10:08, 27 декабря 2011   Просмотров: 1341

«Российских фермеров погубит не вступление в ВТО, а отсутствие инвестиций в отрасль»

ОсинАлександр

главный экономист УК "Финам Менеджмент"

Каким был уходящий год для малого бизнеса? Что изменилось в налоговой политике государства, а главное – в какую сторону? Что ждет Россию после вступления во Всемирную торговую организацию? И как присоединение к ВТО отразится на агробизнесе? Как вывести малое предпринимательство из «тени» и что для этого необходимо сделать государству? В каких сферах стоит запускать бизнес в новом 2012 году? Ответы на эти и другие не менее интересные вопросы ищите в интервью портала EquipNet.ru с главным экономистом УК «Финам Менеджмент» Александром Осиным.

- Какими знаковыми для малого и среднего бизнеса событиями отметился 2011 год?

- Это, в первую очередь, повышение налогов на фонд заработной платы. После этого в сегменте малого и среднего бизнеса усилились «серые» и «теневые» схемы. О чем свидетельствует, в частности, снижение реальных доходов населения при росте зарплат.

Но в 2012 году произойдет понижение ставки страховых взносов до 30 процентов (для малого бизнеса - до 20 процентов). Изменение налоговой политики властей и перемещение налоговой нагрузки на наиболее «прозрачный» в России бизнес в сфере добычи и переработки, высоких технологий и финансов будет способствовать восстановлению «прозрачности» малого бизнеса.

Однако этот процесс вряд ли будет быстрым, поскольку риски роста налогового давления на бизнес сферы услуг и торговли оцениваются как высокие в среднесрочном периоде. Исключение, пожалуй, составят компании, планирующие экспансию в своем бизнесе, расширение деятельности за счёт новых видов инвестиций.

- Зачем нужно было повышать ставки, чтобы потом их снова снижать?

деньги - Малый бизнес отреагировал на повышение уходом в «тень». Государство поняло, что не может собрать налоги. Поэтому и изменило политику.

Однако снижение налогов на малый бизнес не вызовет автоматического выхода его из «тени». Необходимо параллельное усиление контроля над финансовой отчетностью предпринимателей. Это проще сделать для малых предприятий реального, производственного бизнеса, аграрно-промышленного комплекса. Именно там налоговую нагрузку, возможно, и будут снижать в ближайшие годы.

- В каких отраслях экономики наиболее активен малый и средний бизнес в 2011 году, стоит ли ждать здесь каких-либо изменений в 2012 году?

- В сфере услуг и оптово-розничной торговле сконцентрировано до 70-80 процентов предприятий малого и среднего бизнеса. Но для малого бизнеса, опять же, в целях реализации долгосрочных стратегий развития, необходимо переориентироваться на сегмент реального производства, кооперации с крупными промышленными производителями, предприятиями аграрно-промышленного комплекса, строительства, технологического сегмента. В данной сфере определяющей является политика государственных регуляторов, которые в рамках государственных инвестиций должны способствовать созданию платежеспособного спроса на продукцию производственных МСП.

- С точки зрения малого бизнеса, какие отрасли будут наиболее привлекательными в 2012 году?

- Бизнес ищет сферы вложений, доходы от которых эластичны по отношению к краткосрочным инфляционным, финансовым шокам в мировой экономике. Важнейшую роль играют госинвестиции и целевые административные и налоговые меры поддержки в различных сферах экономики. Драйверами восстановления спроса являются инфраструктурные проекты, переработка, технологический сегмент, аграрно-промышленный комплекс, отдельные обрабатывающие производства, такие как, скажем, автопром для Самарской области, или ВПК и автопром для Нижегородской области.

- Последние годы государство всячески акцентировало внимание на поддержку инновационного бизнеса. Можно ли говорить об успешности этой программы?

деньги- «Точечные» меры дают «точечные» результаты в отдельных отраслях и регионах. Необходима не столько целевая поддержка отдельных предприятий, сколько формирование в экономике стабильного спроса на инновации. А это уже совсем другие деньги - сотни миллиардов или триллионов рублей на модернизацию. При этом необходимо с помощью мер бюджетной, административной политики обеспечить приток в отрасль стабильных долгосрочных инвестиций. Это задача стратегическая и многоплановая, она гораздо сложнее, чем целевая поддержка отдельных предприятий.

- Как повлияли на малый бизнес государственные программы поддержки предпринимательства?

- Все зависит от региона. В субъектах с сильной производственной составляющей малого и среднего бизнеса такая поддержка была эффективной. Например, в 2007 году доля малого бизнеса в ВРП Самарской области составляла 12,6 процента. При этом в последние годы восстановление экономики региона под влиянием мер в рамках частно-государственного партнерства обеспечило малому и среднему бизнесу области увеличение доли в ВРП региона приблизительно до 20-25 процентов. Причина в том, что региональные малые и средние предприятия в большей мере, чем это отмечается в целом по России, ориентированы на производство.

- Часто можно слышать опасения, что после вступления России в ВТО многие наши компании прикажут долго жить

- Это открытый вопрос до появления соответствующих статистических данных. Пока могу привести только несколько цифр. Так, по промышленным товарам уровень таможенной пошлины снижается в среднем на 3 процента с небольшим, а по сельскохозяйственной продукции – более чем на 4 процента в течение нескольких лет. Риски связаны с тем, насколько успешно реформы в сфере налогообложения, усиление роли планирования, привлечение иностранных инвесторов компенсируют этот негативный эффект.

- А что думаете насчет паники некоторых аграрохолингов по поводу вступления в ВТО?

-Согласно февральским данным информационного бюро по присоединению России к ВТО, ни на один базовый продукт сельского хозяйства, который выращивается и потребляется внутри нашей страны, импортная таможенная пошлина снижена не будет. Для отдельных отраслей, например, свиноводства, ситуация усложнится. Но государство в лице санэпидемиологических служб может регулировать предложение и в этом сегменте.

сельское хозяйствоВ связи с присоединением к ВТО Россия не взяла никаких обязательств относительно внутренних тарифов на газ, энергоресурсы и т.п. Господдержка аграрно-промышленного комплекса сейчас составляет 12,7 миллиардов рублей (4,4 миллиарда долларов) в год (согласно данным пересмотренного бюджета на 2011 год). При вступлении в ВТО Россия, вопреки существующим для этой организации правилам, выставила условие в 2012 году повысить максимальный возможный уровень господдержки сельского хозяйства с 4,4 до 9 миллиардов долларов. И лишь затем постепенно снизить его до сегодняшних 4,4 миллиардов к 2017 году. Помимо этого сохранится и региональная поддержка.

Таким образом, принципиальных негативных изменений для бизнеса российских сельхозпроизводителей за счёт вступления России в ВТО не произойдет. Отрасль погубит, скорее, недостаток инвестиций. Если высокий спрос на продукцию не будет сопровождаться действиями правительства по стимулированию (налоговому, административному) вложений в отрасль.

Проблемы для отрасли связаны с существованием в экономике большого пласта посредников, динамикой тарифов монополий, высокой налоговой нагрузкой. Решение этих проблем компенсировало бы для отрасли риски, связанные со вступлением в ВТО. Учитывая, возможности, связанные с этим вступлением, при таком сценарии вхождение России в ВТО могло бы стать для агропрома весомым позитивным фактором развития.

- В целом, какой экономический прогноз можете дать на 2012 год?

- Текущий год был годом корректировки финансовых, бюджетных и политических рисков. А следующий год станет годом поддержки процесса восстановления. Планируется, в частности, сокращение темпов оптимизации бюджетов развитых стран.

Произойдет заметное снижение мировой инфляции. По крайней мере, в первом полугодии за счёт замедления темпов роста товарных рынков, отложенного эффекта от ужесточения политики ряда Центробанков в начале и середине прошлого года. Экономики ведущих стран - США, КНР Японии демонстрируют стабильные темпы роста, обеспеченные налоговой, монетарной поддержкой властей. Цены на нефть продолжают поддерживаться монетарными факторами, позицией стран ОПЕК, долгосрочными рисками дефицита ресурсов, а также фактором сохранения позитивных трендов в мировой экономике. Сохраняется активная господдержка экономического спроса в России.

Риски для мировой и российской экономик носят долгосрочный характер. Отсутствие инвестиционной активности трансформируется в макроэкономические угрозы, а они вызовут ухудшение финансовых прогнозов и новый раунд спада на долговом рынке. Чтобы противодействовать будущим шокам, требуется увеличение капитала, улучшение финансовых балансов корпоративного сектора, домашних хозяйств. Задача регуляторов – обеспечить подобную рекапитализацию и рост доходов в период, когда у государственных властей есть ресурсы для стимулирования спроса.

Политические трения в развитых странах в последние кварталы сдерживали реализацию этой задачи. Впрочем, в последнее время, несмотря на имеющиеся политические противоречия, эта ситуация находит свой отклик в действиях финансовых властей ведущих стран.

В целом, ожидаю роста реального ВВП России в 2012 году на 4,5-5 процента при ускорении инфляции к концу года до 7,5-8 процентов, цене нефти Brent на конец 2012 года в 125 долларов за баррель, увеличении объема банковского кредитования на 20 процентов.
 

Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков