Уже понятно, что этот кризис затяжной. Учитывая его глобальность, можно смело сказать, что он носит и системный характер. То есть вся мировая экономическая система, система производства и распределения товаров не соответствует современным потребностям. Возможности производства превышают платежеспособный спрос. Последние годы развитые страны пытались решить это несоответствие кредитованием населения и финансовой помощью отсталым государствам. Бесконечно этого делать нельзя, что собственно и продемонстрировал нам кризис. Фактически этот кризис – банальный кризис перепроизводства, только уже в мировом масштабе. Он закономерен и естественен. Кризис – естественное состояние сложной системы и для выхода из него нужно что-то кардинально менять.
Как он будет разрешаться? Надо либо сократить потребности, либо снижать стоимость продукции. Сократить потребности – это остановить прогресс и изменить сознание людей. Такой путь вряд ли реален. Вернее точно нереален. Ведь, прежде всего, не решена одна из основных потребностей – в жилье. То есть остается стоимость продукции. И сократить ее надо не на проценты, а в разы! При этом потребительская ценность товаров и услуг не должна пострадать.
Как всегда во время кризисов, решение в обществе уже должно существовать. Есть оно и сейчас. Уже лет 50, как появилось первое предприятие, развивающее новую философию построения и управления бизнесом – "бережливое производство" (или бережливое мышление). Суть подхода в непрерывном сокращении потерь. При этом потери – это все затраты предприятия, не создающие ценности для клиента. В мире уже тысячи последователей, внедряющие эти подходы и имеющие соответствующие конкурентные преимущества. Результаты деятельности этих предприятий впечатляют: сокращается производственный цикл, производственные площади, количество необоснованных запасов, возрастает производительность труда и т.д.
То есть выход из кризиса – в переводе всей экономики, большинства предприятий на принципы бережливого производства.
Выход из кризиса для государства: стимулировать освоение новых систем менеджмента, перестраивать систему образования.
Выход из кризиса для предприятий: преодолеть кризис конкретному предприятию можно только изменившись – снизив стоимость товаров через сокращение потерь и повысив ценность продукции для потребителя. Альтернативы нет.
Бережливое мышление – это другое мышление, другое мировоззрение. А изменение мировоззрения не происходит быстро. То есть, кризис закончится не скоро. Это плохая новость. Хорошая новость состоит в том, что предприятие, внедрившее у себя бережливое мышление, благодаря созданному конкурентному преимуществу оказывается за рамками кризиса, ведь потребности никуда не пропали. Так что советую не медлить. Тем более, что кризисное время – лучшее время для коренных преобразований.