CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)
Главная   Информационные статьи   Потребрынок   Для бизнеса нашли золотую жилу

Для бизнеса нашли золотую жилу

Добавлено: 06.07.2010

Для бизнеса нашли золотую жилу

России с ее огромными пространствами, лесами, доступами к всевозможным морям грех жаловаться на недостаток продуктов питания. Но, как оказалось, в этом плане у нас не все ладно. Так, по данным Минпромторга, россияне серьезно недоедают. Например, потребление мяса, молока, яиц и рыбы у нас в стране вдвое, а то и более раз, ниже рекомендуемых норм. Что интересно, эту проблему напрямую не связывают с нехваткой денег у населения! А вот с чем, сейчас мы и расскажем.

Для начала выясним, что и в каких количествах едят жители России, а вернее недоедают. Хуже всего ситуация с яйцами — их потребление аж на 88 процентов ниже нормы! Молока и молочных продуктов до нормального уровня россияне не добирают 61 процент. При этом двадцать лет назад потребление молочной продукции было на 40 процентов выше.

Можно предположить, что, отказавшись от молока и яиц, в России перешли на мясо и рыбу. Но нет! Средний россиянин потребляет мяса и мясопродуктов, а также рыбы, на 68 процентов ниже нормы.

Первое, что приходит в голову после ознакомления с подобной статистикой, — у граждан просто нет денег на продукты. Отсюда и такие плачевные показатели. Как бы ни так. Выяснилось, что проблема вовсе не в доходах населения. Жители России как раз готовы покупать качественные и свежие продукты. Весь вопрос в том, что сделать это они могут далеко не всегда.

Причин же, по которым россияне недоедают, несколько. Но все их объединяет одно — неразвитая инфраструктура. Причем это не только дороги, но и отсутствие логистических комплексов для распределения продукции, холодильников для хранения и так далее. 

Итак, одна из причин — невозможность доставить продукт до потребителя. К чему приводит дефицит современных складских помещений. Причем не только в регионах реализации продуктов, но и там, где они производятся. 

Например, все российские рыбные морозильники могут вместить всего лишь 235 тысяч тонн морепородуктов. Отсюда на Дальневосточный федеральный округ приходится семь процентов. При этом вылов рыбы только в данном регионе превышает 250 тысяч тонн!

Для сравнения взглянем на соседей — Южную Корею. Там, например, только в порту Пусан морозильники вмещают 1,2 миллиона тонн рыбы и морепродуктов. Как видно, с рыбными морозильниками у нас действительно большая проблема. Вот и приходится российским рыбакам сдавать улов в порты соседних государств (тех же Южной Кореи и Японии), тем самым уводя свежую продукцию от российского потребителя.

«Такая ситуация в России связана с тем, что около 70 процентов рыбы и морепродуктов добывается в дальневосточном регионе, а основные рынки потребления сконцентрированы в европейской части страны, — подчеркивает аналитик УК «Финам Менеджемент» Максим Клягин. — В итоге, на сегодняшний день из общего объема добычи более 60 процентов рыбы и морепродуктов ежегодно поставляется на экспорт, в то время как в структуре потребления конечной продукции около 40 процентов приходится на долю поступлений по импорту, что в том числе отражается и на ценообразовании. Фактически исправление подобных дисбалансов возможно только по мере увеличения качественного предложения готовой продукции внутреннего производства. Что, в свою очередь, должно быть связано с решением, прежде всего, проблем логистики, береговой инфраструктуры, в том числе, в части дефицита холодильных и перерабатывающих мощностей».

Не менее острая проблема — отсутствие, вернее острый дефицит, современных логистических центров для распределения продукции. Особенно остро стоит вопрос о строительстве новых крупных логистических центров, которые служили бы промежуточным звеном между регионом производства и несколькими регионами сбыта.

Решить проблему больших складских комплексов, через которые свежая продукция будет распространяться на все региональные рынки, в принципе, несложно. Для этого нужны, в первую очередь, деньги и желание инвесторов развивать данное направление. Здесь, к сожалению, возникает загвоздка.

Среднестатистический россиянин недоедает яиц, мяса, рыбы и молочных продуктов Сегодня инвесторов привлекают лишь некоторые региональные рынки для реализации подобного рода проектов. Это, в первую очередь, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Челябинск. Что привлекает в этих городах? Ответ прост — большая емкость рынка, относительно высокая плотность населения и уже проверенный хороший спрос. То есть, инвестор уверен в успешности проекта и в том, что комплекс не будет простаивать зря и приносить убытки.

При этом многие другие регионы, в первую очередь Сибири и Дальнего Востока, с трудом могут привлечь средства для реализации подобных проектов. Все дело в том, что рынок сбыта во многих из них не налажен, так как часто там просто нет даже старых логистических комплексов для распределения продовольствия, а расстояния, на которые придется доставлять продукты, просто пугают, особенно в условиях отсутствия развитой дорожной сети. В итоге требуются большие вложения для реализации хозяйства, срок окупаемости проекта также будет велик, а сиюминутную выгоду из предприятия извлечь не получится. Все это, надо полагать, и отпугивает потенциальных инвесторов.

Но потихоньку дело сдвигается с мертвой точки. По всей стране начали появляться логистические комплексы для распределения продукции. Но это не те огромные склады, о которых говорит Минпромторг.

В частности, по всей стране все больше появляется различных аграрных предприятий, например, свиноферм. Большинство из них сразу включает в свой состав производства для переработки продукции, а также собственный логистический комплекс для распределения готовых продуктов как в своем регионе, так и в соседних.

Среднестатистический россиянин недоедает яиц, мяса, рыбы и молочных продуктов Аналитик УК «Финам Менеджемент» Максим Клягин считает, что проблема носит более фундаментальный характер — от низкого уровня доходов до недоинвестированности АПК и слабой динамики развития сферы розничной торговли.

«Так что дисбалансами в сфере логистики здесь дело не ограничивается, — говорит аналитик. — Вклад данной индустрии здесь скорее второстепенен, хотя ограниченное предложение качественных логистических и складских услуг, действительно, характерно практически для всех регионов. При этом рынок складской недвижимости, сфера логистики и транспортных перевозок в целом в последние годы развивается весьма динамично. В основном за счет частных инвестиций. Некоторое отставание по сравнению с рядом других отраслей, вероятно, может быть связано с высокими барьерами входа на данный рынок, в том числе в части достаточно больших масштабов необходимых инвестиций, а также сравнительно высокими сроками окупаемости подобных проектов. Стимулировать дальнейшее развитие индустрии может создание более комфортных инвестиционных условий за счет предоставления ряда льгот подобным проектам».

Другой способ решения продуктового вопроса в России — вмешательство государства. В каком именно виде? Пожалуй, в качестве стратегического инвестора, который готов профинансировать строительство этих самых недостающих логистических комплексов. Но пока здесь, по большей части, тишина.

Впрочем, и кризис списывать со счетов не стоит. Он, что логично, ударил по продуктовой корзине россиян. Так, по данным Росстата, в 2009 году обороты продуктового ритейла снизились на 1,6 процента до 7,1 триллиона рублей. То есть, на продуктах питания россияне стали экономить.

Среднестатистический россиянин недоедает яиц, мяса, рыбы и молочных продуктов «Я, как поставщик оборудования для производства различных мясных и рыбных изделий, могу подтвердить, что потребление мяса и продуктов из него, действительное, за последние полтора года снизилось, — говорит генеральный директор компании «Дуко-Техник» Евгений Болгов. — И связано это, в первую очередь, с кризисом. Ведь появилось очень много безработных, плюс многим граждан снизили зарпалаты. Продукты при этом вряд ли подешевели. Так что налицо снижение покупательской способности населения».

Но не только проблемы с инфраструктурой и кризис виноваты в том, что россияне потребляют продуктов меньше, чем положено. Эксперты считают, что нужно учитывать и потребительские настроения граждан, а также смену пристрастий.

Например, в Советском Союзе была активная пропаганда полезности молочных продуктов, в частности, кефира и молока. Как следствие, завтрак очень многих советских граждан состоял из булки хлеба и стакана кефира или молока. Отсюда и высокий уровень потребления молочных продуктов.

Сейчас же никто о пользе утреннего стакана молока лишний раз не говорит. Да и ассортимент продуктов, надо сказать, в разы расширился. Так что булка хлеба и молоко на завтрак стали, скорее, исключением, нежели правилом.


Сергей Семенов
Адрес для писем в редакцию: redaktor@equipnet.ru

>>>Хотите обсудить эту статью подробнее? Ждем вас на нашем Форуме<<<

Комментарии

Оставить комментарий с помощью…
  • Equipnet (1)
  • Вконтакте (0)
  • Facebook (0)
Логотип компании
руководитель инвестиционно-аналитической группы ГК "Хладопродукт", член Общественного совета при Росрыболовстве Тимур Митупов (эл. почта timur-mitupov@yandex.ru)
руководитель инвестиционно-аналитической группы ГК "Хладопродукт", член Общественного совета при Росрыболовстве Тимур Митупов (эл. почта timur-mitupov@yandex.ru)
Комментарий Тимура Митупова к комментарию аналитика УК «Финам Менеджемент» Максима Клягина.
1) На Дальний Восток приходиться 65% общего вылова водных биоресурсов, а не 70%.
2) На экспорт приходиться 30-32% от общего объема вылова, а не 60%
3) В структуре потребления конченой продукции доля импортной рыбопродукции около 27-30%, а не 40%. Кстати, впервые за 10 последних лет импорт рыбы в 2009 г. снизился в объеме на 10%.
14:46:23, 06 июля 2010

Вы можете разместить вашу статью в нашей ленте на коммерческой основе
Наш телефон: (495) 983-59-92. E-mail: manager@equipnet.ru

/articles/market/market_640.html 0
Интервью
10.03.2016
 Индукционные плиты: когда выгода покупателя означает и выгоду продавца
СУХОРУКОВ
Михаил
Ведущий менеджер технологического направления
Компания «Деловая Русь»
Что представляет собой рынок продаж индукционного оборудования в эпоху кризиса и с чем на него лучше выходить
Почему доллар будет стоить 50 рублей?
Как зарабатывать по 3 000 000 рублей в месяц?
Где купить станок, который делает деньги?
Ответы на эти и другие вопросы ищи в рассылке EquipNet.ru