13:40, 11 февраля 2010   Просмотров: 572

Российско-американское падение и корейский взлет

Автор:

Александра Шум
Фото пресс-служб производителей

В России катастрофически упал спрос на автомобили. Виной ли тому кризис или Новый год — но в январе продажи обвалились на 37 процентов по сравнению с этим же месяцем прошлого года. Хуже автомобильный рынок чувствовал себя только в начале кризиса — в декабре 2008 года. Тогда он сократился на 38 процентов к аналогичному периоду предыдущего года.

Председатель Комитета Автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас видит причины январского обвала в том, что рабочий месяц был коротким. Однако дело не только в новогодних праздниках. На рынке четко прослеживается пристрастие потребителей либо к бюджетным машинам, либо к максимально выгодным предложениям по соотношению цены и качества.

Впрочем, не будем долго рассуждать о том, что, как и почему покупают россияне. Лучше перейдем сразу к делу, а именно — к январскому рейтингу продаж автомобилей в нашей стране.
Бессменным лидером здесь является Волжский автозавод. Так, самой продаваемой машиной января стала Lada Priora. Второе место заняла Samara. Их за месяц купили 5319 и 4625 штук соответственно. По сравнению с январем 2009 года спрос на Priora упал на 34 процента, на Samara — на 42 процента.
 
Кого-то, возможно, это шокирует, но на третью строчку забрался Renault Logan, который скоро обрусеет на три четверти. Этих французско-российских автомобилей за первый месяц года россияне купили 3092 штуки, что более чем в полтора раза больше показателя годичной давности.
Logan помешал войти в тройку лидеров российского авторынка ВАЗовской «классике», продажи которой в январе рухнули на 61 процент — с 6283 до 2441 машин. Впрочем, не дотянули «пятерки» с «семерками» и до четвертой строчки. Ее заняла Lada Kalina, спрос на которую за год упал на 45 процентов до 2670 машин.
В среднем продажи ВАЗа в январе 2010 года сократились на 41 процент. Но это не помешало автогиганту на Волге занять половину десятки самых популярных машин. Помимо уже перечисленных моделей, в ТОР10 попала и Lada 4x4. В отличие от всех прочей продукции из Тольятти, ее продажи выросли на 47 процентов до 2206 штук.
Однако больше всего впечатляет рост продаж бюджетной Kia Rio — плюс 1861 процент. Это позволило данному автомобилю стать десятым по популярности в России и обогнать такие хиты января 2009 года, как Chevrolet Lacetti и Aveo, а также Toyota Camry.
Еще в десятку лучших попали Ford Focus, Chevrolet Niva и Daewoo Nexia. По сравнению с январем 2009 года из всех этих моделей положительную динамику показала лишь Nexia — плюс 79 процентов до 1747 машин.   
Лидером по падению спроса стала Toyota Camry. В январе продали 691 такую машину, что на 72 процента хуже показателей января 2009 года. Еще один лидер января 2009 года, Ford Focus, потерял половину рынка, сократив продажи с 4522 машин до 2257.
Если говорить о марках, то здесь лидирует, как и ожидалось, ВАЗ. В январе 2010 года он продал 17308 машин. А вот Renault с бьющим рекорды Logan, лишь четвертый. За месяц эта компания продала в России 3631 машину. Получается, лишь 539 не-Logan.
На второй и третьей позициях оказались корейские Hyundai и Kia, продавшие в России за январь 5118 и 4920 машин соответственно. Правда, продажи Kia выросли по сравнению с январем 2009 года на 35 процентов, а Hyundai — упали на 31 процент. Кстати, корейцы потеснили Ford и Chevrolet, уверенно занимавшие эти места год назад.
Вырваться в лидеры Hyundai и Kia удалось за счет сдерживания роста цен. Возможно, на покупательский спрос повлияла относительная дешевизна ремонта и обслуживания этих автомобилей (по сравнению с Ford). Chevrolet не смогла удержать позиции, скорее всего, потому, что перестала выпускать бюджетный Lanos, заменив его новой,  но уже далеко не такой доступной моделью Cruze.
Ford, видимо, «подкосило» еще и то, что он не предусмотрел «антикризисных» вариантов. Более того, Focus в минимальной комплектации оказался дефицитом и его почти невозможно купить.
 
По мнению главы auto-dealer.ru Олега Дацкива, которое приводит газета «Коммерсант», Ford сделал ставку на продажу дорогих Focus с двигателем 1,8 литра, сократив поставки более доступных машин с мотором 1,6 литра. Это указывает на то, что в кризис, когда продажи падают, американцы решили заработать на марже, а не на массовой продаже бюджетных решений.
Таганрогский «ТагАЗ» увеличил свою долю по сравнению с январем 2009 года на 1,5 тысячи процентов. Правда, в абсолютных цифрах показатель не столь впечатляющий — 999 машин против 62 год назад.
Логично выглядит снижение в кризисный год продаж Land Rover (минус 59 процентов), Lexus (минус 48 процентов), Porsche (минус 34 процента), Jaguar (минус 52 процента), Cadillac (минус 40 процентов), Hummer (минус 42 процента). Однако из общей картины падения спроса на люксовые бренды выбиваются немецкие компании. Так, продажи Audi возрасли по сравнению с январем 2009 года на 58 процентов до 812 машин. BMW прибавила 21 процент, продав за месяц 1089 автомобилей. Легковушек Mercedes-Benz в январе текущего года купили 751 штуку, что на 17 процентов больше показателя первого месяца 2009 года.
Отчасти это можно объяснить тем, что машины стали выбирать по принципу практичности и надежности марки. Экзотика и переплаты за элитарный британский бренд в кризис отошли на второй план.
 
Если верить председателю комитета Автопроизводителей АЕБ Дэвиду Томасу, то уже в феврале российский авторынок будет радовать ростом продаж. Однако есть и другие версии.
Замдиректора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов напоминает, что в январе 2009 года производители еще только начинали распродажи. При этом цены, в связи с девальвацией рубля, еще не успели вырасти. «В 2010 году этих факторов уже нет. Скорее всего, февраль к январю будет на том же уровне, а рост начнется не раньше апреля», — цитирует эксперта газета «РБК Daily».
Председатель совета директоров дилерской группы «Модус» Алексей Лещенко, как пишет газета «Ведомости», связывает падение продаж еще и с надеждами покупателей. Многие, ожидая более выгодных условий покупки и огромных распродаж, как в прошлом году, просто берегут деньги и не спешат в салон.
Но не стоит забывать еще один фактор, затормозивший продажи машин в январе. Это старт в марте программы по утилизации старых автомобилей. Она дает право владельцем автомобилей старше 10 лет сдать свое транспортное средство, получив взамен сертификат на 50 тысяч рублей. Его можно использовать при покупке нового автомобиля, собранного в России, в том числе и иностранной марки.
Скорее всего, эта программа не даст рынку набрать обороты и в феврале. Ведь под ее действие подпадают 19,6 миллионов автомобилей, находящихся в гаражах, на стоянках или во дворах россиян.
Главное для желающих сдать свой автохлам — не тянуть. Ведь заложенных в бюджете денег, по крайней мере пока, хватит на утилизацию лишь 200 тысяч таких машин.


Оставить комментарий с помощью