CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)
Главная   Информационные статьи   Другое   Химический Форсайт – гонка долгосрочных прогнозов

Химический Форсайт – гонка долгосрочных прогнозов

Добавлено: 12.11.2009

Химический Форсайт – гонка долгосрочных прогнозов

Одним из основных приоритетов с долгосрочной перспективой Правительство РФ считает сегодня переход экономики страны на инновационные рельсы. Краеугольным камнем в этой работе является долгосрочное прогнозирование во всей научно-технологической сфере государства и, в первую очередь, в её самой богатой но, к сожалению, наименее развитой области – химическом комплексе.

Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности

Разработку «Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности до 2015 года» специалисты Минпромэнерго России начали ещё в 2007 году. Тогда же, благодаря так называемому химическому Форсайту, были определены и основные направления в развитии химического производства страны: продукция резиновой промышленности и каучуки; полимеры и переработка полимеров; переработка нефтехимического сырья; производство химических волокон; малотоннажная химия; неорганическая химия; минеральные удобрения и кадровое обеспечение предприятий химической промышленности.

В России со времен СССР основными отраслями, работающими на внутренний рынок, были и остаются до сих пор:

  • шинная промышленность
  • минеральные удобрения
  • бытовая химия
  • лакокраска

Однако, стремительный рост экспорта за границу (в среднем 40%), производимой в этих отраслях продукции, привел отечественный химпром к началу ХХI века к угрозе полного развала. По словам президента Российского союза химиков Виктора Иванова, сейчас доля нашей страны на мировом рынке химического производства составляет чуть более 2% (примерно 20-е место), а всего 15-20 лет назад было 7-8%.

Главной проблемой, считают профессионалы, стал разрыв между развитием рынка химической продукции и развитием российского химического комплекса. Производимое российскими компаниями химсырьё в большинстве своем идет за рубеж, и только малая часть доходит до отечественного переработчика. Результат такого развития событий – постепенное утрачивание конкурентных преимуществ на мировом рынке. Уже сейчас чуть ли не единственной сильной стороной российского химпрома остается только низкая цена на сырье и продукцию, но и эту позицию в ближайшее время у нас может отвоевать Ближний Восток, где также есть большие запасы сырья, а цены часто ниже, чем в России.

Мириться с таким положением дел Правительство РФ не намерено и вот уже третий год занимается системной реорганизацией всего химического комплекса.

Первые плоды реорганизации отечественного химпрома

Отечественный химпром последние несколько лет идет ярко выраженным инновационным путем, направленным, в первую очередь, на энерго- и ресурсосберегающие технологии. Сейчас, в период экономического кризиса, минимизация расходов выходит на первый план при оптимизации бюджета не только отдельно взятого предприятия, но и всей отрасли в целом.

К примеру, ОАО «Корпорация Биотехнологии», заключив соглашения по экономическому развитию и взаимодействию с администрацией Иркутской области и Красноярского края, провела большую работу по достижению экономической эффективности технологического процесса получения биотоплива второго поколения на пяти российских заводах: Тулунском, Усть-Илимском, Хорском и Онежском гидролизных заводах, а также Каннском заводе биоэтанола (по информации генерального директора компании Петр Каныгин). А в июне этого года крупнейший отечественный производитель минеральных удобрений ОАО «Аммофос» ввел в эксплуатацию сернокислотную установку мощностью 714 тысяч тонн в год. Теперь, весь объем отходящего энергетического пара вместо пара, получаемого за счет сжигания природного газа, направлен на производство электроэнергии. Несмотря на рост объемов производства минеральных удобрений в 2009 году и соответственно потребления электроэнергии, ОАО «Аммофос» более чем в два раза увеличил объем поставки электроэнергии в Вологодскую энергосеть – до 80 кВт/ч.

Химическая промышленность

Немаловажное значение для подъема отечественной химической индустрии играет и вопрос укрупнения предприятий химпрома. Так на Урале НГК «Итера» и группа компаний «Уралхимпласт» учредили совместное предприятие – ЗАО «УралМетанолГрупп». Его планируемая мощность – 600 тысяч тонн метанола в год. В Республике Татарстан таким же примером стал ОАО «Казаньоргсинтез» – крупнейший в РФ производитель полиэтилена, включающий в себя восемь заводов и вспомогательных подразделений.

Растущая на мировом рынке химической индустрии конкуренция всё чаще подталкивает предприятия к новым инновационным разработкам. Буквально на днях ООО «Зиракс», производитель и продавец специализированной химической продукции, объявил о начале поставок синтетической ингибированной кислоты марки EXTROIL™ для стимулирования нефтеотдачи пластов. Её применение для проведения кислотных обработок нефтяных скважин ведет к существенному увеличению дебитов обрабатываемых скважин, межремонтного пробега промыслового емкостного оборудования и отсутствию образования эмульсий. Это существенно экономит затраты клиента в годовом исчислении, позволяя достигать повышения производственных показателей по добыче. Другой пример – компания «Домедко-Хаксли», российский производитель высококачественных извести и тонкодисперсных наполнителей. На предприятии приступили к выпуску продукции на базе Крупенниковского месторождения природного мела, используя технологии, которые ранее в России не применялись. В ближайший месяц компания планирует расширить линейку продукции за счет трех новых марок: DC-8, DCH-8 (мел гидрофобизированный) и DC-140 (улучшенный аналог мелов группы МТД). Столь широкий ассортимент мелов предназначен для производителей резинотехнической, стекольной и кабельной продукции, а также ПВХ, герметиков, сухих строительных смесей и целлюлозно-бумажной промышленности. Сырье Крупенниковского месторождения имеет оптимальный химический состав, отличается высокой однородностью, низкой влажностью и почти полным отсутствием посторонних примесей. Уникальные характеристики сырьевой базы позитивно влияют не только на качество, но и на стоимость продукции за счет снижения издержек, связанных с дополнительной подготовкой сырья.

Стоит отдать должное и зарубежным химикам, из последних разработок которых можно выделить ряд наиболее интересных.

Например, американские коллеги придумали SMART PACKAGING – «умную» упаковку, которая может сама указать нам, что дата хранения того или иного продута закончилась. Или изменение цвета красок на этикетке теперь сообщает потребителю, что содержимое пакета с кленовым сиропом, помещенного в микроволновку, уже разогрелось. А ещё мембрана, чувствительная к температурным колебаниям, может контролировать баланс кислорода и углекислого газа в контейнере со свежими продуктами, продляя срок их годности. Из перспективных, но ещё не внедренных в промышленное производство разработок можно отметить созданную в Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории (PNNL) министерства энергетики (Department of Energy's Pacific Northwest National Laboratory) и при участии Университета Техаса в Остине (University of Texas–Austin) и Университета штата Вашингтон (Washington State University) принципиально новую систему катализаторов на основе оксида вольфрама. Новое поколение катализаторов поможет превращению практически любой органики в молекулы заданного образца и даст возможность перерабатывать в бензин просто свежие листья.

Сегодня задача российской химиндустрии заключается не только в укреплении своих позиций на внутреннем рынке. Согласно плану химического Форсайта, разработанному Правительством РФ, важно занять достойное место и на мировом уровне. Журналиста www.Equipnet.ru специалисты заверили – всё это вполне осуществимо. Главное – не отклоняться от намеченного пути и уже сейчас увеличивать долю своего производства, открывая новые предприятия на территории других стран, как это давно уже делают в России представители иностранных химических компаний.


Владислав Пермин, специально для Equipnet.ru
Фотографии с сайтов: www.rccnews.ru, futagiki.ru

>>>Хотите обсудить эту статью подробнее? Ждем вас на нашем Форуме<<<

Комментарии

Оставить комментарий с помощью…
  • Equipnet (0)
  • Вконтакте (0)
  • Facebook (0)
Логотип компании
Комментариев пока нет

Вы можете разместить вашу статью в нашей ленте на коммерческой основе
Наш телефон: (495) 983-59-92. E-mail: manager@equipnet.ru

/articles/other/other_475.html 0
Интервью
10.03.2016
 Индукционные плиты: когда выгода покупателя означает и выгоду продавца
СУХОРУКОВ
Михаил
Ведущий менеджер технологического направления
Компания «Деловая Русь»
Что представляет собой рынок продаж индукционного оборудования в эпоху кризиса и с чем на него лучше выходить
Почему доллар будет стоить 50 рублей?
Как зарабатывать по 3 000 000 рублей в месяц?
Где купить станок, который делает деньги?
Ответы на эти и другие вопросы ищи в рассылке EquipNet.ru