Визит 16 января 2010 года свердловского губернатора Александра Мишарина на легендарный «Уралмашзавод» — событие предсказуемое и знаковое. Очевидно, что ему предшествовала длительная подготовка и детальная проработка новой инвестпрограммы Газпромбанка, что вписывается объявленную президентом Медведевым модернизацию экономики страны.
О том, что дела на заводе идут далеко не лучшим образом, и важности будущей реконструкции свердловского гиганта, говорит и статус лиц, сопровождавших губернатора. Кроме зампреда правления «Газпромбанка» Фарида Канцерова, рядом с губернатором были статс-секретарь Минрегионразвития Юрий Осинцев и замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов.
Поездку Юрия Осинцева на завод можно смело назвать инспекционной. Ведь он знаком с «Уралмашем» не понаслышке, будучи семь лет его директором по экономике и финансам (1992—1999 годы). Вопреки утвержденному плану, он взял на себя роль гида, и после экскурсии с горечью констатировал стагнацию, в которой пребывает гигант российского машиностроения. |
Печи Уралмаша. Прошлый век |
В этой связи показательным является заявление Фарида Канцерова о тяжелейшим кризисе, в котором находится «Уралмаш». Отсутствие выгодных контрактов, вызванных низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, Канцеров назвал главной проблемой.
Губернатор Свердловской области |
Не менее примечательным было признание самого губернатора, которое он сделал журналистам на выходе из завода: «То, что я сегодня увидел на «Уралмашзаводе», в динамике совпадает с тем, что я ожидал увидеть. Однако сегодняшнее состояние завода хуже, чем я думал» |
Иначе говоря, Мишарин знал, что дела на заводе — плохи. Но чтоб настолько…
Какие только эпитеты не звучали в адрес завода — «цехи-музеи», «артефакты», «руины». Именно так — «развалинами» — рабочие назвали корпус заводской газеты и профкома. Особенно удручающее впечатление оставил кузнечнопрессовый цех, построенный 1932 году. Менять надо всё! Это единодушно признавали и банкиры, и чиновники, и менеджеры завода.
Производство бурового оборудования, остановленное в 2002 году и реанимированное четвертого декабря прошлого года, в настоящее время осуществляется старым кадровым составом. По данным заводских инженеров, молодежи в цехах не более пяти процентов. Будут ли в итоге освоены современные автоматизированные комплексы, которые планируют закупить за рубежом в 2011 году — вопрос открытый.
Осторожный оптимизм внушает портфель заказов «Уралмаша», сформированный на три года вперёд. А руководство завода рассчитывает, что к 2012 году объемы производства вырастут в пять раз по сравнению с 2009 годом.
Заметное технологическое и проектное отставание от конкурентов, согласно инвестпрограммы предприятия, планируют преодолеть уже к февралю текущего года. Тогда дивизион «Нефтегазовое буровое оборудование» закончит разработку конструкторско-технологической документации сразу на несколько типов комплектных буровых установок.
Директор этого дивизиона Фрикас Хасановм признает, что поставленные задачи — «серьезные, но мы справимся». Во всяком случае, он заявляет о создании 100 новых рабочих мест для конструкторов, и о разработке специальных испытательных и тестирующих стендов. Последние нужны для повышения надежности изготавливаемого бурового оборудования.
В этом разрезе планируется также провести аудит системы качества на соответствие требованиям API – американского института нефти и газа. Только в текущем году Газпромбанк выделит на эти и другие цели, связанные с модернизацией «Уралмаша», около четырех миллиардов рублей.
На словах это звучит убедительно, но насколько реальными окажутся инновационные потуги «Уралмашзавода» – покажет время. Сегодня же продукция этого машиностроительного гиганта выглядит серой мышкой на фоне конкурентов.
По словам генерального директора «Сибирской сервисной компании» Рафаэля Нуриева, российские буровые установки БУ-2500 плохо приспособлены к современным условиям хозяйствования. При этом технологический разрыв с американским или канадским оборудованием этого класса составляет, как минимум, десять лет. Даже производители из Поднебесной «научились» делать недорогую и надежную буровую технику и вышли в мировые лидеры по продажам. Хотя, по мнению специалистов китайское «сегодня» — это американское «вчера».
Как бы там ни было, но для оценки успеха модернизации «Уралмаша», надо для начала сравнить базовые количественные показатели проектируемых отечественных решений с характеристиками аналогичной китайской и американской техники. Необходимо сопоставить и отпускные цены, учитывая «пуско-наладочные» страдания отечественных производителей.
В итоге слабо верится, что десятилетнее отставание мы наверстаем за три года. Наверное, именно поэтому на прощанье губернатор Мишарин пожелал коллективу «Уралмаша» «дерзайте». Впрочем, уместно было бы и «крепитесь».