Революционный ХХ и прогрессивный XХI века не оставили в стороне техническое реформирование производственных и торговых складов. «Продвинутый» в хорошем смысле менеджмент успешных фирм прекрасно понимает, что склад и, прежде всего, его техническое обеспечение являются обязательным элементом движения товара, т. е. важнейшим инструментом любого материального бизнеса. В свою очередь склады, как таковые, представляют собой замкнутые системы, технологическое назначение которых заключается в загрузке, оптимальном размещении и выгрузке товара. Для решения этих внутрискладских задач используют специализированные машины: автопогрузчики, штабелёры, самоходные тележки.
Среди них, по многочисленным экспресс-опросам складских работников, произведенных аналитической службой Equipnet.ru, наиболее востребованными являются вилочные автопогрузчики с двигателем внутреннего сгорания грузоподъемностью 1.5–3 т, укомплектованные специальным навесным оборудованием для товаров разного технологического назначения. Кроме вилочной техники также применяются автопогрузчики телескопические, для длинномерных грузов, фронтальные и минипогрузчики. В магазинах, продовольственных складах или в хладокомбинатах по гигиеническим соображениям эксплуатируют автопогрузчики с электроприводом.
Для ценового и количественного анализа ситуации на рынке автопогрузчиков, особенно, для определения лидеров и аутсайдеров, специалист-аналитик Equipnetru, обращаясь в спецфирмы, представлялся коммерческим агентом. Такой подход был необходим для получения достоверной информации от первоисточника – менеджеров по продажам спецтехники. Выяснилось, что верхнюю и нижнюю денежную границу импортных автопогрузчиков, успешно продаваемых в России, занимают японская марка Komatsu и его китайский собрат NС. Цена зависит от грузоподъемности и комплектации. Это подтвердила и статистическая информация, структурированная маркетологами Equipnet.ru: погрузчики Komatsu с завода в Точиги (Япония), реализуемые эксклюзивным дистрибьютором Komatsu Utility Co., Ltd., уверенно занимают первую строчку в рейтинге продаж на нашем отечественном рынке, т. е. – 20% вилочных электрических и 25% вилочных погрузчиков с двигателем внутреннего сгорания, купленных российскими фирмами в последние годы, принадлежат именно бренду Komatsu.
Такой успех, безусловно, стал заслуженной наградой производителю, который за внедрение методики тотального контроля качества CWQC получил приз Деминга. Но не качество деталей и сборки – этим могут похвастаться многие заводы – а именно современные know-how обеспечили лидерство. Новая уникальная гидравлика для подъема грузов (серия ВХ50) делает японские погрузчики Komatsu очень экономичными и удобными в эксплуатации,т.к. позволяет не пользоваться педалью акселератора; система подвески (запатентованная разработка компании) снижает вибрацию практически до нуля; для моделей Komatsu обязателен также сенсорный контроль, минимизирующий погрешности «человеческого фактора». Кроме того, в компании на погрузчиках устанавливают гидравлику замкнутого цикла и механизмы обратной связи, обеспечивающие безупречность в управлении даже на неровных площадках.
Ниже приводится таблица некоторых моделей дизельных автопогрузчиков KOMATSU и их технических данных.
В статье журнала «Империя холода» (1/1008) менеджмент хладокомбината «Западный» (г. Москва) дал высокую оценку автопогрузчикам Komatsu. На 8 складах комбината работают 14 японских погрузчиков и 20 штабелёров. Некоторые из них (исключительно на электрическом приводе) работают в холодильных установках, где температура -180С.
В стране восходящего солнца наряду с заводом Komatsu складское оборудование, в том числе погрузчики, выпускают компания TCM, фирма Toyota industries corporation, компании Nissan forklift и Mitsubishi Heavy Industries Ltd. На российском рынке также успешны и конкурентоспособны европейские фирмы. К сведению, производители Старого Света презентуют и продают погрузчики различных марок: французы гордятся компанией Manitou; немцы – HanseLifter и Pfaff Silberblau; болгары – заводом Рекорд (марка Балканкар); итальянцы – компанией OM Pimespo.
Промышленный бум последних лет оживил и российских производителей вилочных автопогрузчиков: ОАО «МЗиК» (Екатеринбург), ОАО «Тверской экскаватор» (Тверь), ОАО «Погрузчик» (Орел), которые, используя низкую цену на свою продукцию, нашли устойчивую и значительную нишу на рынке складского оборудования. Определенным успехом также пользуется украинский монополист – АО «Львовский завод «Автопогрузчик», управляемый консорциумом компаний с 30% украинского и 70% российского капитала.
Кроме автопогрузчиков, на отечественных складах активно используют рич траки. Классифицировать их нужно на ручные с электрическим подъемом и электрические самоходные. Имея небольшой вес и габариты, штабелёры незаменимы в узких складских коридорах, при этом обладают достаточной грузоподъемностью от 1 до 2 тонн и перемещением грузов по вертикали на высоту 1,5–6 метров. Однако, обязательным ограничением для их эксплуатации являются высокие требования к качеству полов складов. Загружая и разгружая поддоны, работники складов и магазинов с удовольствием работают на штабелёрах с гидравлической и электрической оснасткой. Для увеличения производительности труда, как правило, применяют самоходные штабелёры с кабиной для оператора, которые способствуют улучшению качества труда, т.к. очень комфортны для оператора.
Ручные штабелёры удобны для складирования и транспортировки небольших грузов, так как приводятся в движение и осуществляют подъем мускульной силой человека. На российском рынке популярны штабелёры марки Unilift (Германия - Китай).
Для увеличения производительности труда, особенно там, где происходит интенсивный товарооборот, россияне предпочитают использовать самоходные электроштабелёры (укомплектованные электрическим узлом подъема, но перемещаемые человеком) с площадкой для оператора, известных марок Komatsu, OM (Италия), Unilift (Германия- Китай) и немецкие Magazine.
Штабелер гидравлический | Скорость оператора с нагрузкой в среднем 1,5-2 км/ч | |||
Штабелер с электрическим узлом подъема | Скорость оператора с нагрузкой в среднем 1,5-2 км/ч | |||
Штабелер электрический сопровождаемый | Скорость оператора без нагрузки в среднем 5 км/ч | |||
Штабелер электрический с площадкой для оператора | 6,5 км/ч с грузом, до 10 км/ч без груза |
По данным маркетинговой службы Equipnet.ru, на российских складах, там, где нужна только транспортировка грузов на поддонах (паллетах) без подъема и на небольшие расстояния, используют складские гидравлические тележки (роклы), управляемые эргономичной рукояткой, установленной в основании гидравлического цилиндра и способной изменять угол направления рулевых колес до 210 градусов. Наиболее популярные в России Pfaff Silberblau, Pramac Lifter (TM Group), Lema, OTTO Kurtbach, Rocla, WTC, KPT, Eurolifter, грузоподъемностью до 3.5 тонн и длинной вил до 2,0 метров.
Кроме того, россклад активно эксплуатирует и самоходные тележки на электрической тяге (используемые для транспортировки большого количества груза на значительные расстояния). Четверку лидеров, имеющие максимальные объемы продаж в Европе и России, составляют бренды Otto Kurtbach, OMG, PFAFF Silberblau, Pramac Group. Удобные и простые в эксплуатации самоходные тележки могут управляется любым служащим склада.
Поводя итог, можно резюмировать следующее: по данным экспертов Equipnet.ru, на сегодняшний день японские и европейские автопогрузчики не стали прямыми конкурентами спецтехники, производимой в СНГ и, прежде всего, в России, хотя и заняли определенный ценовой сегмент. Однако, ближайшее будущее на рынке продаж автопогрузчиков вполне вероятно за неплохими машинами из «поднебесной». Возможной альтернативой китайской экспансии станет создание мощных коммерческих центров, предлагающих качественные погрузчики в аренду или лизинг фирмам поменьше, которые не в состоянии произвести дорогостоящие покупки, но претендуют на западные стандарты складирования. Пример: в 2008 г. создана компания 4К, специалисты и менеджмент которой отдают приоритет японским машинам, хоть и дорогим, но долговечным и надежным. Так, из 400 единиц складских машин 80% составляет продукция страны «восходящего солнца».