15:32, 10 декабря 2009   Просмотров: 649

Кран, бульдозер и другие

Автор: Константин Зотов, специально для www.EquipNet.ru
Фотографии с сайтов freelancejob.ru

Несколько лет подряд – по крайней мере, до наступления экономического кризиса – российский рынок спецтехники развивался бешеными темпами. Еще в позапрошлом году, рассказывая в одном из интервью о краткосрочных перспективах своего завода, начальник отдела мониторинга рынка ООО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак» Тарас Закорчемный уверенно прогнозировал стремительный рост. Продажи полноповоротных экскаваторов, по его мнению, должны были вырасти на 42% (по сравнению с 2006 годом), фронтальных колесных погрузчиков и гусеничных бульдозеров –  на 67%. Примерно такие же цифры ожидались по большинству других видов строительной техники. Судя по статистике Министерства экономического развития, эти ожидания в целом оправдались.

Впрочем, ничего удивительного здесь нет: ведь строительный рынок – главный потребитель спецтехники – рос почти столь же стремительно.  Сейчас, когда жизнь на многих стройплощадках замерла, предсказывать будущее потребление спецтехники уже не так легко. Однако некоторые тенденции на рынке предложения специальной техники все же сохранились.

Наши против азиатов

Одна из таких тенденций – обострение конкуренции между производителями. Сегодня покупатель специальной техники может выбирать из сотен моделей – и, несмотря на кризис, предложение продолжает расти.

Не в последнюю очередь, это связано с активностью зарубежных поставщиков. С тех пор, как общий объем российского рынка в этой сфере перевалил за отметку в полтора миллиарда долларов в год, им заинтересовались всерьез. Среди крупных игроков сразу выделились Caterpillar из США, шведская Volvo и JCB из Великобритании. Однако самыми серьезными конкурентами российских производителей стали представители восточноазиатского региона – например, японские Hitachi, Sumitomo, Komatsu,Shinko и Nichiuyu, а также целая группа предприятий из Китая и Южной Кореи. И это понятно – ведь спрос на их традиционных рынках сбыта давно стабилизировался, и ждать там каких-либо скачков не стоит.Так что российский строительный бум оказался для многих настоящим подарком.

Борьба за любовь отечественного потребителя развернулась нешуточная. Как правило, иностранные компании приходили в нашу страну, сразу предлагая весь ассортимент своей продукции, а это более десятка позиций техники любых модификаций. Мало кто из наших производителей мог тогда похвастаться подобным разнообразием. Вдобавок ко всему, все это предоставлялось по демпинговым ценам, с отсрочкой платежей и возможностью лизинга, запредельными сроками гарантии, и так далее.

«Основной проблемой на первом этапе работы стала консервативность местного рынка, –вспоминает один из дилеров японской техники, директор компании «El-ШИП» Дмитрий Кизилов. – Марки и типы машин, знакомые каждому японскому или американскому строителю и логисту, для русского уха звучали непривычно.  Чтобы занять свою нишу, мы разработали собственную систему продаж: прежде, чем оформить договор, любую машину можно было проверить в деле, взяв ее в аренду. Стоимость такой услуги – порядка 15-20 тысяч рублей в месяц. Хотя порой, чтобы принять окончательное решение о покупке, заказчику было достаточно нескольких дней».

В результате многим российским производителям пришлось заметно потесниться. Например, уже в первом полугодии 2007 года доля отечественных экскаваторов на местном рынке снизилась до 26% против 55% в 2003 году. Нечто похожее наблюдалось и в других сегментах. Чуть ли не единственным исключением из правил стал ЧТЗ: объемы продаж гусеничных бульдозеров и трубоукладчиков его производства все эти годы росли даже быстрее, чем общая емкость рынка, что позволило заводу остаться безоговорочным лидером в своем сегменте.

Каждый выбирает по себе

По большому счету, до недавних пор любой потенциальный покупатель специальной техники сталкивался с необходимостью выбирать между тремя группами товаров, примерно равными по соотношению «цена-качество»: новыми машинами отечественных производителей, такой же продукцией из Китая либо бывшей в употреблении техникой с Запада, из Японии или Южной Кореи. У каждой из этих товарных категорий были свои особенности.

Преимущества техники из Китая стали уже, что называется, общим местом. При сравнительно низкой стоимости производители из Поднебесной предлагают модели, сопоставимые по дизайну и техническим характеристикам с западноевропейскими или японскими аналогами. В китайском языке для таких случаев даже появился неологизм «переизобретенная модель» – не называть же свою продукцию «слизанной у конкурентов». Как правило, такая техника легка и компактна, выглядит довольно современно, оборудована системами кондиционирования и спальными местами, поставляется с заводов с гарантией послепродажого сервиса.

Торговля бывшей в употреблении спецтехникой тоже давно стала отдельным бизнесом – в той же Японии даже исторически сложились устойчивые каналы сбыта машин «секонд-хенд» в некоторые регионы мира. К таковым, в частности, относится и Россия, где всегда есть немало начинающих фирм, которым пока не по карману новая техника. Правда, позиции Страны восходящего Солнца в России заметно поколебались после того, как изменились таможенные ставки на ввоз грузовых автомобилей и спецтехники возрастом более пяти лет. Теперь они стоят почти столько же, что и только что сошедшая с конвейера – так что импортировать их стало экономически нецелесообразно.

У отечественных производителей, то, при всех их недостатках, всегда были свои плюсы. Ведь потребитель, принимая окончательное решение о закупке той или иной техники, всегда думает не только о ее стоимости, но и о последующих эксплуатационных расходах – на ГСМ, техническое обслуживание, плановые ремонты, замену быстро изнашиваемых элементов ходовой части и рабочих органов, и так далее. И здесь у российских машин, по сравнению с импортными – сплошные преимущества.

Таким образом, тройки самых популярных производителей специальной техники распределились к сегодняшнему дню следующим образом. Наиболее покупаемыми марками гусеничных экскаваторов стали Hitachi, Komatsu и российский «Уралвагонзавод». В продажах их колесных собратьев лидируют Тверской экскаваторный завод, Hyundai и Volvo. Из колесных погрузчиков наибольшим спросом пока пользуется продукция белорусского «Амкодора» и челябинского «ЧСДМ», который входит дивизион «Спецтехника» Группы ГАЗ – хотя китайские предприятия приблизились уже вплотную.

Купля, аренда и лизинг

Помимо выбора конкретных марок спецтехники перед производителем стоят и другие вопросы. Например –  стоит ли ее вообще покупать? Ведь для ее содержания необходимо создавать целую инфраструктуру, комплектовать сервисные бригады – а это бывает порой слишком накладно, тем более в нынешних экономических условиях. Во многих случаях гораздо проще, когда потребуется, взять технику в аренду – тем более, что таких предложений становится все больше.

Как отмечают многие эксперты, ежегодный прирост рынка аренды специальной техники в России составляет примерно 20%. Скорее всего, в обозримом будущем эти темпы не снизятся. Инвесторов, которые собираются заняться подобным бизнесом, привлекают быстрые сроки окупаемости: приобретя, допустим, три экскаватора за 9 миллионов рублей, можно полностью «отбить» затраты уже через два года. А техника, особенно импортная, способна проработать минимум пять-семь лет. Кроме того, в последнее время все активнее становится и другая категория арендодателей – это компании, которые стремятся за счет такого своеобразного аутсорсинга оптимизировать свои затраты на содержание технопарка, например, энергетики и тепловые сети. То есть нужную технику можно получить и вместе с квалифицированным персоналом – для многих строителей такие предложения оказываются настоящей палочкой-выручалочкой.

Компромиссный вариант между покупкой и арендой – лизинг спецтехники: количество подобных сделок за «тучные годы» высоких цен на нефть возросло вообще в разы. И хотя называть его полностью сформировавшимся еще рано, знаковые изменения уже произошли. Например, средняя сумма договора, которая прежде исчислялась сотнями тысяч, теперь составляет десятки миллионов рублей. Сроки лизинга выросли с трех до пяти лет. Конкуренция между лизинговыми компаниями вынуждает их постоянно снижать размеры аванса по договорам, разрабатывать все более удобные для лизингополучателя схемы. Упрощается документооборот; лизингодатель все чаще берет на себя таможенное оформление оборудования и доставку его на площадку заказчика. Хотя свои «подводные камни» в таких сделках тоже есть. В частности, налоговые льготы, предусмотренные государством для лизинговых операций, из-за пробелов в законодательстве запросто могут оказаться источником лишних проблем для предпринимателя.

Дело в том, что в Налоговом кодексе не учтены особенности лизинговых операций – а именно возможный переход права собственности на взятое в лизинг имущество, что принципиально отличает подобные сделки от обычной аренды. Ведь фактически лизингополучатель выплачивает лизингодателю не только собственно платеж по лизингу, но и выкупную стоимость взятого по договору имущества. Кодексом же предусмотрен единый порядок отнесения в расходы, не облагаемые налогом на прибыль, как арендных, так и лизинговых платежей: в нем нет ни понятия выкупной стоимости, ни правил, позволяющих разделить платежи по договору на компоненты, относящиеся к текущим платежам и выкупу лизингового имущества. Здесь и зарыта собака: если выкупная цена не определена в договоре отдельной строкой, а предмет лизинга автоматически переходит к лизингополучателю сразу же после уплаты налога, у фискальных органов могут появиться неприятные для вас вопросы. Вдобавок ко всему, отсутствие в договоре выкупной цены и сроков ее уплаты грозит вам тем, что вычет НДС по всей сумме договора может быть признан налоговиками только после перехода права собственности на имущество.

Соответственно, вам могут пересмотреть суммы вычета и начислить штраф. Чтобы обойтись без подобных неприятностей, достаточно включить в договор несколько положений. Во-первых, прописать возможность выкупа предмета лизинга при досрочном расторжении договора (при согласии на это лизингодателя и лизингополучателя), а также обстоятельства, которые считаются условием для такого расторжения. Выкупную цену можно и не указывать прямо, если добавить в договор такую формулировку: «Договор лизинга может быть расторгнут в любое время по инициативе лизингополучателя. При этом если лизингополучатель пожелает, чтобы право собственности на предмет лизинга перешло к нему, он обязан будет выплатить лизингодателю выкупную цену за предмет лизинга. Выкупная цена за предмет лизинга в таком случае составит разницу между суммой фактически выплаченной лизингополучателем и общей суммой лизинговых платежей». Во-вторых, нужно включить в договор следующий пункт: «Право собственности на предмет лизинга переходит от лизингодателя к лизингополучателю по истечении срока лизинга и после уплаты выкупной цены, размер и способ уплаты которой будут определены после исполнения сторонами всех своих обязательств по настоящему договору лизинга».

Таким образом, до момента завершения действия договора налоговиков не будет оснований предъявить претензии по лизинговым платежам, поскольку они не содержат выкупной компоненты. А этот момент не наступит никогда: в последний месяц выплаты лизинговых платежей стороны могут расторгнуть договор. Лизингополучатель осущест­вит выкупной платеж, равный сумме лизингового платежа за последний месяц, имущество перейдет к нему – и все останутся довольны, включая суровых налоговиков.


Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков