14:41, 19 марта 2012   Просмотров: 690

Магазины без кассиров: быть или не быть?

Вы хотите знать, что вас ждет в будущем? Что ж, завесу тайны немного приоткрыла компания X5 Retail Group. Она рассказала о «магазинах будущего», которые вот-вот откроет. Если быть точным, то подобные торговые точки появятся летом 2013 года.  И в них не будет кассиров, а расплачиваться за товар покупатели будут самостоятельно без какой-либо помощи.

Все товары в магазине будут оснащены специальными RFID-метками. Это радиочип, который позволяет устройствам бесконтактно считывать информацию о товаре. Компьютер автоматически отслеживает и контролирует наличие товаров на складе и полках, учитывает время продажи определенных товаров, контролирует соблюдение сроков годности, реализации, и так далее.

При попадании на автоматическую кассу, эти метки считываются компьютером, и он сообщает покупателю, какую именно сумму нужно заплатить. К оплате будут приниматься банковские карты, карты лояльности торговой сети, либо заплатить можно будет с помощью мобильника. При этом, вынести товар не заплатив, не получится. «Умная система» тут же определит, что продукт с определенной меткой вынесен из торгового зала, минуя кассу, и подаст соответствующий сигнал.

Зачем?

магазины без кассировМежду тем, магазин без кассиров – это не просто игрушка, желание показать, что «мы можем» и все тому подобное. Предполагается, что от него торговой сети будет реальная польза, которая выражается в твердой валюте.

Так, автоматизированная система с RFID-метками позволит значительно улучшить систему инвентаризации. Сегодня из-за недостатков последней, убытки торговых сетей составляют 1,5-3 процента от оборота. Если говорить про X5 Retail Group, то ее оборот в 2010 году составил 341,6 миллиарда рублей.

Также новая система существенно упростит процесс отслеживания остатков в магазинах. Это будет происходить автоматически в режиме реального времени. Предполагается, что в итоге издержки магазинов сократятся на 15-20 процентов.

Магазин, в котором будут представлены товары с RFID-метками, позволит забыть о таком явлении, как кражи из торгового зала. Это одна из значительных статей расходов любой торговой сети. Правда, редко кто распространяется о том, каков именно объем потерь из-за краж в магазинах.

Сколько стоит

Конечно, открытие магазина будущего – штука недешевая. Запуск пилотного магазина нового формата обойдется компании X5 Retail Group примерно в 350 миллионов рублей. Но это пока лишь опытный проект, в котором инвестиции делятся между всеми участниками.

Помимо X5 Retail Group, в проекте принимают участие компании «Роснано» и Sitronics. Правда, прошлой весной Sitronics покинул этот проект. Возможным партнером Х5 и «Роснано» был назван завод «Микрон».

Однако пока о широком коммерческом применении технологии RFID говорить рано. В настоящее время система лишь тестируется. И, по оценке экспертов, чтобы полностью перевести ее на коммерческие рельсы потребуется около трех миллиардов рублей.

магазины без кассировНедешевы и сами метки. Так, сегодня стоимость одного радиочипа RFID составляет около трех рублей. Но, по оценке аналитиков, чтобы новая технология стала массовой и не вызвала ощутимого подорожания товаров, она должна быть в разы дешевле. Нормальной будет цена метки на уровне 20-50 копеек.

Не все так просто

Несмотря на то, что X5 Retail Group заявила о готовности запустить новый тип магазина уже через год, в реалистичности этих планов есть некоторые сомнения. Например, сегодня считывание метки зачастую происходит некорректно с металлических поверхностей, а также с емкостей, в которых находится жидкость.

Большую проблему представляет и фольга. Если товар ей обернут, то RFID метка просто перестанет работать. Кроме того, производители пока не готовы массово ставить метки на свои продукты. Так что, скорее всего, магазинам придется делать это самостоятельно, что также не поспособствует массовому распространению новой технологии.

Ну и не стоит забывать, что в России уже были попытки внедрить RFID-метки. Так, в Петербурге с их помощью попыталась улучшить систему логистики сеть гипермаркетов «Карусель». Но эксперимент провалился. По неофициальным данным, в итоге ритейлер потерял около двух миллионов долларов.

Но нельзя однозначно говорить, что магазины будущего, увы, провальны. Есть и удачные примеры, правда, менее футуристические. Например, когда сеть Wal-Mart изменила логистику с помощью RFID-меток, она увеличила продажи самых ходовых товаров на 16 процентов.

Иван Муравьев
Фото с сайта blogs.mail.ru, na-svyazi.ru, promholod.com
 


Оставить комментарий с помощью