17:08, 13 октября 2009   Просмотров: 397

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС: запас прочности

Автор: www.EquipNet.ru, Алла Баранова, Областная газета
Фотографии с сайтов bibleoteka.okis.ru, zakon.rin.ru

Трагические события на Саяно-Шушенской ГЭС оставили слишком много вопросов. Конечно, прежде всего, всех нас волнует, почему произошла авария? Энергетика, как известно, отрасль стратегическая, и к безопасности здесь относятся очень серьёзно. Но есть и ещё один вопрос, не менее важный: а не может ли случиться нечто подобное и рядом с нами? Попробуем разобраться.

Хроника аварий

Достаточно посмотреть мировую хронику крупных аварий в энергосистемах за последние полвека, чтобы понять: ЧП на энергообъектах случаются не только в России:

  • 28 января 1965 года. Прекратилась подача электроэнергии на Среднем Западе США, в основном на территории Айовы и ещё в пяти штатах. На 2,5 часа без электроэнергии остались более двух миллионов человек.
  • 13 июля 1977 года в Нью-Йорке произошло 25-часовое отключение электроснабжения. Причина — попадание молнии в линию электропередачи. В мегаполисе началось мародёрство: граждане, пользуясь темнотой, грабили магазины. Было арестовано 3766 человек.
  • 4 мая 1993 года вся Грузия осталась без электричества. Причину аварии установить не удалось. Через 38 минут после отключения электричество с резервных генераторов стало поступать в тбилисский метрополитен и на объекты жизнеобеспечения.
  • В октябре 1997 года в Сан-Франциско произошло отключение электроснабжения. Причина — действия неизвестных преступников на электростанции. Примерно 250 тысяч жителей центра Сан-Франциско оставались без электричества в течение полутора часов.
  • 25 мая 2005 года в Москве и ряде городов Московской, Калужской и Тульской областей произошло масштабное отключение электроэнергии. Причина — пожар на подстанции «Чагино».

Здесь приведены только самые известные аварии, приведшие к миллионным убыткам.

Конечно, от аварий не застрахован никто. И любое ЧП, уверен заместитель главного инженера филиала Свердловский ТГК-9 Леонид Соловьёв, это комплекс локальных событий, приведших к ЧП. Так было на Саяно-Шушенской ГЭС. Сначала проблемы на Братской ГЭС, в результате которых системный оператор начал грузить самую мощную из действующих ГЭС. Другое дело, что оборудование Саяно-Шушенской ГЭС, рассчитанное на такие нагрузки, не выдержало. Точно так же авария на Рефтинской ГРЭС стала следствием просчёта проектировщика, на который наложилась ошибка монтажника.

В прошлом году на Нижнетуринской ГРЭС оторвалось от несущей конструкции крепление гибкой связи токопровода. Отрываясь, оно захлестнуло оборудование, расположенное под ним. Оборудование отключилось. К счастью, удалось тогда избежать серьёзных последствий. В ходе расследования оказалось, что виной всему… монтажник, который полсотни лет назад некачественно сварил опорную конструкцию. Такой брак обнаружить, по словам специалистов, было невозможно. Дефект проявился только через полвека.

Правила, написанные кровью

Российские энергетики воспитаны в большинстве своём в советские времена. Они точно знают, что главная их задача — обеспечить надёжное и бесперебойное энергоснабжение. А для этого самые сложные механизмы должны работать как часы.

— Да, на наших станциях установлены котлы и турбины, возраст которых, по паспорту, 60–70 лет, — говорит Леонид Соловьёв. — И если бы не постоянные ремонт и модернизация, такое старое оборудование уже давно вышло бы из строя. На самом деле, котёл значительно «моложе», потому что мы регулярно заменяем устаревшие части, делаем всё необходимое, чтобы обеспечить надёжность работы оборудования.

Для того чтобы агрегат на электростанции остановился, как только в его работе начнутся неполадки, всё оборудование на ГРЭС, ТЭЦ, ГЭС, а тем более АЭС оснащено системами защиты. Причём защита обычно устанавливается, как минимум, двойная или тройная — не сработала одна, должна подействовать следующая.

— Мы всегда требуем от персонала, чтобы он не вмешивался в работу защиты, — говорит Соловьёв. — Пусть лучше защита ложно отключит агрегат, ничего страшного не случится. Главное, чтобы специалисты разобрались, что произошло и запустили агрегат по новой. Ну, конечно, если оборудованию не требуется ремонт.

Один из самых трагических примеров пренебрежения системами защиты — авария на Чернобыльской АЭС. Эта электростанция была тогда одной из лучших в мире. Но в процессе испытаний персонал самовольно отключил около 20 защитных систем. И тут все возможные неполадки наложились друг на друга. А система, которая могла бы дать сигнал тревоги, не работала… Что было дальше, знает весь мир.

Сейчас, когда электростанции перешли в частную собственность, случается, что хозяева и пытаются сэкономить на системах защиты. Мол, оборудование это стоит дорого, а прибыли не приносит. Всё это верно, но должна быть разумная достаточность безопасности, нарушать которую нельзя. И для того чтобы соблюсти баланс между расходами и безопасностью, существуют в энергетике Правила технической эксплуатации (ПТЭ).

— Каждый пункт в этих правилах написан кровью, — говорит Соловьёв. — В этих правилах выводы, сделанные в результате самых серьёзных ЧП. Соблюдение ПТЭ, главного закона энергетиков — залог безопасности. Благодаря им, все электростанции, в том числе и на территории нашей области, работают стабильно. Конечно, отказы оборудования случаются, но серьёзных последствий эти отказы за собой не влекут.

Паспорт как гарантия

Состояние оборудования на наших электростанциях контролируется постоянно. Агрегаты, задействованные во время отопительного сезона, ремонтируются только летом, техника, которую можно заменить резервной, — в течение года.

— Если мы видим, что агрегат не сможет отработать межремонтный срок, пять лет, мы этот срок укорачиваем, — рассказывает Соловьёв. — Как бы то ни было, дефектное оборудование на наших электростанциях работать не будет.

Иногда кажется, что поддерживать действующие станции в рабочем режиме — это искусство делать невозможное. К примеру, в прошлом году необходимо было починить один из узлов турбины на Красногорской ТЭЦ. Шейка вала настолько истёрлась, что надо было её наращивать или заменять. Поставить новую турбину было крайне сложно и дорого, и тогда инженеры нашли изящное решение задачи. Нарастили износившуюся деталь при помощи нанотехнологий. Теперь этот узел работает как новый.

Казалось бы, причины у ЧП в энергетике самые разные. То дерево коснулось линии электропередачи –  произошло короткое замыкание и город остался без света. То молния ударила в оборудование. Кто виноват?

Всегда и во всём — человек, уверен Соловьёв. Или рабочий, который не спилил дерево, или инженер, который не предусмотрел громоотвод, проектировщик, который неправильно рассчитал конструкцию… Даже стихийные бедствия можно предусмотреть заранее, и, разрабатывая проект, заложить в конструкции, оборудование, необходимый запас прочности. А уж дело тех, кто эксплуатирует это оборудование, содержать его в порядке, вовремя проводить диагностику, качественно ремонтировать, содержать в исправности системы защиты. И эту задачу в нашей области решают на самом высоком уровне.


Оставить комментарий с помощью

Вопросы-ответы
Виктор Вальчук, директор, АРБ - консалтинг15.10.2009

Считать, что всегда и во всем виноват человек - обычная ошибка административного менеджмента. Пока эта ошибочное мнение будет сохраняться у нашего менеджмента, аварий не избежать. Ведь это просто перекладывание вины на с причины на следствие. На самом деле в основе лежат недостатки системы управления.
Рабочий видите ли виноват, что не спилил дерево. Но наверняка в упомянутых правилах технической эксплуатации должно быть указано, что деревья, находящиеся в Х метрах от токонесущих сооружений должны быть спилены. За выполнение правил несет ответственность менеджмент. А рабочий скорее всего или необучен (и в этом виновата система управления), либо ему не дали такого распоряжения (не работают ПТЭ).
...виноват проектировщик, который неправильно рассчитал конструкцию... Недавно где - то читал, что у нас сейчас в строительстве сплошь и рядом проектирование происходит уже после строительства. Здесь и так все понятно - виновата Система управления. Она заранее пренебрегает безопасностью. Но даже если ве происходило правльно, сначала проект, потом строительство, неправильно рассчитать конструкцию НЕВОЗМОЖНО, если система управления проектированием выстроена, и она выполняется. В ней обязательно предусматриваются этапы верификации (проверки на выполение требований) и валидации (окнчательной проверки и утверждения). То есть все равно виновата система управления, а не конкретный конструктор.
Отключение систем защиты говорит о явном нарушении ПТЭ. И виноваты не рабочие, а менеджмент. Менеджмент ответственен за выполнение правил.

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков