Не зря есть поговорка: все новое, это хорошо забытое старое. Ее актуальность подтвердилась в очередной раз. Так, в последнее время все чаще приходят сообщения о том, что российские предприниматели находят новые источники дохода. И находят их они в прошлом – возрождают забытые или пришедшие в упадок производства.
Хмельные деньги
Последний пример – планы по возрождению производства хмеля в России. Хотя нельзя сказать, что выращивание хмеля является забытым бизнесом. Но выражение «катится под откос», как нельзя лучше характеризует состояние отрасли.
Так, в 2010 году хмелем было засеяно 227 гектаров земли. Для сравнения, в 2009 году этот показатель равнялся 395,1 гектарам, а в 2008 году – 396 гектарам. При этом валовый сбор хмеля в 2010 году сократился до 19,9 тонны при урожайности 0,9 центнера с гектара. В 2009 и 2008 годах эти показатели равнялись 307 тонн и 7,7 центнера с гектара, и 275,7 тонн и 7 центнеров с гектара в 2008 году.
Между тем, хмель активно потребляется пивоварами. По разным оценкам, отечественные производители пива ежегодно используют 5-10 тысяч тонн хмеля. Основной объем сырья они завозят из Германии, Чехии и США.
Если же возродить российскую хмельную отрасль, то пивовары будут покупать отечественную продукцию. По оценке президента Национального союза производителей пивоваренного ячменя и солода Александра Мордовина, производители пива будут тратить на хмель из России до пяти миллиардов рублей в год.
Сегодня основные объемы хмеля дает Чувашия. Но для выращивания этой культуры также отлично подходят, в частности, республики Марий Эл и Удмуртия, Рязанская, Московская и Курская области, а также ряд других регионов. При этом в Чувашии уже запущена государственная программа поддержки производителей хмеля. В случае успеха, она будет расширена и на другие регионы.
Дело в бочке
Дубовая бочка – незаменимая вещь в винном и коньячном производстве. Но, как оказалось, в России такие бочки в промышленном масштабе никто не делает.
В итоге когда крупному производителю вин потребовалась тысяча бочек в год, никто не смог предложить такой объем. Как говориться, забытый бизнес.
Однако производителям без таких бочек не обойтись. Поэтому агропромышленная фирма «Фанагория» решила возродить это забытое ремесло. Она вложила в строительство соответствующего цеха 20 миллионов рублей.
Производительность нового предприятия впечатляет. В месяц «Фанагория» будет выпускать около 300 коньячных дубовых бочек. Что до производства винных бочек, то их планируется выпускать несколько десятков в месяц.
Сибирский лен
К возрождению льняного производства сибирские предприниматели подошли со всей серьезностью. Для этого они создали специальный департамент легкой промышленности, который работает под эгидой Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение». Ее цель – создание благоприятных условий для развития нового производства.
И начало положено. Предприниматели из Сибири уже посетили иностранные предприятия по производству льна с целью обмена опытом. Они побывали на фабриках в Нидерландах, Франции и Бельгии.
В Европе сибиряки изучили новые технологии по обработке льна. Также они познакомились с новым производственным оборудованием и наладили деловые связи. Предполагается, что вскоре полученные знания они применят на практике в своих регионах.
Калининградский марципан
Кенигсбергский марципан – легендарный европейский бренд. Появившись в средние века, он выпускается до сих пор. Но есть одна маленькая загвоздка – в Кенигсберге, ныне Калининграде, давно никто не делает марципан.
Кенигсбергский марципан выпускается в Германии. Калининградцам надоело это терпеть. И они решили восстановить историческую справедливость. В итоге в западном анклаве России решено возродить производство легендарной сладости. И даже открыть музей Кенигсбергского марципана.
Нет мультикам, да диафильмам
Помните такую штуку, как диафильм? Это, по сути, пленка со слайдами, которая прокручивается на проекторе. Советским детям диафильмы заменяли мультики, и, по мнению ряда ученых, смотреть диафильмы гораздо полезнее, чем мультфильмы. Как минимум потому, что во время этого процесса родители тесно общаются с детьми.
Возродить этот забытый символ прошлого решили в Санкт-Петербурге. Местные художники уже начали создавать свой первый диафильм XXI века, который назвали «Звери наших лесов».
Как только первый образец будет готов, художники намерены поставить дело на поток. Ведь тестовый образец уже одобрен местной детворой, а значит спрос на этот «привет из прошлого» будет.
Иван Муравьев