15:02, 18 сентября 2012   Просмотров: 712

Краудфандинг — легкие деньги или удар по предпринимателям?

Коллективное финансирование (краудфандинг) проектов с помощью таких сайтов, как Kickstarter, ориентированных на дизайнеров и других творческих людей, которые хотят профинансировать свои мечты, становится все более популярным. Почти три миллиона человек помогли в общей сложности 30 тысячам проектов. Kickstarter.com — крупнейший из таких сайтов собрал уже 300 миллионов долларов США в виде обязательств.

Технология такова: вы регистрируетесь на сайте, размещаете описание своего проекта и указываете срок и минимальный размер средств, которые необходимо собрать. Если необходимая сумма не собирается к определенному сроку, деньги автоматически возвращаются тем, кто их пожертвовал. Средства перечисляются через Amazon Payments, поэтому автор проекта должен иметь счет в американском банке. Amazon удерживает 3-5 процента от собранной суммы, Kikstarter – еще 5 процентов. Однако Kikstarter не претендует на авторские права, которые остаются за инициатором проекта.

Но, зачастую, получение денег иногда становится самим легким этапом для авторов. Затем они должны воплотить свои мечты в реальность под надзором толпы добровольных жертвователей, следящей за ходом проекта.

Эта новая модель имеет множество подводных камней, которые часто трудно предвидеть создателям проекта, и рискованна для их спонсоров, которые поверили создателям и дали им деньги в обмен на обещание будущего вознаграждения. Те, кто дают пару долларов, увековечат свои имена в «титрах» проекта. Тем, кто вкладывают, скажем, $100 для поддержки разработки новых «умных» часов, могут быть обещаны готовые изделия, которые в розницу могут стоить дороже.

В основном, это работает. Но некоторые проекты, в том числе несколько широко известных и востребованных, столкнулись с ошибками и длительными задержками. Разрешение на новый грузовик быстрого питания не было получено. А разработка гаджета для iPhone — Elevation Dock — оказалась труднее и дольше, чем ожидалось.

Отношения между создателями и сторонниками коллективного финансирования на сайтах все еще в стадии разработки. Сторонники играют роль филантропов, инвесторов, клиентов — или все сразу. И когда обещанная награда приближается слишком медленными темпами, сторонники начинают сходить с ума.

«Это огромный прессинг», — говорит Эрик Мигиковски, чей Kickstarter проект по созданию линии наручных часов «Pebble» с инновационными дисплеями собрал более $10 миллионов, в 10 раз больше, чем он надеялся получить. «Есть 65000 человек, которые заказали заранее часы, которые еще не существуют».

Мигиковски пришлось нанять помощника, чтобы только отвечать на письма. Почти 9000 человек обращались к нему по электронной почте. Первоначально он надеялся начать поставки часов в сентябре, но был вынужден отодвинуть дату на неопределенный срок.

Исследование Этана Моллика, профессора менеджмента в школе Уортон Университета Пенсильвании, показало, что 75 процентов дизайнерских и технологических проектов, связанных с Kickstarter, не выполняются в обещанные сроки. В целом, спонсоры с пониманием относятся к ситуации и готовы ждать, пока они регулярно информируются о ходе дел.
«Медовый месяц, который мы переживаем вокруг коллективного финансирования начинает подходить к концу», — говорит

Уил Шретер, сооснователь и исполнительный директор венчурной компании, которая играет на рынке краудфандинга». Люди понимают, что есть реальный риск, связанный с инвестированием на ранней стадии, будь то идеи, благотворительность или продукт, и они начинают понимать, что они вовсе не покупают это у Amazon».

Kickstarter заявляет, что не несет ответственность за то, чтобы проект будет завершен вовремя, или вообще когда-нибудь. Он говорит, что создатели проекта юридически обязаны выполнить свои обещания, но если они этого не сделают, Kickstarter не имеет механизма для возврата денег. Авторы проекта могут возместить деньги по собственному желанию.
Иногда создатели проекта могут быть уничтожены успехом коллективного финансирования кампании. Четверо студентов — авторов Diaspora — проекта, направленного на создание открытой альтернативы Facebook, начали со скромной цели в $10 тысяч. Однако они собрали $200 тысяч от 6500 человек. Но после трех лет разработки, они все еще не имели готовой версии и решили выйти из проекта, публично предложив всем желающим продолжать работать над ним.

Макс Зальцберг, который был участником этой команды, сказал, что они стали настолько поглощены такими вещами, как ответы по электронной почте и изготовление футболок для своих вкладчиков, что у них оставалось слишком мало времени для написания программного кода.

«Мы думали, что закончим этот проект за одно лето», — сказал Макс. «Мы хотели сделать это, потому что это было то, во что мы верили. Но мы оказались связаны необходимостью поддерживать отношения с очень большим количеством людей. К этому мы не были готовы».

Самое сложное, по его словам, было мнение, будто они растратили деньги. «Люди спрашивали: «Куда они дели столько денег?» Но реальность такова, что четверо парней в течение двух лет жили за свой счет». Один из членов команды покончил жизнь самоубийством в прошлом году.

Некоторые останавливаются прежде, чем приходит беда. Когда Кельвину Гейсу пришла в голову идея создать стилус для работы с Ipad весной прошлого года, он решил выставить этот проект на Kickstarter. «Я просто очень хотел увидеть, смогу ли я довести эту идею до реального продукта», — говорит 41-летний Гейс, который работает строителем в штате Юта. «Но все оказалось намного труднее, чем я ожидал».

Гейс обнаружил, что он резко недооценивал стоимость производства и время, которое потребуется, чтобы сделать стилус. Тогда он отменил свой сбор средств, проконсультировался с дизайнерами и производителями и возобновил свой проект через несколько месяцев. Он собрал $35 тысяч в течение трех недель и поставил первую партию своих стилусов в 1500 единиц несколько месяцев спустя.

Несколько проектов Kickstarter, которые изначально ставили скромные цели, неожиданно выросли в миллионные, иногда в течение нескольких дней. Как только продукт достигает определенного масштаба, простой человек может превратиться в корпорацию. Это бизнес, который создается за минуту.

Elevation Dock стала первой кампанией Kickstarter, перешагнувшей $1 миллион. Кейси Хопкинс, основатель проекта, в декабре 2011 года решил производить алюминиевые док-станции для iPhone. Спонсоры проекта должны были начать получать свои док-станции в апреле. Однако из-за задержек некоторые из участников проекта все еще ждут свои гаджеты, хотя на днях Apple анонсировал новый iPhone 5, который не будет совместим с этими доками.

«Я просто надеюсь получить мой док хотя бы до начала поставок iPhone 6», — написал один из спонсоров проекта. Хопкинс же заявил, что его компания будет продавать недорогие адаптеры для тех, кто уже заказал Elevation Dock и теперь хотел бы использовать его с iPhone 5, и дизайнеры уже перерабатывает свой продукт под iPhone 5.

Тем не менее, Хопкинс считает, что ему удалось создать «бизнес из воздуха» через Kickstarter. «Ситуация была невероятно напряженной», — сказал он. «Но я думаю, что мы все сделали хорошо». Вскоре компания поставит последним из своих 19000 спонсоров заказанные доки. «Это море позитива», — сказал он. «По крайней мере, я беру недельный отпуск».

Автор: Jenna Wortham
 


Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков