13:45, 05 ноября 2009   Просмотров: 1170

Особенности развития малого и среднего бизнеса в пищевой промышленности

Автор: Александр Ситников, специально для www.EquipNet.ru
Фотография с сайта rusnord.ru

Правительство со слов главы МЭРТ Эльвиры Набуллиной оценивает долю всего малого бизнеса в ВВП страны в 15-17 %, Для примера: в развитых странах этот показатель превышает половину ВВП, а в Китае – и того более – 60%.

По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) на конец 2008 года в России было зарегистрировано чуть более 280 тыс. предприятий, на которых трудились 6 217 млн. человек.

Различные условия проживания народов, населяющих российскую федерацию, являются причиной неоднородности малого предпринимательства по регионам. Так доля малого предпринимательства в региональном ВВП Москвы достигает отметки 50 %, в северной столице –  40 %, в то же время в республиках Дагестан, Чечня, Тыва, Ингушетия  количество предприятий этого сегмента чрезвычайна мала: не более 50 на 100 тыс. жителей.

Наиболее востребованной среди предпринимателей является сфера производства питания. Каждый четвертый рубль в российском малом бизнесе оборачивается именно в пищевой промышленности, которая представлена   предприятиями  рыбопереработки,  мясомолочного направления,   производства ликероводочной и пивной продукции,  мукомольного комплекса,  хлебопекарникондитерскими, комбикормового направления, производством приправ и соусов. Очевидным преимуществом является тотальная клиентская база, поскольку продукты питания и их ингредиенты относятся к категории постоянного спроса со стороны населения. Теоретически это создает отличные перспективы для развития  малого бизнеса, на практике же – не всё так идеально. К сдерживающему фактору устойчивого роста этого вида деятельности являются огромные расстояния между центрами потребления (Россия занимает шестую часть земли, при населении в 4.6%), из-за этого малый бизнес вынужден ориентироваться строго на региональный спрос.

Данные, свидетельствующие об избыточном конкурентном давлении на пищевом рынке, отсутствуют, что, наряду с  доступными исходными инвестициями (финансовыми и техническими), делает бизнес «на еде»  привлекательным. Однако существуют барьеры, как для входа новых участников, так и для уже действующих бизнесменов. Это, прежде всего, кабальные процентные ставки и незначительные размеры банковского кредитования, чрезмерное администрирование (в том числе и налоговое), и главное –бонусная система продвижения товара в отечественных супермаркетах.

Конечно, все это становится проблемой государства, которое должно помочь «малым и средним» бизнесменам. Необходимо установить приемлемый процент в банковском кредитовании, избавить рынки сбыта от преувеличенных «дружеских» сделок, устранить бюрократические препоны.

Если говорить о уже существующих предпринимателей, то по оценкам ряда экспертов производительность труда на малых пищевых предприятиях вдвое превышает показатель крупных и средних фирм и компаний.  Но «правила игры» вынуждают предпринимателей скрывать размеры и условия производства и использовать непрозрачные финансовые схемы, такие, как зарплата «в конвертах», взятки чиновникам, бонусы менеджерам торговых центров. Иначе им просто не выжить; порой добросовестные бизнесмены экономят на всём, в том числе и на санитарных мерах и качестве исходных ингредиентов, что, безусловно, сказывается на готовом продукте и вызывает справедливые нарекания.


Оставить комментарий с помощью

Вопросы-ответы
Автор13.01.2010

Базовая цифра - не более 17% - озвучена на брифинге 22.02.2008 г. главой Минэкономразвития РФ Эльвирой Набиуллиной. Если речь идет о реальном бизнесе, а не о "родне" чиновников, которые "обслуживают" бюджеты всех уровней, то данные еще хуже. Увы! Да и зачем? когда есть нефте-газовая труба на запад.

Людмила Резцова, ООО "Фармасистема"06.11.2009

Не думаю, что стоит быть таким категоричным в суждении по цифрам. Практика подтверждает то, что разные источники дают разные цифры. И абсурдно получается, что официальные источники более оптимистичны. По существу, все может быть и не так. Например, по медицинской отрасли. У нас в Новосибирске закрываются детские сады, т.к. дети больны свиным гриппом. Однако, власти продолжают утверждать - в нашей области свиного гриппа нет. А вы, Виктор, кому поверите? Тому, что ваш ребенок в больнице или властям города?

Виктор Вальчук, директор, АРБ - консалтинг06.11.2009

Не знаю, где вы брали статистику, но вот другая, по крайней мере обоснованная и с описанной методикой:
"Общее число МСБ250 (число работающих до 250 человек) по европейскому критерию выделения Субъектов Предпринимательства в 2004г. составляло 6.211,7, а в 2005 г. - 6.891,3 тыс. МСБ500, по итогам 2005г. - 7.233 тыс." http://www.rcsme.ru/libArt.asp?id=4827&r_id=130&l_id=1
Там же: "Доля МСБ250 в общей численности хозяйствующих субъектов: 2002 - 93%; 2003 - 94%; 2004 - 92%; 2005 - 92%.
Доля рынка (доля МСБ250 в общем объеме выручки): 2002 – 39%; 2003 – 47%; 2004 – 51%; 2005 – 46%."
Осторожнее надо с цифрами то.

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков