15:23, 02 июля 2010   Просмотров: 1604

Частных магазинов в России скоро не останется

Автор: Анастасия Богданова

Каждый мечтает покупать провизию в шаговой доступности от дома, но обязательно по ценам гипермаркета. Хоть в России и повсеместны стихийные рынки и мелкие магазинчики, нам еще далеко до уровня розницы, которого достигла Европа. И это вопреки тому, что емкость российского рынка огромна, и есть куда двигаться. В Москве, например, магазинов шаговой доступности должно быть на 30 процентов больше, чем есть сейчас (по европейским меркам). Но ситуация меняется, и в скором времени ожидается сетевой бум в продовольственной рознице. Именно поэтому крупнейшие розничные ритейлеры решили объединить в сеть сотни частных магазинов формата «у дома».

Однако это не значит, что крупнейшие игроки рынка в массовом порядке начнут скупать небольшие магазинчики, которые их раньше не интересовали. Ритейлеры решили пойти более простым и более экономным путем — для магазинов формата «у дома» открываются специальные франчайзинговые проекты. В России их уже как минимум два: от компаний «Дикси» и X5 Retail Group.

С американской помощью

Начнем с «Дикси». Эта торговая сеть запускает программу франчайзинга для магазинов «у дома» совместно с компанией «Мегаполис», а также международным розничным альянсом Independent Grocery Alliance (IGA). Называется этот проект IGA, и он уже «обкатан» на 16 российских магазинах. В соответствии с планами организаторов, до конца года в сеть IGA в России войдет 500 частных магазинов формата «у дома».

Independent Grocery Alliance
В 1926 году в Чикаго был основан Независимый альянс бакалейщиков (IGA), который сейчас активно пробивается на российский рынок, приглашая в свой союз независимые продовольственные магазины. Его цель — помочь частному торговцу конкурировать с розничными сетями, сохраняя автономию малого бизнеса. В первую очередь — с помощью закупок по тем же ценам, что и сетевики. Союз бакалейщиков, объединяет 4 400 независимых магазинов в 44 странах мира.

Основная выгода для малых магазинов от участия в этом проекте — получение отработанной до мелочей бизнес-модели и, конечно же, скидки при закупке товара. Участники проекта IGA смогут закупать самые востребованные покупателями товары по ценам, которые раньше были доступны только сетевикам.

Но, естественно, за все нужно платить. В случае с франшизой IGA это, в частности, смена ассортиментного ряда в соответствии с особенностями формата — бакалея, овощи, фрукты, мясо и молочные продукты. Ценовая политика будет создаваться с учетом стоимости продуктовой корзины у конкурентов.

Что важно — разового платежа за франшизу IGA не будет. Предпринимателям лишь необходимо ежемесячно отчислять от 100 до 200 долларов. Плюс к названию магазина нужно будет прибавить надпись IGA. Ну а участниками проекта смогут стать частные магазины площадью до 200 квадратных метров.

Интересно, что франшиза IGA будет работать по всей России. Однако детали пока неизвестны, так что вопрос о том, в каких именно регионах и когда стартует проект, пока остается открытым.

Российский «Ситимаг»

Другой проект запустила компания «Экспресс Ритейл», которая на 40 процентов принадлежит X5 Retail Group. Она предлагает магазинам «у дома» франшизу под брендом «Ситимаг».

Под данную программу франчайзинга подпадают небольшие магазины площадью до 200 квадратных метров. Пока франшиза будет действовать только в Москве, где работает около четырех тысяч подобных магазинов.

В соответствии с договор франчайзинга, магазинам предлагаются вывеска «Ситимаг», униформа, навигация торгового зала, специальное оборудование, поставки продуктов с сетевых складов. Единоразовый платеж за франшизу составляет 95 тысяч рублей, ежемесячное роялти — два процента от оборота. 

По словам представителя «Экспресс Ритейл», предприниматели, заключившие договор франчайзинга, смогут закупать 150 товаров первой необходимости по цене на 15 процентов ниже рыночной. При этом система формирования ассортимента будет гибкой. 

Эксперты прогнозируют в скором времени борьбу двух сетей за мелкого предпринимателя. Однако «Мегаполис» и «Дикси» планируют выход на региональные рынки, а Х5 нацелен развивать свой проект только в столице.

О том, какими именно будут условия новой франчайзинговой программы и когда она зработает, корреспондент Equipnet.ru попытался узнать у менеджера отдела по связям с общественностью X5 Retail Group N Елены Провоторовой. Она лишь подчеркнула, что сейчас утверждается стратегия развития франчайзинга, не сообщив никаких подробностей.

Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин считает, что с учетом дефицита качественного предложения в подобном формате Convenient store — это достаточно интересные и актуальные концепции. Поэтому при эффективной реализации они будут вполне востребованы рынком.

Похоже, крупные отечественные розничные сети не зря столь серьезно заинтересовались магазина формата «у дома». Во-первых, их, а особенно качественных, у нас явно не хватает. Во-вторых, ими, как говорят, интересуется такой мировой гигант, как Wal-Mart.

Надо сказать, что эту компанию ждут в России уже давно, но вряд ли кто-то предполагал, что она заинтересуется магазинами «у дома». Но если это действительно так, то борьба за малый формат будет очень интересной. Впрочем, это уже совсем другая история.


Оставить комментарий с помощью