14:05, 30 марта 2009   Просмотров: 1106

Переработка твердых отходов. Часть 2

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕРАБОТКИ АВТОШИН
ПУТЁМ РАСТВОРЕНИЯ В ОРГАНИЧЕСКОМ РАСТВОРИТЕЛЕ
ПРЕДЛАГАЕМАЯ ООО «Н.Т.Д ТАМАННО» г.МОСКВА

Экономически эффективная переработка автошин позволит не только решить экологические проблемы, но и обеспечить высокую рентабельность перерабатывающих производств. Причем, наиболее привлекательным является способ материального рециклинга (Патент РФ № 2220986 от 10.01.2004г. «Способ переработки резиносодержащих отходов», Заявка на выдачу патента № 2003111988 от 24.04.2003г., Международная заявка PCT/RU 2004/000153 от 12.05.2004г. «Способ переработки резиносодержащих отходов» дата приоритета 24.04.2003г.). В основе предлагаемого проекта лежит уникальный способ переработки резиносодержащих и полимерных отходов, конечным результатом которого является не только уничтожение вредных и практически не разлагающихся отходов, но и получение на  конечной стадии процесса переработки высоко ликвидных продуктов, жизненно важных для деятельности человека.

В результате переработки (рециклинга) автопокрышек получается:

1.-Бензиновая  фракция (компонента) с октановым числом – 100, т-ра кипения  НК -160?С, не содержащая свинец и серу (Pb, S). Используется на предприятиях нефтехимии, а также НПЗ при производстве высокооктанового экологически чистого бензина.                                 
2. –Мазут (аналог), по своим показателям соответствует ГОСТ 1058-99      (М-40) массовая доля содержания серы- 0.6%
3. -Технический углерод, содержащий 92-99% чистого углерода, в технологическом процессе направляется на облагораживание, в результате чего получаются углерод-углеродные материалы (УУМ) и/или электропроводный техуглерод.

СПЕЦИФИКАЦИЯ НА ТЕХНИЧЕСКИЙ УГЛЕРОД,  ПРОИЗВОДИМЫЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ  ООО  «Н.Т.Д ТАМАННО»


Показатель

Property

Метод испытан
Test  method

Результат

Value

П267-Э
Аналог — N 472

Аналог -СИБУНИТ
Пористый материал

УУМ
(КАРБОСТИЛ) -аналог

Массовая доля углерода %
Mass fraction of carbon, %

 

 

99,6

99,5

Удельная внешняя поверхность, м2
STAB  surface area, m2 /g

Д 3765

144

 

 

Иодное число, г/кг
Iodine Absorption g/kg

Д1510

226

 

 

Абсорбция ДБФ,  см3/100г
DBF Absorption sm3/100g

Д2414

165

 

 

рH водной суспензии
pH  volue

Д 1512

7,9

 

 

Влажность, %
Heating Loss at 105 C%, mass

Д1509

0,5

 

 

Зольность, %
ASH content, % max

Д1506

0,27

0,2

0,2

Массовая доля общей серы, %
Sulfur content, % mass

Д1619

0,38

0,24

0,22

Остаток на сите
0,045 mass %
Sieve residue,% mass

Д1514

0,0005

 

 

Фракционный состав, мм.
Fractional structure, mm.

 

0,8 – 2,0

2 — 3

1 — 3

Насыпная плотность, кг/м3
Pour density, % kg/м3

Д1513

230

514

900

Содержание пыли, %
Fines content, % mass

Д1508

5,0

-//-

-//-

Рыночная стоимость, USD/1kg
Market cost, USD/1kg

 

2 — 4

27 — 30

2 — 6

Диапазон потребления:

А. - углерод-углеродные материалы (УУМ) для металлургии (аналог  «КАРБОСТИЛ») — углеродный гранулированный материал, который применяется в производстве высококачественной стали для прецизионного легирования металла.
Преимущества: превосходит отечественные и зарубежные аналоги по скорости растворения в жидком металле, низкое содержание посторонних примесей.

В. -  пористый УУМ (аналог «СИБУНИТ») -
«Сибунит» представляет собой микрокристаллическую графитоподобную форму углерода, получаемую из газообразного углеводородного сырья. Он сочетает в себе преимущества графита (химическую устойчивость, электропроводность) и активных углей (развитую поверхность пор, высокую адсорбционную способность). Их отличительными чертами являются высокая механическая прочность, химическая и термическая (до 1000-15000С) устойчивость, высокая чистота.  
  В качестве адсорбента «Сибунит» может применяться в медицине и в фармацевтике,в производстве жиров и в сахарной промышленности, виноделии и пивоварении, для очистки промышленных и городских сточных вод в производстве цветных металлов.
 Катализаторы на основе «Сибунита» проявляют высокую активность в процессах гидрирования, гидроочистки, гидродехлорирования,характеризуются значительным увеличением времени жизни катализатора. Особенно ярко «Сибунит» проявляет свои свойства как носитель кислотных, сульфидных и промотированных металлических катализаторов.
  Использование формованного углеродного носителя «Сибунит» позволяет на качественно новом уровне решить многие проблемы при проведении нефтехимических процессов деметаллирования и гидрокрекинга нефтяных фракций или гидроочистки водородного сырья.
«Сибунит» – новый класс пористых углерод-углеродных композиционных материалов, сочетающий преимущества как графита (химическая стабильность, электропроводность), так и активных углей (высокая поверхность и адсорбционная емкость).
Данные композиты характеризуются высоким объемом мезопор и узким регулируемым распределением пор по размерам (некоторые марки имеют большую долю пор размером 5 – 20 нм или бидисперсную мезо-макропористую структуру).

С. - электропроводный техуглерод —
Применяется при производстве химических источников тока, электропроводящих экранов шахтных кабелей, как наполнитель для изготовления резиносодержащих изделий, щёток для электродвигателей,  и т.д. 

4. -Металлолом (металлокорд очищенный) — высоколегированная сталь.

5. – Сера (элементарная)

6. — ZnO

Такое производство по своей глубине переработки отходов не имеет аналогов в мировой практике. Является экологически чистым предприятием, обладающим безотходной технологией. В условиях проведения процесса рециклинга шин, диоксины, фураны, не образуются и не могут образоваться, в силу очень мягких условий проведения реакции и специальных мер безопасности.

Созданная технологическая линия растворения автопокрышек и облагораживания техуглерода, является поточной, то есть, непосредственно весь технологический процесс, не будет иметь контакта с атмосферой вплоть до вывода готовых продуктов в накопители (резервуары, склады хранения продукции) и перегрузки для дальнейшей транспортировки к потребителю. Растворитель циркулирует в замкнутой системе и не имеет контактов с  атмосферой. Для нагрева растворителя применяется трубчатая печь с огневым нагревом. Печь типичная для установок нефте и газопереработки. Нагрев электроэнергией нерентабелен. Дымовые газы образуются при сгорании топлива в печи. В качестве топлива используется углеводородный газ (газ, получаемый в процессе переработки автошин, природный газ). Состав дымовых газов: двуокись углерода, водяной пар, азот. Дымовых газов будет образовываться из расчёта производительности печи до 800 000 ккал/час, для этого необходимо сжигать около 150 нм/куб в час углеводородного газа, что приведёт к образованию 1500 м/куб дымовых газов, или около 1200 м/куб на 1тонну сырья.

Проведённые исследования показали возможность безопасного использования вторичного материала после переработки автомобильных шин на производстве потребителями: — предприятия нефтепереработки и нефтехимии, металлургическая, электрокабельная промышленность и т.д.. При этом на фоне тех материалов, которые применяются в производстве автомобильных шин и РТИ, а так же и других продуктов перечисленных раннее, безопасность нужно понимать как отсутствие новых дополнительных загрязняющих веществ.

Анализ продуктов полученных в процессе растворения (термолиз).

    Жидкие углеводороды подвергались разгонке на аппарате АРН-2, с выделение бензиновой и остаточной фракции. Растворитель содержался во фракции 100-180°С. Тяжелые (неиспарившиеся углеводороды) слиты в мерную емкость и смешаны с конденсатом.

Материальный баланс разгонки на аппарате АРН-2

Наименование

% вес

Взято:
Жидкие углеводороды
Всего:

 

100,00
100,00

Получено:

Фракция НК-80°С

2,13

Фракция 80-100°С

2,11

Фракция 100-180°С

90,28(в т.ч. растворитель)

Остаточная фракция

4,67

Потери

0,81

Всего:

100,00

Хромотографический анализ конденсата.

 

% вес

%вес в пересчете на синтетическую нефть

Бутан*

0,347

1,58

Пентан*

0,744

3,38

Гексан*

0,505

2,29

Метилциклопентан*

0,624

2,84

Бензол

0,908

4,13

Толуол

85,629

35,13

М+п ксилол

0,384

1,38

О — ксилол

2,127

9,67

Σ — легких

91,168

60,4

Σ — тяжелых

8,732

39,60

Итого:

100,00

100,00

  • изомеры объединены

Окончательный баланс.
Переработки покрышек (среднее значения по результату 27 опытов).


п/п

Продукт

%вес на покрышки

%вес на резину

1.

Синтетическая нефть

В том числе:
-Бензин(фр. НК-160)
-Мазут(фр.160-КК)

53,5

25,0
28,5

62,20

29,00
33,14

2

Техуглерод

В том числе:
-Сажа
-Сера
— ZnO

31

28
1
2

36,04

32,56
1,16
2,32

3

Текстильный корд

4

------

4

Металлокорд

10

------

5

Углеводородный газ

1,5

1,7

Итого:

100

100

Предлагаемый процесс гарантирует защиту окружающей среды от выделения летучих токсичных (как впрочем, и нетоксичных) соединений. Точно также решается проблема 100% использования всего отработанного материала. Эффективность предлагаемого способа подтверждена на практике в ходе лабораторных испытаний.

Товарную ценность и возможность дальнейшего использования получаемой продукции подтверждают исследования Всероссийского научно исследовательского института нефтепереработки (ОАО "ВНИИНП") и Конструкторско-технологического института технического углерода СО РАН, Института горючих ископаемых Министерства Энергетики РФ, института нефтехимического синтеза им.А.В. Топчиева. Получаемая в процессе переработки продукция ликвидная и пользуется спросом, как на внутреннем рынке, так и за рубежом – ЕС, США, Китай, Азия и т.д.

С сентября 2005 года, в круглосуточном режиме работает опытно-демонстрационная технологическая линия, полностью повторяющая непрерывный технологический процесс. Мощность данной линии до 10 кг/час по сырью (резиносодержащие изделия, измельчённые в крошку). Материальный баланс технологии и качество получаемой в процессе продукции — соответствует декларируемым параметрам. В ноябре 2005 года была проведена акция по демонстрации технологии. Акция продолжалась до 29 декабря 2005 года. Замечаний, нареканий и т.д. по качеству продукции или работе самой технологии в наш адрес предъявлено не было.

В ноябре 2005г. технология ООО «Н.Т.Д ТАМАННО» получила серебряную медаль на международной выставке в Германии. Что касается сырья, то по предлагаемой технологии можно перерабатывать автошины абсолютно любых типов и размеров, в том числе и от карьерных большегрузных самосвалов. А так же любые резиносодержащие отходы — конвейерную ленту, отходы производства РТИ, противогазы, коврики, спортивные дорожки и т.д.. Климатические факторы значения не имеют.

Из одной тонны резины получаются следующие продукты:

  • Бензиновая фракция » 325 кг.
  • Мазут » 175 кг.
  • Технический углерод (УУМ) » 300 кг.
  • Металлокорд » 200 кг.

Продажа этих продуктов даёт в сумме » 703 евро (доход)

Теперь издержки на переработку одной тонны резины:

  • Прямые издержки:
  • Электроэнергия » 2,6 евро
  • Вода                    » 0,6 евро
  • Растворитель      » 0,11 евро.
  • Общие издержки (командировки, услуги связи, транспорт, спецодежда, аренда и прочее) » 32 евро.
  • Суммарные издержки » 5,4 евро.
  • Затраты на персонал (зарплата) » 44,2 евро.
  • Налоговые выплаты » 155,1 евро.

 
ИТОГО: 240,01 евро (издержки)
Сюда можно добавить – лицензионные платежи. »703(доход)-30%  = 492,1 евро


492,1 евро – 240,01 (издержки) = 252,09 евро (ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ)»

Производственные объёмы годовой выработки составляют:


-переработка  утильной  резины ………………………… 36288 тонны
-производство бензиновой фракции  ……………………..11793,6 тонн
-производство мазута ………………………………………6350,4 тонн
-производство технического углерода ……………………10886,4 тонн
-производство металлолома ……………………………….7257,6 тонн

Оптовые цены на готовую продукцию

Продукт

Единица измер.

Цена (EUR)

Бензиновая  фракция

тн

300,0

Мазут

тн

46,9

Технический  углерод (УУМ) и/или электропроводнй т/у

тн

2000,0

Металлокорд

тн

21,9

                       
Годовые показатели действующего предприятия

- Объём перерабатываемого утильного сырья ………………….. 36 288 тонн
— Поступления от продаж ………………………………………  » 25 509 978 EUR в год.
— Рентабельность ………………………………………………….. 78,09%
— Количество рабочих мест ……………………………………  »  83 человека.

Строительство вышеуказанной установки с учётом разработки ПСД, стоимости отечественного и импортного оборудования, с его монтажом, составят ориентировочно 6,5 млн. EUR. Доходность не менее 25 млн. EUR в год. Срок строительства производства и выход его на проектную мощность — 22-24 месяца с момента начала проектирования. Срок окупаемости проекта с момента пуска около 12 месяцев. Требуемая площадь с учётом складирования покрышек 3,5 га., в том числе крытых площадей не менее 1200 м.кв..

Продукция из автошин
Получаемая продукция — образцы.

ООО 'Н.Т.Д ТАМАННО'
Слева на право – Старков С.В., Бочавер К.З., Тюленев М.А. – с образцами продукции полученной на демонстрационной – пилотной установке.


контроль за процессом


облагораживание техуглерода -  Шамгулов Р.Ю.


Слесарь наладчик – Шайморданов С.А.


КИП и А  демоустановки   -   Петров И.Б.


Узел облагораживания углерода — КИПиА (слева на право: Бочавер К.З., Зискин В.И., Тюленев М.А., Аникеев В.Н.)


Узел подачи сырья в  реактор растворения 


Ректификационная колонна.

    В заключение необходимо отметить, что для России проблема утилизации изношенных шин столь сложна и масштабна, что не может быть решена усилиями энтузиастов и отдельных организаций. Требуются системные организационные меры на государственном и отраслевом уровне. Необходимость широкого публичного обсуждения этой проблемы очевидна, так как только в этом случае можно будет избежать принятия поспешных и неэффективных решений.

Генеральный директор
ООО «Н.Т.Д ТАМАННО» Старков С.В.


Оставить комментарий с помощью