10:17, 20 мая 2010   Просмотров: 527

Рунет стал лакомым куском для торговли

Автор:

Александра Шум

За полгода 94 процента российских интернет-пользователей совершили хотя бы одну покупку в Сети. По этому показателю рунетчики обогнали европейцев, из которых, по данным исследования компании Mediascope Europe, только 86 процентов что-то купили за последние шесть месяцев в интернете.

Онлайновая торговля, кстати, подтверждает, что Россия — самая читающая нация. Так, 71 процент товаров, проданных в Рунете, приходится на книги. Следующим по популярности интернет-товаром оказалась музыка, на которую пришлось 54 процента онлайновых продаж. Доли фильмов и электроники в структуре российских интернет-продаж равны 48 и 44 процентам соответственно.

Европейцы в интернете покупают примерно то же самое. Основное отличие между пристрастиями — в Европе очень любят покупать через Cеть билеты, чем россияне пока похвастаться не могут. При этом тратят европейцы в среднем 655 евро на человека за полгода, а россияне — 550 евро.

Впрочем, аналитики из Mediascope Europe не открыли Америку своей статистикой. О том, что продажи в Рунете достаточно высоки, говорит хотя бы то, что его аудитория достигла 39,7 миллиона человек. А это составляет 34 процента населения страны старше 18 лет. 

Как рассказал корреспонденту Equipnet.ru аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, по предварительным оценкам специалистов НАУЭТ, объем розничной интернет-торговли в целом (сегмент B2C), несмотря на кризис, вырос по итогам 2009 года на 40 процентов (общий оборот розничной торговли в РФ за это же время сократился на 5,5 процентов) и составил около 155 миллиардов рублей. 

«Очевидно, что, с одной стороны, сохранение высоких темпов роста в данном сегменте розничной торговли обусловлено дальнейшим развитием интернета — ростом проникновения, увеличением числа активных пользователей, развитием культуры дистанционных покупок и так далее, — подчеркивает Максим Клягин. — В тоже время, дополнительным катализатором роста онлайн-продаж стали и последствия кризиса. Снижение реальных доходов населения и, соответственно, снижение платежеспособного спроса, видимо, способствовало росту интереса потребителей к сегменту интернет-торговли. При аналогичном качестве цены на значительную часть ассортимента, предлагаемого интернет-магазинами, обычно заметно (в среднем в диапазоне 10-30 процентов) ниже, чем в традиционных торговых форматах. Это обусловлено более низким уровнем издержек. Данное конкурентное преимущество на фоне падения доходов  граждан сыграло весьма важную роль».

Однако в целом интернет-торговля в сегменте B2C в России развита пока относительно слабо. Максим Клягин связывает это, прежде всего, со сравнительно низким уровнем проникновения интернета в целом по стране. Активными пользователями, по разным подсчетам, являются только около 25-30 процентов. Также в России пока нет развитой культуры приобретения товаров и услуг в онлайне. Как результат — на сегодняшний день данный сегмент занимает только около одного процента в общем объеме розничной торговли.

«Как видно, в России самым популярным товаром являются книги — именно с них начиналась интернет-торговля, — говорит директор по связям с общественностью OZON.ru Михаил Осин. — Кстати, и сейчас книг у нас в ассортименте больше всего. На втором месте с небольшим отставанием находятся товары из раздела электроника. Далее идут медийные товары на различных носителях — видео, музыка, софт и игры. В последнее время быстрыми темпами растут продажи товаров для дома и семьи. В предпраздничные дни увеличивается популярность подарков и коллекционных изданий. При этом процент возврата товаров после их заказа через интернет очень невелик, и большинство отказов идет на этапе оформления и ожидания заказа». 

Справка
Развиваются в России и платежные системы. Так, существенная доля покупок в Рунете совершается за электронные деньги. Согласно опросу Фонда «Общественное мнение», 7 процентов российской интернет-аудитории (2,24 миллиона человек) пользуются электронными деньгами каждый месяц. 54 процента пользователей покупают на них музыку и видео, 29 процентов − ПО.

Главным тормозом же онлайновой торговли являются проблемы с доставкой заказа покупателю. По словам Михаила Осина, «Почта России» доставляет долго, а потому пользоваться ее услугами не очень удобно. Поэтому большинство заказов OZON.ru пересылает своим клиентам с помощью собственной службы доставки, которая оптимальна и по стоимости, и по скорости. Второе место по пересылке заказов клиентам компании все же занимает «Почта России», так как пункты выдачи у OZON.ru есть не во всех регионах. 

Особенно остро вопрос о скорости доставки «Почтой России» встал в марте 2010 года, когда продавцы крупнейшего в мире интернет-аукциона eBay и ряд иностранных интернет-магазинов отказались продавать товары покупателям из России из-за долгой пересылки. Но россияне скорость доставки обещали увеличить, правда, на это понадобится более 100 миллиардов рублей и много времени.

Как пояснили в пресс-службе «Почты России», в первом квартале 2010 года наблюдался значительный рост поступления международных почтовых отправлений, в основном за счет товаров, заказываемых в зарубежных интернет-магазинах. Например, по разным категориям отправлений рост в январе-феврале составил от 50 до 90 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, в период кризиса многие посылторговые компании отказались от услуг более дорогостоящих операторов в пользу «Почты России». 

Что покупают россияне в интернете
Россияне оказались очень активными онлайновыми покупателями

Но, несмотря на все прелести нашей почты, того, что рынок интернет-продаж в России растет быстрыми темпами, никто не отрицает. Единственное, эксперты все же удивились тому, что 94 процента пользователей Рунета покупают что-то в Сети. 

«Если говорить о Западной Европе, то уровень развития интернет-торговли там выше, чем в России, — подчеркивает директор по связям с общественностью OZON.ru. — Там, как и в США, дистанционная торговля отлично существовала и до появления интернета (каталоги). Кроме того, вопросы, связанные с доставкой и оплатой, там давно решены. Впрочем, по темпам развития электронной коммерции у нас всё более-менее хорошо. В кризисном 2009 году оборот продаж вырос на 20 процентов».

Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин также отнесся к данным о такой покупательской активности пользователей Рунета с недоверием. Ведь, например, результаты исследования Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) свидетельствуют, что в марте 2010 года заказывали и оплачивали товары или услуги через интернет около 5,7 миллионов россиян, а это 14 процентов месячной интернет-аудитории, или 5 процентов населения страны.

Менеджер проектов студии «Spacebox» Дмитрий Подлужный также усомнился в данном исследовании. «Опрос Mediascope Europe, к сожалению, не показывает демографию по России, да и качество выборки очень спорное, — говорит он. — Очень похоже на то, что цель исследования — стимулировать рекламодателей переводить свои средства в интернет каналы продвижения товаров. Интернет конечно растет, но не такими же темпами!».

Генеральный менеджер департамента потребительского программного обеспечения и онлайн-бизнеса Microsoft в России Павел Черкашин предполагает, что такой высокий процент просто сформирован микросделками, оплаченными с помощью sms или платежных систем. Но еще год назад создавалось впечатление, что столь высокий уровень вовлеченности в электронную коммерцию будет достигнут через несколько лет.

При этом сомнений в то, что интеренет-торговлю в Рунете ждет активный рост, ни у кого нет. В ФОМ прогнозируют, что эта сфера будет развиваться, в основном, за счет крупных городов, где проживает 45 процентов россиян, совершающих покупки через Сеть. Сейчас на города-миллионники приходится около 60 процентов оборота. Согласно исследованию ФОМ, в городах-миллионниках в интернет-торговлю вовлечено более пятой части пользователей (22 процента). При этом в среднем житель мегаполиса тратит на покупки в Сети около 3750 рублей в месяц. В других населенных пунктах этот показатель в полтора раза ниже: около 2070 рублей в месяц. В итоге ФОМ предполагает, что российский розничный рынок электронной торговли в 2010 году составит от 5,3 до 6 миллиардов долларов.

«В ближайшие годы интернет-торговля будет развиваться, количество интернет-пользователей и онлайн-покупателей — расти. Отличные перспективы у новых товарных категорий, а также у продаж услуг и контента в интернете», — уверен директор по связям с общественностью OZON.ru Михаил Осин.

Максим Клягин отмечает, что в 2010 году темпы роста рынка розничной интернет-торговли сохранятся на достаточно высоком уровне и, скорее всего, превысят аналогичные показатели 2009 года. Но дальнейшее развитие сегмента будет происходить по мере роста числа активных пользователей Сети, совершенствования инфраструктуры: логистических услуг, систем платежей и т.д. Низкий уровень развития этих служб сегодня является одним из основных сдерживающих факторов данного направления розничной торговли.

В общем, покупать через интернет россияне готовы, мало того, они очень любят это дело. Остается поддержать их активность налаженной системой платежей и эффективной доставкой. Ну а главное — хорошими и интересными предложениями.


Оставить комментарий с помощью

Вопросы-ответы
согласен23.05.2010

согласен на все сто! за прошлый год у нас продажи через Сеть выросли более чем в трое, при том что в офлайне динамика была куда ниже!

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков