14:02, 26 сентября 2011   Просмотров: 640

Сеть Metro пошла в малый торговый бизнес

Немецкая компания Metro Group хорошо известна россиянам благодаря своим мелкооптовым гипермаркетам Metro Cash&Carry. Но на данном сегменте немцы останавливаться не намерены. Поэтому и открывают в России магазины для баров и ресторанов, а также торгуют через интернет. Следующий шаг для Metro Cash&Carry – выход в абсолютно новый для себя сегмент российского торгового рынка. Речь идет об открытии в России сети магазинов формата «у дома».

Ставка на «малышей»

О планах Metro Cash&Carry по открытию в России сети небольших магазинов формата «у дома» недавно заявил гендиректор Metro Cash&Carry Россия Йерун де Гроот. Первые торговые точки данного формата компания запустит в начале 2012 года.

Предполагается, что поначалу собственных магазинов «у дома» немцы откроют не более двух-трех. Затем начнется развитие сети из подобных магазинов по франчайзинговой схеме. При этом площадь торговых точек составит 40-100 квадратных метров с выручкой 20-100 тысяч рублей в сутки, а бренд новой сети никак не будет связан с Metro.

Одна из особенностей проекта – условия франчайзингового договора. Metro не будет брать роялти со своих партнеров, открывающих магазины «у дома» по франчайзинговой схеме. Также они бесплатно получат доступ к маркетинговым исследованиям и смогут просить помощи в организации торгового пространства.

По словам представителей Metro, в настоящее время у российской независимой малой розничной торговли есть ряд проблем, которые не дают ей конкурировать с более крупными игроками. Это, в частности, отсутствие бренда, нерациональное оформление торгового зала, недоработки в ассортименте и не самая удачная выкладка. Предполагается, что новый проект Metro ликвидирует все данные недочеты.

Оглядка на основной бизнес

Естественно, ключевая цель проекта – укрепление позиций Metro в России и увеличение прибыли компании. Для этого немцы и решили привязать новый проект к своему основному бизнесу (мелкооптовые гипермаркеты).

Так, по условиям франчайзингового договора, франчайзи будет обязан закупать все товары для своего магазина только в гипермаркетах Metro Cash&Carry. Впрочем, окончательного решения пока не принято, так что не исключены вычеркивания пункта об обязательной закупке в Metro. Но эксперты считают, что вряд ли условия договора изменятся, так как они довольно выгодные.

По словам представителей Metro, запуск франчайзинговой сети магазинов «у дома» позволит увеличить закупки в Metro Cash&Carry примерно на 30 процентов у каждого партнерского магазина и привлечь новых клиентов. И повод для подобного оптимизма у немцев есть – в 2009 году в России заработала «Школа торговли», где клиенты Metro бесплатно учились тому, как анализировать потребительские предпочтения, управлять ценообразованием, налаживать коммуникации с покупателями, а также преобразовывали магазины прилавочной торговли в магазины самообслуживания.

Обучение в «Школе торговли» прошли около пяти тысяч магазинов площадью до 100 квадратных метров. К 2011 году объем закупок данных магазинов в гипермаркетах Metro Cash&Carry вырос на 130 процентов. При этом участников программы никто не обязывал закупать товары именно в Metro.

По словам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, реализация такого проекта преследует цели повышения трафика корпоративных клиентов. Масштабная сеть франчайзи теоретически может обеспечить компании рост оптовых продаж. Кроме того, за счет расширения географии сеть повысит узнаваемость и лояльность. Пока нет официальной информации об условиях концессии, но теоретически, если договор будет подразумевать роялти, это будет приносить компании дополнительный профит. Если роялти, действительно, не будет – тоже вполне неплохо. Такой вариант повышает привлекательность франшизы для потенциальных партнеров, что может позитивно отразиться на темпах развития сети».

Почему «у дома»?

В последнее время небольшие магазины формата «у дома» привлекают к себе все больше внимания. Помимо Metro, ими интересуются и ведущие российские розничные сети.

Например, компания «Экспресс Ритейл», которая на 40 процентов принадлежит X5 Retail Group, разрабатывает специальную франшизу для магазинов формата «у дома», площадь которых не превышает 200 квадратных метров. Она предусматривает объединение таких магазинчиков под новым брендом «Ситимаг».

Другой пример — компания «Мегаполис». Она совместно с торговой сетью «Дикси» и международным розничным альянсом Independent Grocery Alliance (IGA) запустила проект по созданию в России франчайзинговой сети магазинов формата «у дома». Франшиза будет предоставляться предпринимателям, имеющим торговые точки площадью до 200 квадратных метров формата «у дома». Единоразового платежа не будет, ежемесячные отчисления составят от 100 до 200 долларов.

По словам представителей одной крупной региональной сети супермаркетов, несмотря на обилие минусов, у магазинов формата «у дома» есть несколько весьма «жирных» плюсов. Среди них удобное для покупателя месторасположение и экономия времени – куда быстрее купить ежедневно необходимый набор продуктов в таком магазине, чем тратить время на поездку в крупный гипермаркет.

Дополнительным поводом, подогревающим интерес к магазинам «у дома», является то, что, по оценке ряда экспертов, розничный рынок российских городов-миллионников практически насыщен. Соответственно, сети вынуждены идти в малые населённые пункты, либо в новые сегменты, в том числе, и в магазины формата «у дома».

«Несмотря на динамичное развитие ритейла в последние годы, на российском рынке определенно сохраняется дефицит сonvenient store (удобный магазин, магазин у дома) – это один из наиболее перспективных форматов (в особенности для крупных городов), — говорит аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. — Поэтому, на мой взгляд, желание Metro и других игроков выйти в этот сегмент вполне понятно. Гипермаркеты также сохраняют значительный потенциал и продолжат развиваться, но почему бы при этом не осваивать и другие интересные направления? К тому же у группы есть здесь сильные преимущества и соответствующие компетенции – эффект масштаба бизнеса, выстроенная логистика и инфраструктура (фактически гипермаркеты могут с успехом выполнять роль РЦ), значительный опыт развития этого формата в других развивающихся странах».

Лишним подтверждением того, что магазины формата «у дома» весьма перспективный для России формат, является желание крупнейшего в мире ритейлера, Wal-Mart, прийти к нам именно через него. Правда, пока дальше планов дело не зашло. Но не исключено, что приход российского топ-менеджера в Wal-Mart сдвинет это дело с мертвой точки.

Сергей Семенов
Фото с сайтов autoua.net, molsm.ru, shipachev.ru, wordpress.com


Оставить комментарий с помощью