14:26, 22 июня 2011   Просмотров: 1476

Урал назвали райским местом для малого бизнеса

Какой город является деловым центром России? Пожалуй, почти все без промедления ответят, что Москва. Кто-то вспомнит Санкт-Петербург. Но, оказывается, эти города вовсе не являются лидерами с точки зрения комфортности ведения бизнеса. Самые благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства созданы в Челябинске, Екатеринбурге и Самаре. Именно к таким выводам пришли эксперты общественной организации «Опора России», после анализа данных соответствующего исследования.

Исследование проводилось Евразийским институтом конкурентоспособности и консультационной Strategy Partners Group по заказу «Опоры России». В результате были опрошены более шести тысяч человек, среди которых как руководители предприятий малого и среднего бизнеса, так и индивидуальные предприниматели из 40 российских регионов, включай 11 городов-миллионников.

Итогом данной кропотливой работы стал отчет «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010-2011». Он отражает то, насколько комфортно вести бизнес в том или ином регионе. В основе индекса лежат пять слагаемых: «Недвижимость и инфраструктура», «Людские ресурсы», «Финансовые ресурсы», «Административный климат и безопасность», «Система поставщиков». У каждого слагаемого есть система индикаторов, по которым его оценивали респонденты. 

Другие рейтинги бизнес-привлекательности российских городов:
В соответствии с рейтингом журнала Forbes «Лучшие регионы для бизнеса-2011», самыми привлекательными российскими регионами для развития предпринимательства стали Татарстан, Свердловская область и Краснодарский край. По мнению экспертов Российской экономической школы (РЭШ) и компании Ernst & Young, Москва является самым непривлекательным российским городом для малого и среднего бизнеса.

«Основная цель проекта состояла в том, чтобы оценить и сравнить условия для развития малого и среднего бизнеса в российских регионах, — говорит президент «Опоры России» Сергей Борисов. – Полученные результаты показывают, что есть значительный дисбаланс между спросом со стороны бизнеса на качественные условия и тем, что регионы могут сегодня предложить. Причем этот дисбаланс сильнее проявляется именно в тех субъектах РФ, где малый и средний бизнес смог активно стартовать, ведь одновременно с развитием бизнеса повышаются и потребности в улучшении предпринимательского климата». 

Если говорить конкретнее, то наиболее благоприятными по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса являются Московская область, Краснодарский край, Челябинская область, Ставропольский край и Самарская область. Аутсайдерами стали Иркутская область, Ростовская область, Хабаровский край, Калининградская область, Тверская область. При этом среди городов-миллионников лидируют Челябинск, Екатеринбург, Самара, Казань, Уфа.

Что до Москвы, то она среди самых привлекательных городов для развития малого и среднего бизнеса занимает лишь седьмое место, Санкт-Петербург – девятое (на шестом месте – Омск, на восьмом – Новосибирск, на десятом – Нижний Новгород, на одиннадцатом – Ростов-на-Дону). В целом же в Ленинградской области дела еще плачевнее – среди 40 регионов она занимает лишь 33 место.

Такое положение Москвы и Санкт-Петербурга связано с неравномерностью распределения оценок. Так, по позициям доступность кадров, обилие поставщиков, развитая инфраструктура, доступное финансирование, они являются практически безоговорочными лидерами. Но конкуренция там столь высока, что присутствие данных факторов, пусть и в кажущемся изобилии, не отвечает текущим потребностям бизнеса. Отсюда и невыдающиеся показатели.

Москва При этом, несмотря на расхождение в оценке привлекательности регионов для бизнеса, проблемы у предпринимателей везде одинаковые. Это, прежде всего, административные барьеры, мешающие бизнесу. В их наличии признались 76 процентов руководителей малых и средних предприятий, а более четверти назвали уровень административных барьеров довольно высоким и создающим большие сложности для бизнеса. Девять процентов опрошенных сочли административные барьеры чрезвычайно высокими и душащими бизнес.

Говоря о взаимодействии власти и бизнеса нельзя не вспомнить о коррупции. С ней сталкиваются почти 40 процентов предпринимателей. Но многие из них уже смирились с коррупцией, как с неизбежным злом, и давно внесли расходы на взятки в бюджет фирмы. Чаще все приходится использовать «коррупционную статью расхода» для получения доступа к госзаказу, выделению земли и прохождение проверок. При этом в том, что дают взятки чиновникам, признались лишь 19 процентов участников исследования.

Впрочем, по бюджету малых и средних предприятий коррупционная составляющая бьет не так сильно, как может показаться – в подавляющем большинстве случаев данная статья расхода не превышает пяти процентов от выручки компании. Но есть и такие, которые тратят на чиновников более четверти оборота, правда, таких компаний меньше одного процента.

Другая головная боль российского бизнеса – тарифы на электроэнергию. Подавляющее большинство предпринимателей называют их довольно высокими, а 63 процента респондентов признались, что дорогая электроэнергия не дает им развиваться.

тарифы на электроэнергию Остро стоит вопрос и людских ресурсов. С одной стороны, бизнес нуждается в квалифицированных инженерах и технических специалистах, а также в квалифицированных рабочих. Но при этом малый и средний бизнес далеко не всегда готов предложить рабочие места должного уровня, а также высокие зарплаты.

Как итог, почти 40 процентов руководителей малых и средних компаний признались, что найти инженеров и технических специалистов очень сложно, а 18 процентов респондентов заявили, что это практически невозможно. Примерно также обстоит ситуация и вокруг найма квалифицированных рабочих.

Если говорить о производстве, то здесь на шести процентах производственных предприятий в сегменте малого и среднего бизнеса используется морально устаревшее оборудование, с которым в мире почти никто не работает. 19 процентов директоров заявили, что работают с умеренно устаревшим оборудованием, а 44 процента – работают с не самым современным оборудованием, но достаточно распространенным в мире. И всего лишь четверть компаний смогли похвастаться использованием самого передового оборудования.

финансовые ресурсы Еще одна ключевая проблема малого и среднего бизнеса в России – доступность финансовых ресурсов. Например, 46 процентов участников опроса признались, что получить доступ к венчурному финансированию для них либо очень проблематично, либо вообще невозможно. Примерно такая же картина сложилась вокруг кредитования.

Но, несмотря на все сложности, свой регион большинство предпринимателей оценивали как благоприятный регион для бизнеса. В то же время, начать новый бизнес в родном регионе захотели немногие – около 56 процентов руководителей малого и среднего бизнеса уверены, что сегодня начать новый бизнес в том регионе, где они работают, достаточно сложно.

В целом же почти три четверти опрошенных заявили, что положение дел в их компаниях хорошее и бизнес развивается. Оптимистично предприниматели смотрят и в будущее – около половины руководителей малых и средних предприятий ожидают улучшения в будущем году, и еще четверть думает, что особых перемен ждать не стоит.

Пессимистов единицы – в том, что в будущем году все будет плохо, уверены лишь два процента российских бизнесменов.

Сергей Семенов 

Фото с сайтов skyscrapercity.com, aif.ru, mail.ru


Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков