08:48, 28 января 2010   Просмотров: 569

Боже, спаси «АвтоВАЗ»

Российское правительство по сути дела прекратило дискуссию на тему: «Спасать «АвтоВАЗ», находящийся на гране банкротства, или нет?» По примеру заокеанских коллег, решивших реанимировать GM, власть постановила — «Волжскому автозаводу жить! Причем любой ценой!».

Иногда кажется, что центральный офис народного автогиганта находится не в Тольятти по адресу Южное шоссе 36, а на Краснопресненской набережной 2 в Москве. В здании российского правительства. Впрочем, это вполне закономерно. При 70-миллиардной задолженности «АвтоВАЗа», являющего де-факто банкротом, иначе просто не может быть.

Только ленивый не ругает тольяттинские машины. Несмотря на это, здравое зерно в политическом решении присутствует. И дело не столько в возможных социальных последствиях банкротства автогиганта, хотя это точно окажется настоящим «кошмаром» для чиновников. Скорее всего, наученные горьким опытом «равноправных отношений» с Западом, руководители страны в спасении «АвтоВАЗа» увидели больше плюсов, чем минусов.

Во-первых, Россия является страной, ориентированной на экспорт, а курс рубля напрямую зависит от цен на нефть. Если сырье подешевеет, то и иномарки для массового российского потребителя станут недоступны. Естественно,  все вспомнят родной «АвтоВАЗ». Таким образом, при ликвидации тольяттинского завода возникнет угроза транспортной самодостаточности страны.

Автоваз

Во-вторых, как бы не расхваливали иномарки, делать стратегические ракеты все же сложнее. Даже западные критики признают, что не такая уж «дремучая» страна Россия. Там, где есть интерес, прогресс налицо.

Понимают это и в Кремле. В самом деле, новые «приоры» и «калины» у потребителей заслужили твердую «четверку». При сборе информации для статьи мне пришлось просмотреть немало комментариев на эту тему. Приведу типичный отзыв о Lada Kalina:

«…Купил в мае 2009 г для обучения, одним словом,  я инструктор. За полгода работы меня машина не беспокоит, кроме, как не заводится, когда ниже -28 С. И когда холодно замерзают все окна. А вообще,  мне нравится салон — большой, двухметровых учеников ко мне отправляют... ЭУР бывает, отключается, но не надолго.. Я сигналку родную использую, часто орет без причин.. Расход на трассе при умеренной езде (когда жена за рулем) 5.7 литров, со мной 6.3. А в городе по-разному, как попадешь... Насчет резвости, мотор чуть слабоват, но на трассе при хорошей дороге 190 км — легко... при скорости 170 не страшно и комфортно. У меня две четырнадцатые (ВАЗ 2114) были, калина однозначно лучше…»

В-третьих, страна, претендующая на первые роли в мире, должна поддерживать отечественных инженеров и ученых. Очевидно, что закрытие «АвтоВАЗа» повлечет за собой самороспуск тольяттинских инженерных школ, наработавших опыт, технологии и дизайнерскую самобытность. Что бы не говорили о «Жигулях», но научно-технический потенциал Тольятти – «золотой фонд» России. Именно из него наши конструкторы следят за мировыми автомобильными тенденциями и участвуют — пускай в хвосте — в конкурентной гонке за деньги автолюбителей.

В-четвертых, банкротство «АвтоВАЗа» означает неэффективность экономической политики правительства, последствия которой не заставят себя долго ждать. Это и необратимая потеря рабочих мест, и недобор налогов, и невозврат государственных финансовых инъекций, и многое другое.

Лада Калина

Минус, в принципе, в нынешней ситуации один — вероятная бесперспективность реанимационных финансовых процедур. Об этом недвусмысленно говорит аудитор «АвтоВАЗа» компания  Ernst & Young.

Иначе говоря, сколько не вливали бы денег в завод, его банкротство и перепрофилирование под выпуск посуды исключать нельзя. По мнению зама главы Минпромторга Андрея Дементьева, который специально занимался этой проблемой, выпуск тольяттинских моделей «в схожей ценовой нише» с бюджетными иномарками «делает продуктовую стратегию «АвтоВАЗа» крайне рискованной».

Сигналов для таких опасений предостаточно. Например, в январе текущего года (точнее с первого по 24 число) было продано 12 тысяч тольяттинских машин. Год назад за этот же период удалось  реализовать 29110 автомобилей.

Приора

А ведь так было не всегда. В 2002 году ВАЗовское начальство  не боялось «конкуренции, поскольку соотношение цена-качество «Жигулей» побивало любых зарубежных производителей». В то время  самая дешевая из всех иномарок, корейская «Daewoo Nexia», была в два раза дороже нашей «пятерки». Спрос на «Жигули» рос, их выпуск достиг рекордных 730 тысяч штук в год, и конкурентная по качеству (но не по цене) корейская модель была способна «отбить» у ВАЗа лишь около пяти процентов покупателей».
Однако это время прошло. Основные причины — потеря конкурентоспособности на внутреннем рынке, повышение цен на продукцию ВАЗа, появление целого ряда бюджетных иномарок, и рост благосостояния россиян.

Здесь небезынтересно мнение Андрея Дементьева. Он считает, что порог «самовыживания»  тольяттинского автогиганта — выпуск более 660 тысяч машин в год. Иначе коллектив необходимо сокращать с нынешних 96 тысяч до 56 тысяч человек.

конвеер

Что касается вечной надежды на помощь запада в рамках сотрудничества с корпорацией Renault-Nissan, то в Минпромторге не питают напрасных иллюзий — французы, похоже, разочаровались в «АвтоВАЗе» и не испытывают горячего желания вкладывать деньги в российского автогиганта.

Их можно понять. Долг Волжского автозавода к концу года может достигнуть астрономических 86,1 миллиарда рублей. Из них весомую часть автогигант должен банкам под 19 процентов годовых.

Выход из этой ситуации есть. Самый простой — снижение отпускных цен тольяттинских машин на 30-40 процентов. Осуществить это возможно за счет жесткой оптимизации расходов. Например, урезанием зарплат, в первую очередь топ-менеджерам, нейтрализацией «теневых» схем увода денег, оптимизацией транспортных расходов, переходом на энергосберегающие технологии и полностью отечественные запчастя и комплектующие.  

Здесь уместен опыт GM. Этот концерн пережил кризис, в том числе, и за счет перехода на выпуск всех комплектующих на собственных производственных площадках. Ну и, конечно же, вряд ли «АвтоВАЗ» обойдется без временной заморозки долгов.

В противном случае, главному российскому автопроизводителю придется туго. И здесь без благосклонности Всевышнего точно не обойтись.


Оставить комментарий с помощью