То, чего с нетерпением ждали одни и боялись другие, свершилось. В России ужесточили правила продажи пива. Документ гласит, что с первого января 2013 этот напиток больше нельзя будет купить в киоске, ну а до этого времени продавать пиво смогут только организации. Индивидуальные предприниматели торговать пенным напитком не смогут. По мнению экспертов, это станет последним гвоздем в крышке гроба малого торгового бизнеса.
Суровый закон
Закон, ужесточающий российский алкогольный и пивной рынки, 20 июля подписал президент. 7 июля он был одобрен Госдумой, а 13 июля – Советом Федерации.
Во-первых, он приравнивает к алкоголю все напитки, где содержание спирта превышает 0,5 процента. Таким образом, алкоголем автоматически становится все пиво и легкие коктейли, которые ранее к этой категории не относились. Исключение сделают лишь для кваса, кефира и прочих напитков, содержащих спирт, но не являющихся алкогольными.
Во-вторых, новый закон предусматривает введение с 2013 года запрета на торговлю любым видом алкоголя в ночное время. Если быть точнее, то с 23:00 до 8 утра. При этом каждый регион сможет расширить эти рамки на свое усмотрение. Правда, запрет не распространяется на точки общепита, где купить алкоголь можно будет в любое время, но и выпить его придется там же.
В-третьих, с первого января 2013 года вводится запрет на продажу алкоголя, естественно, включая пиво, в любых киосках и павильонах, на остановках общественного транспорта, рынках, вокзалах, аэропортах и АЗС.
В-четвертых, до первого января 2013 года киоски смогут продавать пиво, крепость которого не превышает 5%. При этом торговать пенным напитком смогут только организации, а индивидуальные предприниматели лишатся этого права.
В-пятых, с 2012 года запретят употреблять пиво в общественных местах. Например, в парках, подъездах, скверах, местах отдыха горожан.
В-шестых, ужесточатся правила рекламы пива и прочего алкоголя. Предполагается, что она исчезнет с телевидения, радио и щитов.
«Убитый» бизнес
Если многие чиновники радуются принятию столь жесткого закона, то бизнес, мягко говоря, нет. Причем как малый, так и крупный. Первый, если говорить о мелкорозничной торговле, сегодня держится именно за счет пива и сопутствующих товаров. Так что для многих предпринимателей этот закон все равно, что последний гвоздь в крышку гроба.
«Не знаю, наверное, поработаю до конца года, и буду менять профиль, — сказал в беседе с корреспондентом Equipnet.ru владелец сети киосков и павильонов Арсен. – Я, конечно, понимаю, что государство борется с разложением молодежи и тому подобным. И я это поддерживаю. Например, у меня строго запрещено продавать алкоголь и пиво несовершеннолетним. Но столь радикальные меры добивают.
Сегодня нам, владельцам киосков, итак приходится несладко – нас ни во что не ставят и «прессуют» на всех уровнях. Теперь вот еще и пиво забрали. А ведь у меня именно пиво и закуски к нему дают основную часть дохода. Не будет пива – я, скорее всего, закрою свои киоски. Естественно, мои нынешние сотрудники пополнят армию безработных. И, скорее всего, так поступит большинство владельцев киосков. Ведь именно пиво дает нам основные деньги».
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин разделяет опасения предпринимателя. Он считает, что сокращение мелкорозничной сети – вполне вероятный сценарий развития событий.
«Во многих объектах нестационарной торговли продажа данной продукции формирует значительную часть выручки, — подчеркнул Максим Клягин в беседе с корреспондентом Equipnet.ru. — Нельзя исключать, что вследствие введения новых норм, а также планируемых ограничений продаж табачной продукции, рентабельность в этой сфере сократится. Это сделает работу значительной части подобных игроков нецелесообразной, а нишу непривлекательной».
Однако аналитики не считают, что новый закон сильно скажется на работе крупных пивоваренных компаний. Конечно, они ощутят это ужесточение, но последствия не будут критичными.
Другие антипивные инициативы: |
Помимо того, что пиво надо приравнять к алкоголю и запретить его продажу в киосках, российские чиновники работают и над другими изменениями данного рынка. Например, они хотят запретить разливать пиво в ПЭТ-бутылки, а максимальный объем прочей тары ограничить 0,33 литра. Также предлагают ввести лицензирование производства, что тут же превратит пиво в «пивной напиток», так как производители далеко не всегда следуют оригинальной рецептуре, включающей в состав лишь хмель, солод и воду. |
Но пивовары также недовольны новым законом. Они даже обратились к президенту с письмом, где просят доработать законопроект. Пивовары, в частности, указали на то, что в сельской местности и малых городах плохо развита стационарная торговая сеть, в итоге население просто не сможет приобрести качественное пиво, и перейдет на суррогат.
Покритиковали производители пива и ужесточение рекламной политики. Они подчеркивают, что в России сегодня действует одни из самых строгих ограничений на рекламу пива. Дальнейшее ужесточение здесь не имеет смысла, и лишь подорвет позиции сопутствующих компаний, например, рекламных агентств.
Как на него отреагировал глава государства – неизвестно.
Зато известно, что по итогам 2010 года емкость российского пивного рынка составила 200 миллиардов рублей. Из них четверть пришлась на нестационарную торговлю, то есть те самые ларьки и киоски.
Надо полагать, что в связи с ужесточением законодательства отрасль недосчитается 50 миллиардов рублей. Хотя на деле потери будут еще больше.
Между тем, многие продавцы и производители пива не понимают, почему именно они подвергаются гонению. Ведь, например, во многих европейских странах подобных суровых законов нет, а в тех же киосках можно купить напитки гораздо крепче пива.
Сергей Семенов
Фото с сайтов aif.ru, mk.ru, photoline.ru