CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)
Главная   Информационные статьи   Технологии   Как составить бизнес-план

Как составить бизнес-план

Добавлено: 22.04.2010

Как составить бизнес-план

Что такое бизнес-планирование и как составить бизнес-план, наши сограждане узнали относительно недавно. Может быть именно поэтому многим отечественным предпринимателям и сейчас до конца не ясно, в чем его смысл типового бизнес-плана предприятия или бизнес-плана производства, а то и детально проработанного бизнес-плана парикмахерской, или бизнес-плана агентства туристических услуг, или бизнес-плана клуба. Увы, но в наших реалиях составление бизнес-плана чаще всего рассматривается как способ получения финансовой поддержки у инвесторов и кредитных учреждений. Впрочем, подобное утилитарно-приземленное отношение к бизнес-планированию характерно лишь для наших широт.

С некоторых пор ставить Запад в пример считается едва ли не дурным тоном. Но само назначение бизнес-планирования, принятое за пределами нашей страны, существенно отличается. «Классический» западный бизнес-план не только тщательно прорабатывается на этапе создания, но и постоянно корректируется в зависимости от текущей ситуации. Нормальным считается ознакомиться с наработками в сфере бизнес-планирования потенциальных партнеров при заключении серьезной сделки. В каком-то смысле, качественно составленный бизнес-план – это своеобразный фетиш для западного бизнесмена. Ведь небрежно составленный документ может серьезно повредить и его имиджу, и его бизнесу. Но, самое главное, бизнес-план - это инструмент контроля и управления. Без него вся деятельность компании может быть поставлена под угрозу из-за неспособности вовремя среагировать и скорректировать свои действия в условиях нестабильного рынка. 

Мнение эксперта

Как составить бизнес-план

 "АРБ-Консалтинг", Челябинск, пл. Революции 7 "БД Скиф", 8 этаж Телефоны: (351) 245-03-03,
245-07-07;
E-mail: agency@arbconsulting.ru www.arbconsulting.ru

Как рассказывает специалист по бизнес-планированию компании "АРБ-Консалтинг" Лия Бикмухаметова, чаще всего при составлении бизнес-планов используют рекомендации ЮНИДО (UNIDO). Разработаны они были в начале 90-х и популярны в России стали в основном потому, что своих наработок в области инвестиционного анализа тогда было мало.

«Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов», утвержденные Минфином РФ в 1999 году, также имеют широкое хождение в бизнес-среде и во многом перекликаются с международными. Впрочем, по мнению большинства специалистов, существующие рекомендации по написанию не способны покрыть даже рядовые потребности отечественного бизнеса. Поэтому предпринимателям приходится доходить до многих вещей своим умом. У метода проб и ошибок, безусловно, найдутся и свои поклонники, но, думается, что все же лучше иметь хоть какие-то представления о том, как стоит (и как не стоит) писать бизнес-план.

Приступая к написанию бизнес-плана важно понимать, что для каждого проекта он индивидуален и не может быть написан, что говорится, «под копирку». Простая замена данных в готовом шаблоне не заменит исследований рынка, финансовых расчетов и оценки риска. Однако существуют общепринятые методики, на основании которых строится структура документа. 

Основные моменты бизнес-планирования

О чем следует помнить, приступая к бизнес-планированию? В первую очередь о том, какие задачи оно призвано решить. Как предпринимателю, так и потенциальным инвесторам важно, чтобы бизнес-план с максимальной полнотой описывал состояние и возможности данного бизнеса. И делал это ясно и точно. Краткость – сестра таланта, говорил классик. Это верно и в отношении бизнес-планирования.

Основная причина многословия здесь – непонимание пишущим того, какая информация должна быть размещена в каждом разделе бизнес-плана. Стремление выдать на-гора все, что вам известно вряд ли можно считать похвальным. Вы находитесь не на экзамене и тут несколько иные правила игры.

Так, к примеру, не нужно наращивать объем плана узкоспециальными терминами и технологическими подробностями. Для этого существует технико-экономическое обоснование. Пожалуй, это одна из первых ошибок, которую допускают новички на ниве бизнес-планирования.

Далее - не включайте в маркетинговые исследования информацию, не имеющую прямого отношения к разрабатываемому проекту. Статистические и макроэкономические данные необходимы. Но не нужно растекаться мыслию по древу и описывать общее состояние розничного рынка в стране, открывая небольшой магазин в конкретном городе. Если у вас есть желание блеснуть своей эрудицией и аналитическими способностями, то выберете другой жанр.

Помните о том, что с результатами ваших трудов предстоит ознакомиться людям, как минимум, не глупым – поэтому не стоит превращать бизнес-план в рекламную площадку. Ни один инвестор не клюнет на эпитеты вроде «уникальный», «не имеющий аналогов» и «не имеющий конкурентов», встречающиеся в каждом втором предложении. Будьте скромнее – если, конечно, не хотите подчеркнуть свою неопытность на данном поприще. Инвестора в первую очередь интересуют долгосрочные планы. Описание стратегии удержания своей доли рынка и привлечения клиентов скажут гораздо больше о потенциале проекта. А самому предпринимателю подобные утверждения тем более не помогут в разработке и развитии дела.

Но, самое главное, не ошибитесь в расчетах. Одна-единственная ошибка может попросту перечеркнуть результат ваших трудов. Мартин Лютер когда-то заметил, что дьявол скрывается в деталях. И это именно тот самый случай. Проверить информацию о выручке достаточно легко, обратившись к данным конкурентов в нужном секторе.

Завышенные доходы и заниженные расходы – не всегда результат злого умысла. Зачастую это невнимательно проведенные вычисления. Заработная плата, издержки на транспортировку, маркетинг, рекламу, даже на налогообложение часто занижаются, если составлением бизнес-плана занимается человек, не имеющий опыта развития бизнеса. Начинающие предприниматели могут не видеть различия между постоянными и переменными издержками при росте или сокращении производства. Более того, часто подменяются даже понятия инвестиционных и текущих затрат, когда размер капиталовложений, необходимых для налаживания бизнеса до выхода первой единицы товара или оказания услуги, смешивают с вложениями, требующимися при дальнейшем функционировании бизнеса. 

Еще один момент, способный спровоцировать ошибку в расчетах – это ошибки при построении типовой модели. Выделить типовые товары и услуги бывает достаточно трудно. Тем более непросто сократить их число до 6, а в идеале до 1-2 единиц. Неверно проведенная оценка часто приводит к завышенным цифрам при составлении доходной части проекта. 

Помните и о том, что маркетинговое обоснование проекта – одна из ключевых точек в разработке бизнес-плана. Работа эта самая ресурсоемкая и требовательная к квалификации маркетолога. Но без неё весь проект теряет ценность. Невозможно определиться ни с ценовой политикой, ни с объемами производства, не зная целевую аудиторию и потребности рынка сбыта.

Другой важный момент - анализ рисков. Постарайтесь проработать все возможные ситуации, чтобы не попасть впросак, и не оказаться автором голословных утверждений. Перечень рисков должен быль максимально подробным и охватывать финансовую часть проекта, и техническую, и организационную. Не приуменьшайте потенциал влияния тех или иных факторов и не превращайте эту часть исследования в демонстрацию собственного бесстрашия. Шапкозакидательство лишь создаст ощущение того, что вы плохо разбираетесь в вопросе. К примеру, большие проблемы может вызвать ситуация, когда рынок двигается не в том направлении, согласно которому выстроен денежный поток проекта, поэтому внимательно проработайте ваш сценарный анализ на основе экспертных оценок. Не учтенные варианты развития событий всегда создают ощущение пустого прожектерства, что, естественно, отталкивает инвесторов.

Впрочем, не стоит расслабляться, даже если маркетинговая часть вашего исследования выполнена так, что может претендовать на нобелевскую премию по экономике. Существует и последний камень преткновения, который оказывается роковым для многих бизнес-планов. Как не трудно догадаться, речь идет о выводах. Нередко предприниматель тратит весь свой аналитический запал именно на ту часть работы, которую он считает основной. В бизнес-плане оказываются представлены все показатели эффективности дела, но переход к конечным выводам о его прибыльности получается скомканным и невыразительным. Именно из-за этого результат вашего труда рискует оказаться в корзине.

Основа основ

Безусловно, все рекомендации по бизнес-планированию носят несколько отвлеченный характер. Причем не столько по вине их создателей, сколько потому, что универсальных шаблонов для написания бизнес-плана просто не существует. Советы, которые могут пригодиться одному предпринимателю, способны принести вред другому. Однако у любого бизнес-плана существует главная часть, к написанию которой следует подходить с особым тщанием. Если театр начинается с вешалки, то ваш бизнес план – с краткого резюме. Именно по нему будут судить о вашей работе – особенно при учете того, что большинство потенциальных инвесторов ограничивается именно лишь первыми двумя-тремя страницами представленных им работ.

Как составить бизнес-план Естественно, что резюме должно представлять собой краткую выжимку всего бизнес-плана в целом. Поэтому приступать к его написанию следует в последнюю очередь – тогда, когда проделан основной объем работы. Кстати, именно резюме может стать своеобразной проверкой того, насколько логично и непротиворечиво написан ваш бизнес-план. Основная беда большинства авторов подобных работ, приступающих к написанию резюме – не умение отделить главное от второстепенного. Зачастую предприниматель стремиться впихнуть в резюме все выводы проделанных исследований, но из-за ограниченного объема они принимают вид ничем не обоснованных утверждений. Так же следует помнить о том, что резюме – это не статистическая сводка. А значит, не следует злоупотреблять количеством цифр, затрудняющих чтение текста.

Другая крайность, увы, не менее распространенная, - попытка отделаться в резюме лишь общими фразами, едва ли не «позаимствованными» из первого попавшегося учебника по экономике. С результатом ваших трудов предстоит ознакомиться людям знающим, а, значит, переложение курса средней школы ни к чему хорошему не приведет. Помните о том, что «тот, кто ясно мыслит – ясно излагает».

И, наконец, не превращайте резюме в подобие рекламной листовки – это еще одна распространенная ошибка, способная превратить составление бизнес-плана в абсолютно бессмысленное занятие.

В качестве заключения

Безусловно, специфика российской экономики накладывает свой отпечаток и на отечественную практику бизнес-планирования. В наших широтах практически нет того, что можно было бы назвать «типовым бизнесом», а, значит, составление бизнес-плана требует индивидуального подхода, отражающего характер конкретного бизнеса. Разработка должна вестись исходя из конкретных задач, определяющих общую стратегию предприятия и тех требований, которые предъявляют инвесторы. При этом следует помнить, что бизнес-план нужен не только для того чтобы получить инвестиции и начать дело, но и чтобы успешно его развивать в будущем.


Наталья Рукавишникова
Фото с сайта bishelp.ru, autokvartal.ru

>>>Хотите обсудить эту статью подробнее? Ждем вас на нашем Форуме<<<

Комментарии

Оставить комментарий с помощью…
  • Equipnet (2)
  • Вконтакте (0)
  • Facebook (0)
Логотип компании
Роман
Роман
Статья хорошая, но растекаются мысью по древу, а не мыслию по дереву. В общем не мысль на дереве, а мысь - белка.
13:00:49, 24 сентября 2014
ИП Сидорепко
ИП Сидорепко
Спасибо, Наталья. Дельный материал, думаю, многим поможет. А бизнес-план нужен не только для инвесторов, но, в первую очередь, для себя. Одно дело все расчеты в голове, а другое дело - перенесенные на бумагу, подкрепленные исследованиями и анализом рынка. Без такого вряд ли стоит организовывать более-менее стоящее дело. При открытии своего дела потратил не одну неделю на бизнес план, и он мне очень помогает! Это вещь на самом деле стоящая и нужная. При условии, конечно, что контору не закроете через пару месяцев.
18:01:42, 22 апреля 2010

Вы можете разместить вашу статью в нашей ленте на коммерческой основе
Наш телефон: (495) 983-59-92. E-mail: manager@equipnet.ru

/articles/hi-tech/hi-tech_605.html 0
Интервью
10.03.2016
 Индукционные плиты: когда выгода покупателя означает и выгоду продавца
СУХОРУКОВ
Михаил
Ведущий менеджер технологического направления
Компания «Деловая Русь»
Что представляет собой рынок продаж индукционного оборудования в эпоху кризиса и с чем на него лучше выходить
Почему доллар будет стоить 50 рублей?
Как зарабатывать по 3 000 000 рублей в месяц?
Где купить станок, который делает деньги?
Ответы на эти и другие вопросы ищи в рассылке EquipNet.ru