Вы хоть раз оказывались в такой глуши, где нет ни дорог с гладким асфальтом, ни супермаркетов, ни интернета, а телефон ловит сигнал только у старого покосившегося забора? Поздравляем, это настоящая русская деревня в глубинке! Впрочем, наши села славятся не только бездорожьем и нехитрым бытом, но и натуральными продуктами: овощами, фруктами и ...самогоном. Да, зачастую характерным атрибутом русской избы является самогонный аппарат. И, конечно же, стеклянные 25-литровые бутыли для этого крепкого напитка. В них, распространяя по дому сладковатый аромат, под надувшейся «крышкой» из медицинской перчатки, созревает брага.
Одним словом – кустарное производство водочной альтернативы процветает. А что насчет промышленного? С ним тоже все хорошо. Несколько лет назад в России стали выпускать настоящий самогон в промышленных масштабах, который сегодня можно найти на витринах рядом с премиальной водкой. При этом производитель сравнивает свой самогон с текилой, коньяком и виски.
Итак, знакомьтесь. Вот он, смельчак, решивший в промышленных масштабах производить самогон – Николай Полуэктов, основатель компании «Самогон», совладелец бренда «Косогоров самогон».
— Почему именно самогон, а не, к примеру, водка?
— Потому что рынок водки перенасыщен, а самогон в 2003 году, когда мы взялись за этот проект, никто не выпускал. Возможно, первый самогон оказался бы никому не нужен, но миллион первая водка не нужна заведомо. К тому же, мы исходили из гипотезы, что самогон более качественный напиток, нежели водка.
— ?!
— Логика простая: по самогонной технологии (методом дистилляции) производятся едва ли не все благородные напитки мира – коньяк, виски, текила, граппа и ром. Мы решили сделать русскую текилу и запустили первое в России производство самогона.
— Как вам удалось узаконить изготовление самогона?
Здесь мы просто следовали принципу «что не запрещено – разрешено». Скрупулёзно, шаг за шагом прошли все инстанции. Да, сопротивление было. Люди в отраслевых институтах, всю жизнь боровшиеся с самогоном, психологически не были готовы собственными руками выписать ему путёвку в жизнь.
Но всё, что было на их стороне – только наше незнание. И вместо того, чтобы помочь или подсказать, нам попросту отказывали. Но это, оказалось, несложно преодолеть: нужно было изучить и узнать, как всё сделать правильно.
А если нет формального повода ни отказать, ни заволокитить, то куда деваться? Приходится выдавать нужные документы. Примерно так всё и обстояло в случае с «Косогоровым самогоном»: никаких причин отказать в согласованиях не было.
— «Косогоров самогон» – напиток не из дешевых. При этом самогон и премиум-алкоголь для многих понятия несовместимые…
— Проблема если и есть, то чисто умозрительная. Потому, что «премиальный» напиток по определению – напиток не для всех. Круг покупателей довольно узок в сравнении с товарами mass-market (в нашем случае это водка).
— Кто ваш основной покупатель?
— Наш покупатель, во-первых, обеспечен. Во-вторых, неплохо образован. Он способен мыслить не штампами («самогон – это плохо»), а несколько шире. В-третьих, миф о том, что самогон тождественен низкопробному пойлу, совершенно не действует на тех, кто пробовал кустарный самогон прежде. Поверьте, самогон - это такая штука, которую сложно приготовить плохо, тут надо сильно постараться.
— Из чего готовите напиток?
— Рецептов самогона масса. Его можно делать практически из всего — сахар, зерно, фрукты, виноград. Что до нас, то пока мы остановились на винограде (в дальнейшем линейка будет расширена). «Косогоров самогон №5» – это продукт перегонки молодого вина. Среди зарубежных аналогов к нему ближе всего итальянская граппа.
— Вы сами производите самогон?
— Нет. По нашему заказу самогон производит ЗАО «Прасковейское» – старинное винодельческое предприятие в Ставрополье, основанное в XIX веке.
— Почему выбрали именно это предприятие?
— На самом деле, предприятий, на которых можно производить дистилляты, в России не наберётся и десятка. Ликероводочные заводы для этого не подходят, там совсем другие технологии. Но нам удалось договориться с одним из лучших предприятий отрасли. Перегонка осуществляется на перегонных кубах. Это самогонный аппарат очень большого размера.
— Получается, вы владеете только брендом «Косогоров самогон». А как осуществляете контроль качества?
— Дело в том, что весь самогон производится, по сути, один раз в год: осенью, после сбора урожая. Сначала получают виноматериал, а затем его перекуривают. Поэтому весь продукт, изготовленный в течение года, идентичен по качеству.
Разумеется, мы дополнительно следим за стабильностью качества, проводим как физико-химические, так и органолептические испытания. Но это, скорее, перестраховка: производитель не заинтересован мухлевать с товаром, ведь это неминуемо скажется на объёме продаж, что для обеих сторон одинаково плохо.
Кроме того, на ЗАО «Прасковейское» совершенно здравый менеджмент. Завод очень грамотно управляется, руководство заинтересовано в его развитии, а это – лучшая гарантия качества.
— Как устроен сбыт готовой продукции?
— Это классическая дистрибуторская модель: товар от производителя поступает к генеральному дистрибутору, от него – к оптовикам, а уже от них - в розницу. Ничего сверхъестественного, так работают все без исключения игроки рынка.
— Ваш сегодняшний объем продаж, если не секрет?
— Компания «в плюсе», к сожалению, это всё, что я могу об этом сказать. Конкретные цифры мы не разглашаем. Объём продаж растёт, не такими высокими темпами, как на старте, конечно, но 20-50% в год прибавляет. Хотя с точки зрения крупных игроков алкогольного рынка наши обороты выглядят небольшими. Но нас они вполне устраивают.
— Как-то в интернете увидела игру «Мафия», и очень удивилась, когда узнала, что это тоже ваш продукт. Почему «Мафия», а не, например, фирменная закуска для самогона?
— Примерно по той же причине, по какой выпустили самогон, а не водку: про игру «Мафия» все знали, однако фабричные карты для неё мы произвели первыми. Самое забавное, что изначально сделали их не для продажи, а как PoS-материал, выдавали по схеме «подарок за покупку».
Промо-акция закончилась, а карты остались, и мы решили попробовать их продавать. Как раз в этом время известный дизайнер Артемий Лебедев искал оригинальные товары для магазинов своей студии. Мы списались, «Студия Лебедева» заинтересовались нашими картами. Вскоре они поступили в продажу, и продаются уже года два. Причём весьма успешно.
— Как в дальнейшем планируете развиваться?
— Расширение продуктовой линейки – это самая насущная задача. Другое дело, что сейчас на алкогольном рынке запускать новые товары стало намного сложнее. Рынок перенасыщен, условия «входа», по сравнению со временем, когда мы начинали, ужесточились в разы. Но мы это обязательно сделаем!
Фото с сайтов samogon.ru, alcotrend.ru