09:37, 04 февраля 2010   Просмотров: 579

Авиастроительный прорыв

Автор: Антон Ходов
Фото с сайтов zhukvesti.ru, zlobni.ru, wikipedia.org

Недавно министр промышленности и торговли Виктор Христенко заявил, что за три года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) выпустит 165 гражданских лайнеров. Это заявление наделало много шума и заставило всех говорить о возрождении отечественного гражданского авиастроения. Но авиастроители, оказывается, не совсем согласны с министром.

ОАК готова, по данным газеты «Коммерсант», перевыполнить план по выпуску самолетов в несколько раз. А именно — собрать не 165 гражданских лайнеров, а 428. Но не за три года, а за пять лет. Но, несмотря на это, получается, что авиастроители готовы увеличить годовые объемы выпуска в полтора с лишним раза.

Более половины из этих 428 воздушных судов придется на Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Их ОАК хочет за пять лет построить 272 штуки. Также авиастроители готовы собрать 46 лайнеров  Ту-204СМ и 110 ближнемагистральных Ан-148. Общая стоимость этих машин составит 369 миллиардов рублей.

Взамен корпорация хочет кое-что получить от государства. А именно — 128 миллиардов рублей. Но ребята из ОАК не говорят правительству: «Дайте нам сто с лишним миллиардов, и мы все сделаем в лучшем виде». Все гораздо сложнее и подробно изложено в соответствующей концепции «Система финансирования продаж авиатехники в России», подготовленной ОАК.

Ан 148

Она подразумевает, что государство возьмет на себя компенсацию части процентной ставки по кредитам, получаемым покупателями российской авиатехники. Для этого  предлагается выпускать каждые полгода  беспроцентные казначейские облигации со сроком обращения 15 лет (таков срок кредита на покупку авиатехники). Передать же эти облигации нужно банкам-кредиторам. Таким образом, государство компенсирует часть процентной ставки по кредитам, что и обойдется ему примерно в 128 миллиардов рублей.

Банки-кредиторы смогут распоряжаться этими ценными бумагами на свое усмотрение. Например, продать их на рынке, либо дождаться срока частичного или полного погашения.

В соответствии с расчетами ОАК, новая система позволит перевозчикам покупать технику на куда более выгодных условиях, чем те, что есть сегодня. Например, в настоящее время деньги достаются компаниям весьма дорого — под 12-15 процентов годовых в рублях. Кроме того, «долгие кредиты» нынче в дефиците. Концепция ОАК подразумевает, что перевозчики смогут получить кредит на покупку лайнера под 5-7 процентов годовых в рублях, и под 3-5 процентов годовых в долларах.

Бразильская система

Впрочем, Америки российские производители самолетов своей программой не открыли. В основе предложенной ОАК концепции лежит бразильская программа поддержки экспортных продаж PROEX.

Она доказала свою эффективность на примере бразильского производителя региональных лайнеров Embraer. В результате за пять лет эта компания увеличила ежегодный выпуск самолетов в 40 с лишним раз — с четырех в 1996 году до 161 в 2001 году.

proex

В итоге Embraer стала одной из крупнейших авиастроительных компаний мира. Ежегодный объем ее заказов составляет 21 миллиард долларов.

Но концепция ОАК немного отличается от программы PROEX. Бразильцы субсидируют процентные ставки по кредитам лишь для иностранных заказчиков. Российские авиастроители предлагают делать это еще и для отечественных компаний.

Загвоздка от «Сухого»

По данным «Коммерсанта», концепция ОАК в настоящее время находится в Минэкономразвития, куда была передана еще в конце декабря 2009 года. В Минпромторге изданию подтвердили, что концепция получена и изучается. Также чиновники подчеркнули, что этот проект был разработан с подачи Владимира Путина.

Источники газеты внутри Минэкономразвития заявляют, что принципиальное решение относительно концепции «ОАК» будет принято до 30 марта. В Минпромторге подчеркнули, что свое отношение к документу озвучат к концу первого квартала.

Пока же авиастроительная отрасль будет развиваться в соответствии с планом, озвученным главой Минпромторга Виктором Христенко. Но как бы ни отличались эти концепции, у них есть, как минимум, одна общая деталь — ближнемагистральный лайнер  Sukhoi Superjet 100. И в том и в другом проекте на долю этого самолета приходится большая часть запланированных объемов.

В том, что ОКБ «Сухого» освоит выпуск лайнера и сможет производить его в нужных количествах, вряд ли кто-то сомневается. Загвоздка в том, что начало поставок этого воздушного судна все никак не начнется.

Сухой суперджет 100

Недавно стало известно, что старт серийного производства SSJ-100 снова перенесен. На этот раз на вторую половину текущего года. При этом точный срок начала поставок лайнера так и неизвестен.

В соответствии с первоначальными планами, Superjet должен был начать перевозить пассажиров еще в конце 2008 года. Затем этот срок перенесли на конец 2009 года, а после — на начало 2010 года. В начале текущего года Виктор Христенко заявил, что поставки SSJ-100 стартуют в середине года.

Создатели самолета винят во всем затянувшуюся сертификацию двигателя SaM146, который используется в SSJ-100. Разработан этот силовой агрегат рыбинским НПО «Сатурн» и французской компанией SNECMA.

Главное, чтобы с этим лайнером все наконец-то устаканилось. Ведь в противном случае, не осуществятся не только планы вселенского масштаба от ОАК, но и относительная скромная программа министерства промышленности и торговли.


Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков