13:29, 04 марта 2010   Просмотров: 449

Россия предпочитает газ навозу

Автор:

Наталья Дернова
Фото с сайтов chlb.info, futureevents.ru, fin.kurgan.ru, alliance-fansub.ru, micro-news.ru

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) – пожалуй, одна из актуальнейших тем мировой экономики. Подсчитав некоторое время назад нефтегазовые запасы, человечество всерьез задумалось о том, что же делать дальше. Да и скопление парниковых газов в атмосфере пугало все больше. Экологи забили тревогу, экономисты взялись за калькуляторы, ученые начали предлагать варианты. Мировое сообщество подписало Киотский протокол об уменьшении выбросов в атмосферу, присоединилась к нему и Россия. Стало ясно – нужно искать замену нефти и газу.

Что есть

В первую очередь решено было обратить внимание на Солнце как на огромный источник естественной энергии. Основанием стала так называемая солнечная постоянная. Поток солнечных лучей, проходя через площадь в один квадратный метр, расположенную перпендикулярно потоку излучения на входе в атмосферу Земли, имеет мощность воздействия на нее 1367 ватт. Правда, доходя до поверхности, она уменьшается, да и не в каждой широте природные условия позволяют получать необходимое количество энергии. Тем не менее, преобразование солнечного излучения, или гелиоэнергетика, сегодня предполагает несколько способов для получения тепла и света.
 
Самый популярный из них — это фотоэлементы, используемые в солнечных батареях. Принцип их работы основан на фотоэлектрическом эффекте, который возникает в неоднородных полупроводниковых структурах при воздействии на них солнечного излучения. Определенные погрешности и потери энергии при их работе тщательно изучаются и минимизируются. Установка солнечных батарей экономически оправдана в наиболее солнечных регионах. В России это юг Поволжья и европейской части, Южный Урал, Восточная Сибирь и Дальний Восток. К другим возможностям использования солнечной энергии относятся термовоздушные и солнечные аэростатные электростанции, гелиотермальная энергетика и преобразование ее в электричество с помощью тепловых машин.
 
Вслед за Солнцем решено было использовать энергию ветра и морских приливов. Ветряные мельницы человек придумал еще в глубоком прошлом. Современные же ветряки работают при скоростях ветра от трех до двадцати пяти метров в секунду. На сегодняшний день ветряные электростанции всего мира вырабатывают около 1,3 процента всей энергии, в этой индустрии работают более четырехста тысяч человек. Мировой рынок оборудования для ветроэнергетики на конец 2008 года составлял 36,5 миллиардов евро.
 
Альтернативная гидроэнергетика далеко не новое слово в экономике. Широкомасштабное строительство ГЭС началось еще в начале прошлого века и активно продвигалось в Советском Союзе. Зарубежными лидерами по использованию энергии приливов и отливов считаются прибрежные страны – Норвегия, Исландия и Канада. До половины источников так называемой малой гидроэнергетики расположены в Китае. Современный российский холдинг «РусГидро» делает ставку не только на свои крупные ГЭС, но и активно инвестирует в строительство малых объектов и ветряных установок.
 
Пожалуй, еще одним крупным пунктом в списке возобновляемых источников энергии можно назвать биотопливо. Основную часть этого рынка занимают древесные топливные гранулы, или пеллеты. Появившись относительно недавно, они сумели завоевать огромную популярность в США и Европе. Изготавливают их путем перемола в древесную муку с последующим гранулированием отходов деревообработки, мебельного производства, сельскохозяйственной деятельности. По своей теплоэффективности пеллеты не уступают традиционному топливу, являясь при этом абсолютно безопасными для окружающей среды.
 
К другим видам биотоплива относят биодизель, получаемый из масла растений, биогаз, выделяемый в процессе брожения отходов, и биомасло, выработка которого также производится из остатков древесины. Помимо прочего, есть планы на получение космической энергии и разработку геотермальных источников, работающих на тепле Земли.

Как у них

Основной причиной все нарастающей популярности возобновляемых источников энергии за рубежом принято считать дороговизну традиционного топлива – нефти, газа и угля. Однако экологическая составляющая занимает здесь далеко не последнее место.
 
Во многих странах уже действует программа 20-20-20, согласно которой энергопотребление экономики к 2020 году на 20 процентов должно обеспечиваться альтернативной энергетикой.
 
По данным Национального Биоэнерегетического Союза, к 2040 году общее энергопотребление в мире прогнозируется на уровне 13,5 миллиардов тонн нефтяного эквивалента. Энергия ВИЭ при этом составит 47,7 процента, или 6,44 миллиарда тонн нефтяного эквивалента, а топлива из биомассы — 23,8 процента, что равняется 3,21 миллиарда тонн.
 
Лидером по переходу на возобновляемые источники энергии считается Швеция, которая планирует к этому времени полностью отказаться от органического топлива. Исландия заявляет о таком переходе к 2050 году. Правительство Японии, энергобаланс ВИЭ которой на сегодняшний день составляет 1,8 процента, объявило об их доли до 20 процентов к 2020 году.
 
На сегодняшний день солнечные электростанции работают более, чем в 30 странах. Бразилия активно добывает этанол из сахарного тростника и в течение ближайших пяти лет собирается перевести на него 80 процентов своего транспорта – уже сейчас его добавляют в топливо для самолетов. Энергию волн по максимуму стараются использовать прибрежные и островные страны – Франция, Великобритания, Канада, Китай, Индия.  В США большое внимание стали уделять атомной энергетике.
 
Европейскими лидерами по внедрению ветроэнергетики считаются Испания и Германия, ее прирост в этих странах составляет 25 процентов ежегодно. В планах Германии —строительство 30 ветровых электростанций общей мощностью 25 тысяч мегаватт в Северном и Балтийском морях, каждая из которых обойдется в 1,57 миллиарда долларов.
 
По прогнозам аналитиков, к 2020 году индустрия возобновляемой энергетики в странах Евросоюза составит 1,1 процента ВВП, количество рабочих мест здесь составит 2,8 миллиона.

Гром грянет – мужик перекрестится

Выступив с поддержкой общемировой мировой тенденции максимально возможного перехода на альтернативные источники энергии, Россия, тем не менее, повела себя странно.
 
Задачу увеличить работу по поиску и разработке альтернативных источников энергии Владимир Путин обозначил еще в свою бытность на посту президента и даже выпустил указ о вознаграждении ученых РАН, которые смогут найти такие источники. Действующий президент Дмитрий Медведев на саммите ЕС-Россия в конце прошлого года заявил о том, что наша страна к 2020 году готова уменьшить парниковые выбросы на 25 процентов от уровня 1990 года и еще на 25 – к 2050.
 
Эти слова вроде бы небеспочвенны. На заседании президиума правительства в конце января Путин, уже в качестве премьера, призвал чиновников считать аксиомой приоритетность развития альтернативной энергетики. И на замечание главы Минэнерго Сергея Шматко о том, что обязательства по сокращению выбросов парниковых газов Россия взяла на себя, подписавшись под международными документами, отметил, что наша собственная энергетическая мощь не менее важна.
 
Помимо множества мелких «доморощенных», в альтернативной энергетике появляются и проекты государственного масштаба. К созданию двусторонних солнечных модулей и термоэлектрических систем для охлаждения и генерации электричества нового поколения недавно подключилась госкорпорация «Роснано». На Дальнем Востоке началось строительство первой крупной ветроэлектростанции компанией «РусГидро», в руки которой, кстати говоря, правительство планирует отдать и все гидроактивы страны.
 
Однако здесь встает не менее актуальный вопрос – что же делать с газом, добыча которого в нашей стране в последнее время также активно наращивается? Создается впечатление, что России, позиции которой и так подпорчены американо-европейским сланцевым газом, в этом вопросе не хватает только альтернативной энергетики. Так или иначе, но здесь тот же Путин выражает прямо противоположное мнение. Высказывания премьера о том, что  «ни солнечная энергия, ни дрова, ни сушеный навоз не заменят углеводороды на ближайшие 15-20 лет», а значение спота сжиженного природного газа сильно преувеличено, цитировали практически все СМИ.
 
Буквально недавно зампредседателя правления и руководитель экспортного направления «Газпрома» Александр Медведев стал объектом насмешек британских средств массовой информации после призыва отказаться от массового строительства ветряных генераторов. Медведева, выразившего сомнения по поводу успеха европейского проекта 20-20-20 и утверждавшего, что Великобритании будет экономически выгоднее перевести свои электростанции на российский газ, тут же обвинили в лоббировании собственных интересов и боязни потерять доминирующие позиции на рынке.
 
Ситуация в родном отечестве еще более двусмысленна. Производства альтернативного топлива нуждаются в государственной поддержке – и не получают ее. К примеру, древесные гранулы в нашей стране не имеют даже ГОСТа. На просторах России остается множество удаленных населенных пунктов, куда невозможно или невыгодно протянуть газопровод. Альтернативное топливо вполне могло бы решить эту проблему, но без государственных субсидий приобрести необходимое оборудование невозможно.
 
Еще в начале 90-х годов лауреат Нобелевской премии, а ныне вице-президент РАН академик Жорес Алферов подсчитал, что если в развитие альтернативной энергетики в нашей стране было вложено хотя бы 15 процентов того, что инвестировано в атомную энергетику, то необходимость в АЭС, которые куда более опасны солнечных батарей, отпала вовсе. Нужна ли России альтернативная энергетика? Думается все же, что да. И не только потому, чтобы опять не «плестись в хвосте» за другими странами. Гораздо эффективнее уже сейчас досконально прорабатывать государственные программы и подготавливать законодательную базу, чтобы в будущем иметь стабильные источники экологически безопасной энергии.
 
Ведь газ рано или поздно закончится.

 


Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков