09:45, 10 июля 2015   Просмотров: 3764

Как не ошибиться с программой по госзакупкам

Закупки товаров, работ, услуг в различных сферах, в том числе и в государственной и частной сфере, в настоящее время в значительной степени автоматизированы. Этому способствовал не только огромный трафик сделок, но и антикоррупционная деятельность соответствующих структур. Как результат, в стране появилось множество программных продуктов, ориентированных на решение этих задач. Все они разрабатывались, опираясь на Федеральные законы № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Создается впечатление, что в этой области нет особых проблем. Однако обратимся к различным интернет-площадкам для обсуждений, например на общественный форум госзакупок. И что мы видим?

Форумчанин Artend задался вопросом:

«Кто-нибудь пользуется программой «Эконом-Эксперт»? Если да, то расскажите, сильно ли она вам помогает и стоит ли она своих денег?».

Или kontract написал:

«Что-то не разберусь никак в ней».

В целом, пользователи справедливо жалуются на некорректную работу многих систем:

«Пользовался бесплатной версией, – пишет OMZ. – Первая операция выполняется нормально. Только нажимаешь что-нибудь другое – ошибка «Прекращена работа программы».

Свои системы предлагают различные уважаемые в нашей стране компании, например, «Гарант», «Перспективные системы», НПО ПрофЭкспортСофт, «КогнитивЛот» и другие. Между тем, Контрольное управление президента РФ сообщило, что в 2014 году сумма государственных закупок вместе по 44-ФЗ и 223-ФЗ составила более 13 трлн. рублей или 17% ВВП. Так что эта тема чрезвычайно интересна, а бизнес в этой области гарантирован государством.

В этой связи интересно узнать, какие задачи решают программные продукты для автоматизации госзакупок.

Системные вопросы

Итак, опираясь на законы, разработчики стремятся обеспечить участников торгов понятным и, главное, прозрачным интерфейсом всего цикла госзакупок: от размещения заказа до исполнения госконтрактов. В свою очередь, пользователям программ важно четко представлять, когда, в каких объемах и по каким ценам государство в лице всех своих подразделений, начиная с федеральных и кончая местными, планирует проводить эти сделки.

«Бывало и так, что о выгодном контракте я узнавал постфактум, – жалуется форумчанин ИСКРОМЕТНЫЙ. – Поэтому вопрос осведомленности очень актуальный».

И в самом деле, закон четко прописывает, что ежегодные графики закупок должны быть обнародованы заранее. Именно эта информация позволяет участникам госзакупок планировать свою деятельность и заранее формировать бюджеты своих компаний для сделок, в частности сформировать обеспечение договора о государственных закупках гарантийным взносом. Это в свою очередь потребует определенных усилий, например, в рамках работы с банками для получения кредитов. Поэтому важно, чтобы цены были обоснованы, а «не взяты с потолка», как пишет предприниматель Игорь Васильев.

Отдельным вопросом является нормирование, которое, собственно, и должно регламентировать механизм установления максимальной цены. С другой стороны, компании должны обладать информацией о «нечестных правилах игры», в том числе и о преднамеренном демпинге. Именно эти системные вопросы и должны решать общедоступные информационные системы, в которых обязательно должны присутствовать следующие компоненты:

  • план закупок;
  • сведения о сделках;
  • типовые договоры (контракты);
  • реестры заключенных контрактов;
  • «черный список» недобросовестных клиентов;
  • различные товарные и иные каталоги;
  • а также дополнительная информация, в том числе аудит и мониторинг.

Что именно нужно

Для того чтобы общий подход получил конкретное наполнение, рассмотрим какие именно программные модули должны быть задействованы в качественном софте для работы с госзакупками, и какие у них могут быть особенности в тех или иных случаях.

Известно, что ФЗ-223 лишь устанавливает рамочные направления деятельности заказчика, тем самым вводит определенные направления. А вот конкретика закупок регулируется положениями о закупках. Всё это и определяет многообразие закупочных методик.

Понятно, чем больше будет автоматизировано различных торговых процедур, тем интереснее продукт. Например, комплексная система «КогнитивЛот» обеспечивает больше 100 закупочных процедур, что существенно расширяет её функционал: от выбора позиции до претензионной работы, если таковая имеет место. Достигается это за счет гибкости модульной архитектуры.

Также подобным программам важно интегрироваться в уже сформированные базы данных клиентов, обеспечивая совместную бесконфликтную работу с SAP, Oracle, 1С, E1, казначейскими системами и так далее. Понятно и то, что без надежных антивзломов здесь не обойтись, поэтому защита информации должна соответствовать криптографическому интерфейсу Cryptographic Service Provider (CSP) для серверных компонентов КС2 и выше. Плюс к этому потребуется поддержка сертификатов открытых ключей стандарта X.509v3. Конечно, возможны и другие варианты, но сисадмины в массе своей придерживаются этих стандартов.

Для автоматизации процедур закупок по ФЗ-44 потребуется программный модуль, который бы интегрировал базы данных клиентов с Общероссийским официальным сайтом (zakupki.gov.ru). При этом требования по защите информации должно иметь класс уровня 1Г.

Если программа, работающая с госзакупками, удовлетворяет всем перечисленным требованиям, то ее вполне можно назвать продуктом, имеющим все необходимое для быстрого проведения торговых процедур и надежной и плодотворной работы на данном рынке.

Александр Ситников, специально для Equipnet.ru


Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков