08:38, 02 марта 2010   Просмотров: 766

Ту-204 СМ отправят на свалку истории?

Автор:

Иван Перминов
Фото пресс-службы "Туполев" и с сайта wikipedia.org

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) рассматривает возможность отказа от выпуска Ту-204 СМ. Это значит, что самолет нового поколения, который был призван заменить Ту-154, может никогда не увидеть неба.

Контракты на пустом месте

На авиасалоне «Фарнборо-2008» российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) подписала контракт с ОАК на поставку 31 самолета Ту-204СМ-100 в 2010 году. Соглашение предусматривает также опцион на приобретение лизинговой компанией дополнительно 30 самолетов в течение 2010-2012 годов. Сумма контракта составит около полутора миллиардов долларов, и чуть большая сумма пойдет на опцион.

Заказанные самолеты планировалось поставлять российским авиакомпаниям, а также заказчикам из Ирана и Латинской Америки. На церемонии подписания контракта глава ОАК отметил, что крупный заказ на магистральные самолеты позволяет перейти от штучного производства к серийному.

Казалось бы, нужно радоваться очередным успехам российского гражданского авиастроения, однако, если разобраться в ситуации вокруг производства пассажирского лайнера Ту-204СМ-100, поводов для веселья будет мало. Фактически контракт заключен по модели, модификации лайнера, которой нет в природе. Самолет не собран даже в опытном варианте – в единственном экземпляре для летно-конструкторских испытаний. Естественно, что материально не существующий самолет этого типа не сертифицирован, без чего о его продажах и эксплуатации не может быть речи.

Справка:

Ту-204СМ — российский среднемагистральный пассажирский самолёт. Принципиальным отличием новой модификации лайнеров семейства «Туполев» являются: более экономичный двигатель ПС-90А2, новая авионика, экипаж из двух пилотов. Стоимость проекта Ту-204 СМ составляет 1,4 миллиарда рублей.

История вопроса

Громкие и убедительные разговоры в отношении пока еще не только не построенного, но и до конца не спроектированного самолета Ту-204СМ ведутся уже несколько лет. В 2006 году на всероссийском форуме «Крылья России» даже прошла первая официальная презентация Ту-204СМ. Было заявлено о существенном увеличении выпуска на авиазаводах в Ульяновске и Казани новых модификаций самолетов типа Ту-204, которые оптимизируются на дальность полета — 3600 км. Кроме того, авиастроители отрапортовали о снижение веса пустого снаряженного самолета на 6 тонее, замене двигателей, снижении расхода топлива на 12-17 процентов.

Инициаторы проекта предполагали, что на первом этапе ежегодно можно будет строить в Ульяновске 12-15 авиалайнеров и еще 6-8 в Казани, с выходом на 40 и 12 соответственно к 2015 году. Эксперты считают, что модернизация Ту-204, в том числе и по линии «СМ», позволила бы поддерживать его конкурентоспособность еще 10-15 лет, до появления абсолютно нового «Магистральный Самолет XXI века» (МС-21). При таком раскладе, авторы идеи прогнозировали выпуск уже 200-300 самолетов семейства Ту-204.

Мечтатели. Главный конструктор Ту–204 Лев Лановский еще в октябре 2006 года заявил, что поскольку речь идет о модификации уже существующей машины, разработка Ту–204СМ может быть завершена за полгода. На дворе весна 2010…

«Мы активно работаем над тем, чтобы выполнить все контракты в срок. Но стоит отдавать себе отчет, что любой новый самолет — это риски, связанные с опозданием разработки тех или иных систем. Мы понимаем, как и авиакомпании-заказчики («Иранские авиалинии», «Атлант-Союз», и другие) те риски, на которые мы идем. С большой долей уверенности говорить о сроках можно будет лишь тогда, когда будет закончен процесс сертификации», — отметил генеральный директор ИФК Александр Рубцов.

Факты:

На новый лайнер решили поставить модернизированный авиационный двигатель Пермского моторного завода ПС-90А2, сертификация которого затянулась до 29 декабря 2009 года.

Создание и организация серийного производства самолета Ту-204СМ предусмотрено федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г., утвержденной постановлением правительства РФ.

Чет или не чет?

Президент ОАК Алексей Федоров на протяжении 2009 года не раз отмечал, что Ту-204 СМ должны быть сняты с производства после 2020 года – когда в небе появится МС-21. Но задержка с выходом на рынок Ту-204СМ рискует сделать его прямым конкурентом «21-му», который сейчас проектирует ОАК.

Недавно министр транспорта Игорь Левитин рассказал, что уже в текущем году по этому самолету будут подписаны первые контракты. Ожидается, что строительство опытных образцов начнется с 2010 года, полет Ту-204 СМ совершит в 2014 году, а сертификация самолета и поставки начнутся в 2016 году. Возникает резонный вопрос – зачем выпускать лайнер, производство которого планируется закрыть уже через несколько лет?

Справка:

МС-21 («Магистральный Самолет XXI века») — проект ближне-среднемагистрального самолёта, который должен прийти на смену Ту-154 и семейству Ту-204 к 2016 году. Программа МС-21 разрабатывается совместно ОКБ имени Яковлева и корпорацией «Иркут».

Тем временем представитель ОАК Константин Лантратов в срочном порядке заявил, что информация об отказе от Ту-204СМ не соответствует действительности, но от подробных комментариев уклонился. Вместо него, это сделали заказчики самолета. Глава ИФК Александр Рубцов уверен, что сможет поставить Ту-204СМ иранскому перевозчику в 2011 году. По его словам, официальной информации о переносе сроков к нему не поступало. Гендиректор «Атлант-Союза» Евгений Бачурин отметил, что его компания будет приобретать только лайнеры Ту-204СМ.

Эксперты полагают, что запуск в серию ТУ-204СМ важен для ОАК только как имиджевый проект, свидетельствующий об эффективности деятельности госкорпорации. Если это так – то «204» скорее всего никогда не поднимется в воздух.


Оставить комментарий с помощью

Вопросы-ответы
Valeryv07.02.2013

Суперджет -хуже чем Пепелац, какой будет МС-21, Был такой микроавтобус армянский ЕрАЗ, г-конкретное, вообще не ехал, Вот и пуперджет типа летает.
В корпорации Сухой к 2025 году скорей всего исчезнет., потому что за двумя зайцами погонишся- ни чего не поймаеш. Не будет у них ни гражданских самолетов, ни военных.

Александр, директор МК-Центр27.08.2012

Летал на 204 Red Wings в 2010 г. единственный недостаток был в том, что работал один туалет, в остальном то что не хуже В 757 (с точки зрения пассажира) так это точно...

Владимир ,инж.-испыт.ЗАО Авиастар-СП.18.01.2011

Планер ту-204 как и сам самолёт сконструирован правильно! А "верхние закрылки",которые поднимаются при посадке....Вообще без коментариев! Несколько раз летал на ту-204-300 Москва-Владивосток.Не хуже А-330 и В-777.

Сергей серв. инженер комп. дельрус.03.11.2010

Я летал на ту 214 в хабаровск.откровенно плохой самолёт.сильный
шум в салоне.но главное сильная вибрация фюзеляжа при посадке когда поднимаются верхние закрылки.планер не правильно
сконструирован.проект надо закрыть.

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков