14:28, 25 ноября 2009   Просмотров: 1020

Как акционеры «Уралинвестэнерго» стали жертвой рейдерства

Автор: www.EquipNet.ru, Артем Рогов, МК – Урал
Фотография с сайта news.bakililar.az, ura.ru

Сегодня как никогда остро встает вопрос о необходимости борьбы с коррупцией на всех уровнях, в том числе – с коррупционными действиями в поддержку организаторов противоправных захватов собственности. Подтверждением этому служат неоднократные заявления о необходимости борьбы с рейдерством от Президента РФ Дмитрия Медведева, Премьер-министра Владимира Путина, Генерального прокурора РФ Юрия Чайки и других высших должностных лиц.

Коренной перелом в борьбе с коррупцией возможен благодаря реализации предложений руководителя Следственного комитета прокуратуры (СКП) РФ Александра Бастрыкина.
В том числе инициатива главного следователя России может восстановить справедливость в самом громком рейдерском конфликте Свердловской области – в деле «Уралинвестэнерго». Но лучше наказать рейдеров еще раньше.

23 ноября на заседании Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Александр Бастрыкин выступил за единыи перечень коррупционных преступлений. Сейчас такой перечень уже согласовывается с Генпрокуратурой и другими заинтересованными ведомствами, а в администрацию президента направлены предложения о внесении изменений в УПК РФ.

Самым революционным предложением главного следователя страны стало предоставление прокурорам права инициировать пересмотр судебных решений. По словам Бастрыкина, нередко пособниками рейдеров выступают представители власти, а также используются «неправосудные» судебные решения. В связи с этим, по мнению главы СКП, в законодательстве необходимы изменения.

Обеспокоенность высшего руководства СКП понятна. Ведь сегодня российскому бизнесу и пока еще не «купленным» правовым институтам противостоит не какой-то мелкий жулик с колхозного рынка, а мощный враг, который за долгие годы безнаказанности почти до совершенства отточил приемы своих преступных действий.

Всем предпринимателям, когда-либо сталкивавшимся с рейдерскими атаками, хорошо известен сегодняшний технологический «набор рейдера».

  • Рейдерскую атаку обеспечивают купленные оперативники и руководители служб, пользующиеся пониманием у профильных заместителей начальника ГУВД области. А эти заместители контролируют все жалобы, поступающие в областную или столичную инстанции.
  • На рейдеров работает «свой» следователь, возбуждающий необходимые уголовные дела. Важно, чтобы следователь пользовался поддержкой и пониманием начальника Главного следственного управления (ГСУ) при ГУВД области. Именно эта инстанция осуществляет процессуальный и непроцессуальный контроль всех дел в регионе, и сколько ни посылай жалобы в Москву, их будет рассматривать вышеназванный руководитель.
  • Рейдеры пользуются безынициативностью прокурора, который спокойно подписывает то, что ему приносит следователь.
  • Рейдерам необходима поддержка судов. Причем для полной эффективности «проекта» нужны как суды и общей юрисдикции (как уголовная, так и гражданская коллегии), так и арбитражный суд. И здесь достаточно иметь более чем хорошие отношения с Председателем областного суда и Председателем арбитражного суда области.

Все перечисленные выше условия достигаются легче, если у рейдера есть теплые отношения с сильным руководителем региона. Сильным – не в смысле умным и эффективно управляющим территорией чиновником, а губернатором, имеющим тесные отношения с вышеперечисленными руководителями.

У квалифицированного рейдера все это есть: есть отношения, есть финансовая возможность управлять правильно выстроенным планом рейдерского захвата, есть люди, как правило – молодые и даже талантливые выпускники юридических вузов. К этому еще можно добавить несколько PR-сотрудников, частное охранное предприятие, хорошие связи с судебными приставами, налоговой инспекцией и высококлассного переговорщика, который сможет грамотно договориться по схеме «деньги и активы в обмен на свободу». Но это уже для самых высококлассных рейдерских организаций. В Свердловской области все это отлично демонстрируется на протяжении последних пяти лет в деле акционеров промышленной группы «Уралинвестэнерго». Конфликт, который начинался с гражданского спора двух сторон, перерос в полномасштабный рейдерский проект с использованием всех возможных инструментов.

«Пятилетний» захват

Корпорация «Уралинвестэнерго» работала в Екатеринбурге под управлением партнеров-акционеров Андрея Рыжикова, Дениса Тасакова, Василия Бураги, Владислава Бутина, Сергея Петрова, Вадима Губина и Павла Подкорытова и Андрея Ахтямова. На определенном этапе развития бизнесмен Андрей Ахтямов попытался получить контроль над основными активами промышленной группы, что спровоцировало закономерный конфликт. Менеджеры решили продолжить работу всемером, предложив партнеру $25 млн «отступных». Когда первые 7 миллионов долларов были направлены на счета родственника Ахтямова, он потребовал передать ему наиболее привлекательный актив – завод «Уралхиммаш». На этапе рассмотрения этого предложения стало понятно, что за Ахтямовым стоят куда более серьезные структуры: известная финансово-промышленная группа ОАО «Горно-металлургическая компания», куда Ахтямов немедленно перешел на работу. После начала разбирательств правовой статус акционеров ЗАО «Корпорация Уралинвестэнерго» неожиданно изменился: их уже обвиняли в тайном хищении своих же акций. И не только. С целью закрепления рейдерского успеха было почти одновременно возбуждено 14 (!) уголовных дел. За 5 лет состоялось более 200 арбитражных судов. Система заработала.

В июне 2007 года Вадим Губин и Павел Подкорытов были осуждены на 5 и 5,5 лет соответственно, позже были задержаны акционеры Андрей Рыжиков, Денис Тасаков, Василий Бурага и Владислав Бутин. Последние два года они находятся в СИЗО, их вину все еще пытаются доказать. Рейдеров такое положение дел устраивает: все дела рассматриваются с большой задержкой и серьезными нарушениями. Акционеры сидят в тюрьме, жизнь идет, конца разбирательств – не видно.

И ничего поделать с этим нельзя

Все уголовные дела в этом конфликте рассматриваются исключительно с обвинительной точки зрения. Суд монотонно отказывает в защите во всех ее ходатайствах, монотонно удовлетворяет все ходатайства обвинения, монотонно отвергает все доказательства защиты, монотонно принимает все доказательства обвинения, несмотря на вопиющие нарушения материального и процессуального права.

Дело ведется с нарушениями

Еще на заре конфликта бывшие партнеры Андрея Ахтямова и члены их семей, испытали массовое давление – нападения на автомобили, разгромы окон в квартирах, пикеты с угрожающими плакатами возле школ, где учатся их дети. Уголовные дела по данным фактам закрывались так же быстро, как и заводились, либо вовсе пропадали. Ни один из установленных следствием виновных не был наказан. И это было только начало. В ходе следствия и суда акционеры «Уралинвестэнерго» столкнулись с еще большим числом злонамеренных и противозаконных действий, осуществляемых под покровительством правоохранительных органов.

По свидетельству адвоката Сергея Колосовского – защитника акционера «Уралинвестэнерго» Василия Бураги, следователь Крюков более 10 раз допускал в ходе следствия нарушения закона, установленные в судебном порядке. Грубые нарушения были зафиксированы со стороны судей М. В. Новоселова и Зарайкина А.А. (фальсификация протокола судебного заседания), со стороны эксперта от ГУВД Свердловской области (фальсификация результатов экспертизы ключевого договора по делу) и других ответственных лиц. Характер допущенных нарушений таков, что каждого виновного по закону следовало бы не просто отстранить от дела, но лишить должности и даже подвергнуть уголовному преследованию. Но этого не происходит. Нарушителей вообще никак не наказывают!

В процессе над Подкорытовым и Губиным в Кировском суде Екатеринбурга суд не воспринял ни одно доказательство защиты, отвел 26 свидетелей по совершенно нелепому основанию, не воспринял заключения более 15 специалистов со стороны защиты. Суд проигнорировал результаты следственного эксперимента, построив приговор на том, что защита и подсудимые не смогли доказать свою невиновность! Видимо презумпция невиновности, определенная Конституцией РФ, суду более не указ.

В настоящее время Подкорытова и Губина судят вновь, но уже не за «хищение акций», а за «хищение активов». По сути, акционеров «Уралинвестэнерго» судят повторно за одно и то же преступление, которое они к тому же и не совершали. Второе уголовное дело в отношении Губина и Подкорытова рассматривается Кировским судом Екатеринбурга, несмотря на то, что с точки зрения закона оно подлежит рассмотрению в Москве. И все ходатайства защиты отклоняются. Все, что говорит и показывает обвинение, воспринимается на ура. Иногда доходит до настоящего кича: судья угрожает подсудимым лишением их возможности пользоваться баней – за непомерное количество заявленных ходатайств (!). В качестве аргумента содержания под стражей при продлении меры пресечения судья приводит аргумент негласных установок. Все идет «по плану»…

Третье дело, направленное в суд, в отношении акционеров Корпорации – Бутина В.А., Бураги В.А., Рыжикова А.В. и Тасакова Д.В. было аналогичным: вопиющие нарушения процессуального закона, абсолютное игнорирование права на защиту и абсолютная уверенность, что в суде все пройдет – ведь раньше проходило же. Но Кировский суд отправляет дело прокурору обратно для устранения нарушений закона. Для знакомых с общей судебной практикой это – нонсенс. В чем причина? Суду просто надоело смотреть на отсутствие юридической грамоты, замешанное на игнорирование закона со стороны следствия и прокуратуры? Случайность? Ошибка управления «рейдерской схемой»?
Сейчас в Свердловской области назначен новый губернатор, началась масштабная смена политической, чиновничьей структуры региона, и ситуация «бега по кругу» впервые может измениться.

акула

Будет ли так на самом деле, скоро покажет кассационная инстанция в Свердловском областном суде, которая состоится в конце ноября. И тогда акционеры смогут добиться справедливости. Пусть и с опозданием.

Бить по всем фронтам!

Большая часть недобросовестных должностных лиц в этом деле допускает нарушения не случайно, а в рамках выполнения заказа рейдеров. По сути, все эти лица – участники коррупционного заговора, цель которого – устранение бывших акционеров «Уралинвестэнерго» и дальнейший захват наиболее привлекательных активов этой промышленной группы. Разматывая коррупционную цепочку, борцы с «оборотнями» на государственной службе обязательно бы через «исполнителей» вышли на «заказчиков». Наверняка неприятный разговор с правоохранительными органами пришлось бы иметь и Андрею Ахтямову, и руководству УГМК…

Проблема в том, что коррупция слишком сильно разъела не только судебную, но и правоохранительную систему в Свердловской области. Иначе, почему людям в погонах и мантиях позволено безнаказанно прятать и фальсифицировать документы, незаконно держать фигурантов дела под стражей, игнорировать ключевые доказательства по делу и совершать другие грубые нарушения?

Предложения Александра Бастрыкина об антикоррупционных изменениях в УПК РФ хороши. Но надеяться только на них не стоит. Ведь незаконно обвиненные фигуранты дел, подобных делу «Уралинвестэнерго», находятся за решеткой уже не первый год. И заставлять их ждать, когда новые законы вступят в силу, было бы слишком жестоко.

С рейдерами и коррупцией необходимо бороться по всем фронтам – с помощью как новых, так и уже имеющихся законов. Как сообщил 24 ноября «Новый регион», уже принято решение об отставке главного судебного пристава Свердловской области Александра Новокрещенова – за многочисленные нарушения ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» – по результатам проверки Генеральной прокуратуры РФ в УрФО.

Умеют ведь правоохранители бороться и с волокитой, и с созданием многочисленных противоречащих закону правовых актов! Значит, и борьба с коррупцией им по силам. Главное – помнить о законе и чести мундира. А рейдеры без коррупции и сами вымрут как вид.


Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков