в строгом соответствии с правилами конкретного классификационного общества (Российский Морской Регистр Судоходства, RINA, DNV, BV или д.р.), а также с множеством других нормативных документов, технических регламентов, экологических требований и нормативов... Автоматизация проверки всего многообразия ограничений на регулярной основе и в автоматизированном режиме по всему электронно-цифровому макету судна в рамках единой распределённой информационной среды позволяет значительно сократить время и стоимость проекта.
При проектировании сложных судов с высокой степенью технического насыщения (океанский круизный лайнер, океанская яхта и т.д.) остро встаёт проблема размещения большого количества оборудования в ограниченном пространстве с одновременным обеспечением высокого уровня эргономичности и ремонтопригодности. Эта задача возникает не только в судостроение, но и в авиастроение, автомобилестроение, электронике и многих других отраслях. Поэтому универсальные САПР, и решения по информационному сопровождению жизненного цикла изделия в целом (PLM – Product Lifecycle Management), обладают широким набором инструментов для решения этих задач, что является ещё одним и чрезвычайно важным преимуществом этих решений пред специализированными системами.


Итак, подведём очередные итоги:

* универсальные САПР уже сегодня позволяют эффективно решать многие специальные задачи проектирования кораблей и судов, а решение остальных – дело недалёкого будущего;

* в общих дисциплинах проектирования универсальные системы превосходят возможности специализированных отраслевых решений;

* универсальные решения можно рассматривать как перспективную и надёжную платформу для интеграции и развития информационных технологий всех участников жизненного цикла судна.


Д.А. Липис, руководитель деп. маркетинга,
А.В. Машин, руководитель деп. PLM технологий,
ЗАО "Центр Информационных Технологий "Мёбиус"

Rational Enterprise Management #2/2007

Продолжение следует.

>>>Хотите обсудить эту новость подробнее? Ждем вас на нашем Форуме<<<

Комментарии

Оставить комментарий с помощью…
  • Equipnet (0)
  • Вконтакте (0)
  • Facebook (0)
Логотип компании
Комментариев пока нет

Вы можете разместить вашу новость в нашей новостной ленте на коммерческой основе
Наш телефон: (495) 983-59-92. E-mail: manager@equipnet.ru

/news/other/other_5904.html 0
Почему доллар будет стоить 50 рублей?
Как зарабатывать по 3 000 000 рублей в месяц?
Где купить станок, который делает деньги?
Ответы на эти и другие вопросы ищи в рассылке EquipNet.ru