11:04, 03 марта 2010   Просмотров: 430

Что мешает российским приборостроителям

Автор:

Антон Ходов
Фото с сайта kipservis.net

Не секрет, что многие отрасли российской промышленности отстали от запада на десятки лет. Особенно у нас хромает автоматизация и внедрение новых технологий в производство. Это понимают все, а президент провозгласил, что экономика России должна взять курс на модернизацию. Для промышленности это не только покупка современного оборудования, но и освоение новых техпроцессов и автоматизация производства. О последней и шла речь на одном из круглых столов завершившейся в Красноярске выставки-конференции "Передовые Технологии Автоматизации".

Участниками круглого стола «Отечественное оборудование для автоматизации промышленных предприятий», организованного журналом "Промышленные страницы Сибири", были производители и продавцы, а также потребители соответствующих приборов. Они обсудили различные препятствия, с которыми столкнулась отрасль. В итоге выяснилось, что основная головная боль приборостроителей — слабые маркетинг и господдержка.

Господдержка

Относительно государственного участия в судьбе отрасли мнения разделились. Например, Алексей Яковлев, представляющий компанию «Энергетические технологии» (продавец оборудования для автоматизации), заявил, что не ощущает на себе, как представителе малого бизнеса, никакой помощи от государства.

Технический директор компании «Манотомь» (Томский манометровый завод) Андрей Харитонов не согласился с этим, подчеркнув, что говорить о полном отсутствии господдержки нельзя. Она заключается хотя бы в том, что, когда его завод модернизировал техпроцесс, то власти компенсировали часть затрат.

Однако он считает, что роль государства должна быть куда шире. Например, японское правительство выдает для реализации некоторых проектов беспроцентные кредиты. В результате себестоимость продукции ниже, так как в ней не заложены проценты по кредиту.

«Себестоимость же моих приборов оказывается выше за счет того, что она включает процентную ставку по кредиту, который мы взяли для освоения выпуска новых типов продукции, — подчеркивает Андрей Харитонов. — Другая головная боль сибирских заводов — высокие энергозатраты. Так, я увеличил объем производства, что, казалось бы, хорошо. Но при этом потребил электричества и газа больше нормы, в итоге ощутимо переплачиваю за них. Получается, что политика в области энергетики тормозит развитие производства».

О существовании господдержки отрасли говорит и коммерческий директор компании «ГЭС инжиниринг» Александр Ковтун. Но он подчеркивает, что помощь выражается не в виде мешка денег на Новый год, а в реализации глобальных проектов. Например, освоение Ванкорского нефтегазового месторождения.

«Ванкор активно финансируется из бюджета, а ведь в этом проекте задействовано множество точного оборудования и приборов, — подчеркивает он. — При этом, если говорить об энергетике, то 60 процентов оборудования российское».

Получается, что государство поддерживает приборостроителей. Однако не напрямую, о косвенно. Через организацию глобальных проектов, для реализации которых требуется много точных приборов и оборудования.

Андрей Харитонов согласен с тем, что господдержка не обязательно должна выражаться в виде «живых» денег. Для развития отрасли нужна утвержденная свыше генеральная линия, производственная программа, которая бы собрала вокруг себя производителей, позволив им развиваться.

Проблемы с продвижением

Впрочем, государство не панацея от всех болезней. Никто не освобождал производителей от обязанности продвигать свою продукцию самостоятельно, и доносить информацию о ней до потребителей. Здесь на первый план выходит маркетинговая политика предприятий-производителей. С ней, как оказалось, у отечественных приборостроителей большие сложности. Хотя понимание в необходимости грамотного продвижения есть у всех.

Говоря о маркетинге и продвижении, мне на ум в первую очередь приходит компания Apple. Она, конечно, не производитель оборудования для автоматизации, но зато маркетологи и пиарщики этой компании едят свой хлеб не зря. Благодаря грамотным продвижению и маркетинговой политики, Apple стала одним из самых дорогих брендов мира, любой ее анонс вызывает огромную шумиху, а продукция продает сама себя. При этом «яблочные» продукты достаточно дороги, но не уникальны и не безальтернативны.

Как сказал Андрей Харитонов, сегодня без маркетинга ни одному заводу не жить. Ведь тогда компания просто не будет знать, кому и для чего нужна продукция и не сможет занять свою нишу на рынке.

Кроме того, маркетинг позволит российскому производителю избавится от одной из главных болезней — желания успеть все и везде. Часто отечественные компании стремятся охватить все сегменты рынка. Но они не рассчитывают силы, в итоге успевают немного там, немного там, но полностью не закрывают ни один сегмент, проигрывая мировым гигантам, например, Siemens.

Для успешной конкуренции нужно совсем другое — концентрация на определенных сегментах рынка. Если российская компания, при условии выпуска качественной и конкурентной продукции, будет закрывать определенный сегмент, то ей не составит большого труда закрепиться на рынке, потеснив иностранцев.

Отрадно, что в вопросах, касающихся продвижения, у участников круглого стола разногласий не было. Они согласны с тем, что здесь нужно быть более активными, и задействовать несколько каналов.

Но прежде чем активно продвигать российские приборы, особенно на внешние рынки, нужно поработать над их оформлением. В настоящее время российская продукция, зачастую, как минимум не уступает иностранной по качеству и точности, однако по таким параметрам, как дизайн, материалы, исполнение, упаковка мы проигрываем.

Сдерживающие факторы

Тормозит отрасль и стереотип, что все импортное лучше, качественнее и надежнее. Однако верен он далеко не всегда, что понимают крупные, особенно государственные компании, все чаще предпочитающие отечественное оборудование. Однако переубедить малый и средний бизнес не так просто.

Причин для этого несколько. Во-первых, стоимость объектов, которые защищают различные системы управления и автоматизации, в десятки раз выше, чем цена управляющих контроллеров. Поэтому человек, принимающий решение о покупке контроллеров, должен быть уверен, что выбранная им продукция качественная, надежная и не подведет в нужный момент. Понятно, что экспериментировать и пробовать что-то новое и часто плохоизвестное желающих немного.

Во-вторых, многие российские производители оборудования оказались весьма закрытыми. Как сказал один из участников круглого стола, при попытке заказать различные контроллеры в российской компании он никак не мог добиться от производителя точной стоимости оборудования, каких-то дополнительных сведений и тому подобное. При обращении же в иностранную фирму, он за кратчайшее время получил исчерпывающие ответы на все вопросы и полный электронный каталог продукции с ценами. И это все после короткой переписки по электронной почте. Российский же производитель аналогичного оборудования письмо с запросом проигнорировал.

Третий фактор, сдерживающий приборостроительную отрасль, — часто неэффективная, по сравнению с иностранными компаниями, работа сотрудников, занятых в производстве. Так, на заводе «Манотомь» пробовали различные методики повышения эффективности труда, но в итоге работа иностранных компаний оказывалась эффективнее.

Александр Ковтун уверен, что нам нужно поучиться у китайцев. Они работают очень продуктивно в течение всего дня. Результаты, как видно по экономическим показателям Поднебесной, не заставляют себя долго ждать. Пока же на российских заводах будут работать так, как сегодня, видимого прогресса не будет еще долго.

Итог

Круглый стол «Отечественное оборудование для автоматизации промышленных предприятий», конечно, не расставил все точки над И в вопросе о проблемах российских приборостроителей. Однако на нем ясно обозначились основные сложности, которые тормозят развитие отрасли.

Как видно, одна из главных проблем — отсутствие грамотной маркетинговой политики и хорошего продвижения. Отсюда идут многие беды. В частности, закрытость компаний, проигрышные, на фоне конкурентов, упаковка и сборка оборудования, стремление объять необъятное.

Другой наболевший вопрос — господдержка. Она, как видно, есть, но косвенная. В принципе, производителей нечто похожее устраивает, и чемоданов денег от государства они не просят. Зато хотят видеть больше крупных проектов с государственным участием, для реализации которых необходимо точное оборудование.

Еще, как оказалось, России нужны другие рабочие. Они должны отличаться самоотдачей и сообразительностью, но не тратить половину рабочего дня на перекуры и разговоры. Другими словами, промышленность хочет получить человека с трудолюбием и самоотдачей китайца, но русскими умом, сообразительностью и смекалкой.

Как видно, сверхсложных и нерешаемых задач нет. Главное, чтобы русская несобранность в генах рабочего-мечты не пересилила китайскую усидчивость.


Оставить комментарий с помощью

Вопросы-ответы
Андреева Ирина, ОАО"Манотомь" - Томский манометровый завод. 70 лет на рынке манометрии, начальник отдела маркетинга26.05.2010

Александр, считаю, что Вы в корне не правы, в контексте господдержки. Андрей Харитонов делал акцент на компаниях-производителях с огромной производственной базой, на которых работает большое количество человек. Вопрос социальной ответственности - компания, инвестируемая только за счет собственных ресурсов (из собственной прибыли) обновляет оборудование, модернизирует производственные мощности, но не чувствует поддержки, ни в разрезе налогообложения, ни в разрезе частичного финансирования и прочее. Хотя все говорят об инновациях, развитии, - хотелось бы кроме слов почувствовать поддержку в конкретных проектах.
Вам не понятна проблематика. Ваша организация 100 человек - выпускает 90 000 модификаций приборов - сложно представить о какой производственной базе с Вашей стороны может идти речь и о какой модернизации. Только компании с достойным грузом советской эпохи могут дать корректную оцену данным процессам.

Александр Макогон, Заместитель директора по развитию бизнеса ЗАО "ПО Физтех"-Томское производство манометров22.04.2010

Господдержка нужна лентяю или вору, пусть чиновники немешают. И с маркетингом нет проблем, встань и скажи своим потребителям прямо в глаза но будь готов выслушать их.

13/04/2010 09:15

Москва. Компания ЗАО "ПО Физтех" - Томское производство манометров, член Союза производителей нефтегазового оборудования, выступила генеральным партнёром Московского Международного симпозиума "Метрология 2010" который состоится 18-20 мая.
ЗАО "ПО Физтех" ведёт активную работу за высокое качество отечественных приборов, Импортозамещение, решение вопросов. Компания имеет 120 представительств в России и СНГ, выпускает 90 000 модификаций приборов для всех видов промышленности, железнодорожные, судовые, виброустойчивые, корозионностойкие, взрывозащищенные, и т.д. Это подтверждено сертификатами качества России, Казахстана, Украины, Белоруссии, а так же ISO-9001 и множеством отзывов от потребителей, так как компания продвигается на рынке за счет бесплатного предоставления приборов на опытную эксплуатацию для наглядного определения качества.

http://www.angi.ru/news.shtml?oid=2758893

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков