08:36, 02 февраля 2010   Просмотров: 681

Заводы-гиганты: от подъема до спада и обратно

Автор: Юлия Рощина
Фото с сайтов panoramio.com, litsasovsek.ru, maschinfo.ru, vsoyuz.com, tseauto.ru, academic.ru

Экономический кризис крайне неблагоприятно отразился на производстве в целом, и машиностроительной отрасли, в частности.Повышение стоимости денег заставило даже процветающие предприятия свернуть инвестиционные программы или значительно их сократить. Антикризисные меры, которые вводятся на всех производствах, предполагают режим жесткой экономии: ресурсов, времени, средств. Однако там где ситуация наиболее сложная, приходится сокращать производственные мощности и штат. Такая политика подобна реакции верблюда, заблудившегося в пустыне: после того, как израсходован весь жировой запас, организм начинает переваривать собственную мускульную массу и внутренние органы. Если процесс зайдет слишком далеко, последствия станут необратимыми.

Среди крупных отечественных предприятий машиностроения и металлургии, красы и гордости СССР, в самом тяжелом положении оказались те, которые и до кризиса едва сводили концы с концами. Наиболее уязвимыми стали те заводы, продукция которых имеет серьезную конкуренцию в лице импортных машин и оборудования, далеко превосходящих по качеству российские образцы. 

Руины «Уралмаша»

Знаменитый «Уралмаш» пребывает в плачевном состоянии. Это констатировал губернатор Свердловской области Александр Мишарин в ходе своей «экскурссии» по заводу.

УЗТМ

В первую очередь обращают на себя внимание устаревшее оборудование и помещения. Очевидно, что в таких условиях  выпускать конкурентоспособную продукцию крайне сложно. Отсюда — недостаток выгодных контрактов. Недостаток контрактов — нет средств на инвестиции в производство. И так далее. Экономический кризис безжалостно добил умирающий завод, и теперь без крупных внешних инвестиций «Уралмашу» не справиться. В чем же источник заводских бед? И где начало замкнутого круга? 

По-видимому, основная причина в том, что качество выпускаемых машин далекое от мировых стандартов. Один из наиболее важных продуктов — буровые установки. Нефтегазовая промышленность очень в них нуждается. Однако, нефтяники сегодня предпочитают покупать буровые у китайцев, потому что даже их продукция оказывается лучшее российской. О европейских и американских буровых установках даже говорить не приходиться.

Очевидно, отставание технологий накапливалось в течение многих лет. Кстати, это проблема большинства российских машиностроительных предприятий. В 80-е годы отрыв западных лидеров уже был достаточно заметным. Бурные 90-е отбросили производство еще на 10 лет назад. А возможности экономического подъема 2000-х годов не были использованы оптимальным образом. И теперь, чтобы соответствовать международным стандартам, придется наверстывать огромное расстояние.

Небольшие улучшения в той или иной части производства не принесут желаемого результата. Требуются качественные изменения всего процесса, начиная с проектирования, заканчивая формированием разветвленной дилерской сети. Для этого нужны молодые, энергичные, талантливые люди и огромные финансовые вложения. Возможно, новая инвестиционная программа «Газпромбанка» поможет решить проблемы завода.

Буровые установки

Судя по всему, представители банка и правительства области настроены весьма решительно. Учитывая, что один из разработчиков программы возрождения «Уралмаша», статс-секретарь Минрегионразвития Юрий Осинцев, долгое время работал в руководстве предприятия, можно рассчитывать на то, что реанимационные меры будут выбраны правильно. Остается надеяться, что эта бригада скорой помощи сможет заставить сердце завода снова биться в полную силу. Ведь пациент скорее жив, чем мертв. Об этом свидетельствуют и новые заказы «Уралмаша».

АвтоВАЗ»: почти не дышит 

Крупнейший в стране автостроительный гигант «АвтоВАЗ» фактически является банкротом. Модельный ряд во многом устарел. Такие машины, как «Нива» (Лада 4х4) и ВАЗ-2105, десятилетиями выпускаются без серьезных переделок. Новые «Приоры» пользуются ограниченным спросом, проигрывая в конкурентной борьбе иномаркам. Заводские линии давно не отвечают современным требованиям, а единственный цех, оснащенный конвейером Eisenmann, так и не вышел на проектную мощность.

Для улучшения ситуации в 2007 году было приято решение привлечь сторонние инвестиции. В качестве инвестора выступила компания Renault, которая в феврале 2008 года приобрела 25 процентов акций (блокирующий пакет) «АвтоВАЗа» за миллиард долларов.

Экономический кризис обострил и без того трудное положение предприятия. Крайне узкий круг поставщиков, практически монополистов, неэффективная дилерская сеть и низкий престиж марки сделали свое дело. Колосс на глиняных ногах зашатался и начал медленно падать. Это величественное зрелище, подобное обрушению антарктического айсберга, размером с небольшой город, притягивает завороженные взгляды всего мира. Падение такой глыбы, обычно вызывает цунами. Что будет с Тольятти, население которого работает на «АвтоВАЗе», или обслуживает тех, кто работает на заводе, после того, как его не станет? Не исключаются голодные бунты и прочие социальные волнения.

Весной 2009 года, когда автогигант объявил о грядущем сокращении штатов и остановке производства, премьер Владимир Путин пообещал «АвтоВАЗу» государственную поддержку в размере 115 миллиардов рублей. Казалось бы, нужно радоваться. Но опубликованный бизнес-план завода заставляет сомневаться в том, что этих средств будет достаточно.

Пока позитивных перемен не наблюдается. Дилеры «АвтоВАЗа» разоряются один за другим — только в 2009 году завод потерял 36 компаний-продавцов. Ревизия показала, что на складах управления региональных поставок имеются серьезные недостачи: 4530 автомобилей.

Эмблема Автоваза

По информации АвтоНьюс, Министерство промышленности и торговли и вовсе считает нецелесообразным вкладывать средства в спасение завода, так как шансов на его реанимацию мало. Специалисты оценивают курс «АвтоВАЗа», как крайне рискованный. Действительно, работа с одной маркой, в одном ценовом сегменте весьма ненадежна, особенно учитывая низкие рейтинги бренда.

По информации Russian Business, инвестиционная программа «АвтоВАЗа» на 2010-2012 составляет 80 миллиардов рублей. Для сокращения расходов планируется снизить объемы внутреннего запаса на 600 миллионов рублей, запасы готовых автомобилей на 70 тысяч, административные расходы на полтора миллиарда рублей. Также комплектующие будут заменены на более дешевые, и снижены затраты на ремонт.

Представляется маловероятным, что подобная политика поможет повысить качество ВАЗовских машин. А, в конечном счете, именно низкое качество продукции стало основной причиной нынешнего тяжелого положения предприятия. Этот кризис назревал долго — проблемы накапливались в течение десятилетий. Вряд ли возможно будет преодолеть его при помощи таких полумер, как экономия и сокращение штата.

Пожалуй, единственная возможность возродить отечественный автогигант — радикальные перемены: полное переоснащение, смена модельного ряда, запуск прогрессивных технологий Renault. Хватит ли на это средств, выделяемых государством? Кроме того, французы не слишком-то спешат с внедрением своих методов в Тольятти. Да и способно ли нынешнее руководство предприятия на столь масштабные действия?

Секрет успеха ММК

ММК завод

Среди отечественных промышленных гигантов наиболее уверенно справляется с кризисом Магнитогорский металлургический комбинат. Несмотря на то, что ММК, как и всем прочим, пришлось свернуть большую часть инвестиционных программ, строительство комплекса толстолистового стана «5000» было продолжено. Оборудование для него поставлялось немецким машиностроительным концерном SMS-DEMAG.

Завод намерен сохранить и трудовой коллектив, несмотря на снижение объемов производства. В 2008 году средняя заработная плата здесь составила 27 793 рубля, это на 20 процентов больше показателя 2007 года. Прибыль от реализации продукции завода в 2008 году стала рекордной для предприятия. Да и в 2009 году ММК держится довольно надежно. В чем же рецепт его успеха?

Во-первых, предприятие выпускает металлопрокат, который используется для изготовления труб большого диаметра в нефтегазовой отрасли, а также в судостроении и мостостроении. Строительство трубопроводов — наиболее устойчивый рынок сбыта.

Во-вторых, в последние годы руководство завода целенаправленно работало над техническим переоснащением. Поэтому в течение последних десяти лет оборудование практически полностью обновлено. В 2002 году были запущены новые, современные линии: двухклетевой реверсивный стан холодной прокатки и агрегаты непрерывного горячего цинкования. В 2004 — агрегат нанесения полимерных покрытий, в 2005 — три полностью автоматизированных сортовых стана, в 2006 — две сверхмощные электродуговые печи. Как следствие, продукция ММК вполне соответствует мировым стандартам.

Печь

В-третьих, оптимальный выбор поставщиков сырья среди местных обогатительных предприятий позволил сократить расходы на транспортировку. Значительная часть электроэнергии, потребляемой предприятием, вырабатывается на собственной заводской электростанции. Точно рассчитанное соотношение угля и кокса в топливе для печей экономит удельное потребление на единицу выплавленного металла.

Четвертое, комплексная антикризисная программа, которую утвердил директор Виктор Рашников, включает не только снижение стоимости закупаемого сырья и экономию ресурсов, но и небанальные меры — сохранение коллектива завода. В то время, как прочие предприятия пытаются решить проблемы за счет сокращения штатов, ММК отстаивает своих людей. И можно не сомневаться в том, что персонал комбината также ответит Магнитке преданностью.

Кризис, как этап развития

На примере рассмотренных предприятий можно заметить, что сам по себе финансовый кризис не является смертельным фактором. Скорее он индикатор проблем. Резюмируя имеющиеся данные можно придти к выводу, что труднее всего пришлось тем заводам, которые:

  • выпускают неконкурентоспособную  продукцию,
  • не были модернизированы в последние годы,
  • где не проводилась серьезная оптимизация процессов,
  • не имели большого штата молодых высококвалифицированных сотрудников,
  • в значительной степени зависели от своих поставщиков-монополистов,
  • не обладали широкой и дифференцированной сетью заказчиков.

Для тех предприятий, что готовы к переменам, кризис лишь подскажет направление дальнейшего развития. При правильной оценке происходящего, текущие сложности могут стать тем темным часом, который предшествует рассвету.


Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков