12:46, 23 июля 2013   Просмотров: 959

Схемы таможенного оформления в России

Таможенное оформление груза – одна из самых сложных, закрытых и рискованных процедур во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) России. И причин тому несколько. Во-первых, противоречивое, многоуровневое и постоянно меняющееся законодательство. Причем, внутриведомственные подзаконные акты и распоряжения часто противоречат друг другу. Более того, неразбериха в законах и документах только усиливается. Особенно это стало проявляться с 2008-10 гг. с созданием ТС между Россией, Белоруссией и Казахстаном. И ещё больше усугубится, по мнению экспертов, в связи с вступлением России в ВТО. Во-вторых, осложняет весь процесс высокая степень бюрократизации со стороны государства. Тарифное и нетарифное регулирование, высокий уровень коррупции и зависимости участников рынка от решения и интересов отдельных чиновников. Наконец, в третьих, отмечается снижение профессионализма и низкий уровень компетенций в вопросах ВЭД среди самих пользователей таможенных услуг и в государственных органах власти.

Что же выбрать предпринимателю, чей вид деятельности связан с оформлением товарных поставок через таможню? Сделать всё по закону или выбрать «серую» схему, но при этом не иметь никаких гарантий за сохранность груза? Попробуем разобраться.

Преимущества таможенного оформления по «серой» схеме

Главное – участник такой схемы получает возможность занижения или завышения таможенной стоимости товара. Применяется в зависимости от задачи и ситуации. Первое помогает снизить таможенную пошлину и платежи, второе – вывести деньги за рубеж или, уменьшив официальный доход, снизить налогооблагаемую базу продавца в России. Безусловно, это минимум бюрократических процедур и отсутствие необходимости легализовывать доходы.

Фактический получатель груза имеет возможность избежать юридическую и уголовную ответственность за ввезенную продукцию, т. к. она официально поставляется на подставную техническую компанию «серого» брокера. Однако это «палка о двух концах». С одной стороны таможенные органы достаточно лояльно относятся к таким поставкам, т. к. они подкреплены соответствующим материальным или административным ресурсом, а нужные документы «серый» брокер всегда «состряпает». С другой стороны, если вас «накрыли», то, значит, это кому-то было нужно или вы попали под общую раздачу. Помните, таможня пополняет бюджет, прежде всего, за счет «серых» контрактов.

Риски таможенного оформления по «серой» схеме

При «сером» оформлении обычно используются «оффшорные» схемы поставок. То есть, груз, если не сразу, то на каком-то этапе своего движения, де-юре становится собственностью оффшора, а не покупателя, и направляется к техническому получателю-Х в Россию. Вот здесь и начинается риск для реального владельца товара.

Если что-то случается в пути, то доказать право собственности и убыток, чтобы вернуть хотя бы деньги, истинному владельцу груза будет очень сложно. Он де-факто не платил ни оффшору, ни получателю-Х, а, значит, ни убытков, ни права владения юридически нет.

При прохождении груза через российскую таможню всё также. Если поставка попадет под конфискацию, то настоящий владелец может легко потерять товар. Ни де-юре, ни де-факто, ни у владельца, ни у «серого» брокера прав на груз нет.

Конечно, ситуации бывают разные. Конфискация – это крайний случай. Чаще всего, владелец попадет на удорожание схемы или простои транспорта, пока все не успокоится. Но, если все серьезно, тогда брокер может просто исчезнуть. Ему терять нечего, только «имидж». Здесь помогут либо большие деньги, либо высокие связи. В конце концов, планируемая экономия может стать совсем даже не экономной. Кто за всё будет платить? «Серый» брокер платит только на словах, а не по факту.

После прохождения таможни по «серой» схеме груз по документам должен попасть к владельцу и легализоваться. Чтобы хозяину товара не платить два раза «серый» брокер предлагает оформить поставку через его же 2-3 технические компании-однодневки. На практике такие фирмы редко бывают чистыми и уплачивают налоги. Обычно через них сливается много разных сделок. Поэтому при попадании их под проверки владельца очень быстро вычислят по банковским платежам. Встречайте новые проблемы. Судебная и согласительная практика такова, что платить придется вам.

И последнее. В таких поставках используются зарубежные «серые» схемы. А, значит, опасность, что вы попадетесь, исходит с нескольких сторон. Их пять: со стороны таможни или налоговой, со стороны банка или органов валютного контроля и со стороны силовых структур. Они не взаимосвязаны, поэтому всех контролировать невозможно.

Простейшие признаки «серых» схем

Даже, если вам доказывают, что такие предложения законны, идеально «белые» или правомерны и законопослушны, обратите внимание на следующие моменты.

У вас должен быть прямой контракт с техническим импортером (получателем-Х) и, соответственно, по нему вы должны платить за свою сделку. Помните, что доказательством владения грузом и далее понесенных убытков является фактическая оплата поставщику.

Если работаете через посредника, у получателя-Х должен быть прямой внешнеторговый контракт с вашим зарубежным производителем или с экспортером (последнее относится к Китаю, где необходима экспортно-импортная лицензия). Формального контракта на 1-2 листах с русским или русско-английским текстом не достаточно! ВЭД-контракт должен, как минимум, копировать условия вашего договора с техническим получателем.

Желательно получить копию контракта между экспортером-поставщиком и производителем, что не всегда удается даже при легальной чистой сделке. Добивайтесь от получателя-Х подтвержденные банком документы, что ваши деньги напрямую перечислены участнику ВЭД-контракта за ваш товар.

После отправки груза, получатель-Х должен предоставить вам оригинал экспортной таможенной декларации, транспортные и другие сопроводительные документы. Там не должно быть каких-то «левых» участников. Только отправитель, производитель, технический получатель-Х и перевозчик.

После таможенного оформления должна быть представлена таможенная декларация (ДТ). Как правило, «серые» брокеры ее не дают, а сообщают только номер ДТ. При этом, если ее проверить, вероятность соответствия сведений, указанных в ней, с реально доставленным товаром не более 40%.

Отсутствие печати лицензированного таможенного брокера на ДТ так же является признаком «серой» схемы. Так как такая лицензия стоит 1млн евро, то ни один из «белых» брокеров не будет подписывать «серые» декларации.

Если что-то из вышеперечисленного не будет выполнено или предоставлено, будьте уверены, что вы в «серой» зоне.

Преимущества «белого» таможенного оформления

Во-первых, прямой контракт с производителем. Сейчас есть услуга «ВЭД-аутсорсинг». Воспользовавшись ей, вы обеспечите себе чистоту сделки. Для таможни это гарантия вашей честности. Что позволяет доказывать стоимость товара и тем самым избегать корректировок и экономить на пошлинах.

Во-вторых, в судах более 70% дел в спорах с таможней выигрывают импортеры. Именно поэтому сейчас многие из них переходят на «белые» схемы.

В-третьих, вы всегда можете доказать право собственности на свой товар. Или официально предъявить претензии участникам сделки в случае, если по их вине понесли убытки.

В-четвертых, участник «белой» схемы застрахован от каких-либо корректировок по пошлинам после проведения сделки. Ему не требуется в поставке задействовать систему из фирм-однодневок. А, значит, лишние проверки налоговых, валютных и правоохранительных органов ему не грозят.

И главное, в среде ваших партнеров вы будете иметь имидж стабильного и надежного снабженца.

Недостатки «белого» таможенного оформления

В сфере ВЭД вы становитесь более прозрачным, а, значит, надо думать над новыми способами оптимизации расходов и налогов. Мешать будут конкуренты, которые продолжат играть в риски с «серыми» схемами. А вам придется объяснять покупателям преимущества своей «чистой» работы.

Вы станете юридически открыты, а это рост ответственности перед партнерами. Возможно, хотя и не факт, что ваши официальные таможенные платежи немного возрастут. Но тут совет только один: сопоставьте риски и расходы «серой» и «белой» схем и сделайте выводы. Запомните, аппетиты проверяющих и контролирующих только растут и темпы роста значительно обгоняют темпы инфляции.

Рекомендации специалистов

Следите за рынком логистических и таможенных услуг. Сейчас появился новый продукт, который объединяет в себе логистику, таможню и ведение ВЭД. Называется он «ВЭД-аутсорсинг». Эта услуга позволяет переложить на ее исполнителя все проблемы и риски, а самим заниматься собственным бизнесом.

Будьте осторожны в выборе партнера. «Серые» брокеры активно используют официальное описание продукта для прикрытия своих услуг.

Что касается поставок китайских грузов в Россию – это зона особого контроля таможни и многих министерств и ведомств, включая силовые и фискальные структуры. Связано это с высоким процентом применения «серых» и «оффшорных» схем ввоза и оформления, большим потоком контрафакта. Поэтому работа с китайскими грузами требует высокой степени знания нюансов и практического опыта поставок и таможенного оформления в России.

Сергей Шкарупа,
генеральный директор ГК «Санна» (мультимодальный международный логистический оператор полного цикла, лицензированный таможенный брокер, ВЭД-оператор)
специально для Equipnet.ru


Оставить комментарий с помощью