CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)
Главная   Информационные статьи   Власть и бизнес   Малый бизнес готовится к побегу из Москвы

Малый бизнес готовится к побегу из Москвы

Добавлено: 28.03.2011

Малый бизнес готовится к побегу из Москвы

Какой город является бизнес-столицей России? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден – тот же, что и обычной, то есть Москва. Но не все так просто. Дело в том, что Москва, по оценкам аналитиков и предпринимателей, является самым непривлекательным городом для малого и среднего бизнеса в России. Парадокс, одним словом.

Подобное заявление о бизнес-непривлекательности Москвы сделал ни кто-нибудь, а исследователи из Российской экономической школы (РЭШ) и аналитики компании Ernst & Young (E&Y). К этим выводам они пришли не просто, ткнув пальцем в небо, или проанализировав стандартные статистические показатели, а опросив главных участников действа, т.е. предпринимателей. Среди счастливчиков оказалась тысяча представителей малого и среднего бизнеса из 10 регионов. Это Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Томский и Пермский края, Калужская, Иркутская, Ростовская, Тверская и Воронежская области, а также Татарстан.

Чтобы определить, какой из данных регионов наиболее привлекателен для бизнеса, эксперты выясняли, насколько мешает предпринимателям в работе тот или иной фактор. Это, в частности, транспорт, электроснабжение, налоги, коррупция, качество подготовки кадров, доступ к финансированию, судебная система, получение лицензий и разрешений,

Как вы уже догадались, хуже всего ситуация с комфортностью ведения бизнеса обстоит в Москве. В большинстве других исследуемых регионов бизнес-климат оказался равен среднероссийскому, хотя аналитики ожидали, что Томская и Калужская область окажутся куда более благоприятными для предпринимателей.

Кто же лучший? Татарстан. Именно здесь, судя по отзывам предпринимателей, проще всего вести бизнес. Как оказалось, очень важную роль в восхождении Татарстана на вершину рейтинга сыграло то, что, по словам бизнесменов, различные административные барьеры и коррупция в этом регионе практически отсутствуют. При этом по другим показателям эта республика лидирует далеко не везде, что не помешало ей оказаться самой комфортной для бизнеса.

Что до других показателей, то здесь стоит выделить налоги и доступ к финансированию. Именно эти две проблемы предприниматели в один голос назвали ключевыми. При этом ни в одном из регионов они не решены, даже в Татарстане. Так, 46 процентов предпринимателей из этой республики очень недовольны налогообложением. Следом расположились Калужская и Ростовская область, где недовольными налогообложением оказались 44 и 33 процента бизнесменов соответственно.

На проблемы с доступом к финансированию больше других жаловались предприниматели из аутсайдера рейтинга – из Москвы (31 процент). Далее идут Томская и Тверская области, где на сложности с финансированием пожаловались 25 и 24 процента предпринимателей соответственно. В других регионах недовольных финансированием меньше, но все равно эту проблемы представители малого и среднего бизнеса назвали одной из ключевых.

«Согласно данным обзора, наиболее часто в качестве самого большого препятствия для ведения бизнеса в десяти регионах отмечались доступность финансирования и налоговые ставки, - подчеркнул в беседе с корреспондентом Equipnet.ru главный экономист УК «Финам Менеджемент» Александр Осин. - Чуть реже подвергались критики уровень квалификации сотрудников, коррупция и конкуренция со стороны неформального сектора экономики. То есть, это ключевые проблемы частных инвестиций для российской экономики».

При этом Александр Осин подчеркивает, что налоги в России, как доля в ВВП, находятся на уровне развитых стран, то есть близком к минимальному в мировой практике уровню. Тем не менее, бизнес считает их высокими. Значит не эффективной и высоко рискованной является сама структура экономики, в которой установлены данные налоговые ставки.

К примеру, основная налоговая нагрузка лежит на предприятиях ТЭК, налоговые отчисления которых составляют порядка 70 процентов выручки и половину доходов бюджета. Это выливается в стабильное повышение тарифов, монопольное увеличение цен, с которым государство безуспешно борется. Проблема в структуре. Частные монополии, в базовых отраслях, даже частно-государственные - всё равно, прежде всего, ответственные за прибыль перед ключевыми акционерами - в долгосрочном периоде являются бременем для экономики.

Низкая доступность финансирования - следствие высокой инфляции. Стабильно высокая инфляция - следствие низкой производительности труда реального сектора, большого пласта посредников, наличия в экономике тех же частных монополий в базовых отраслях, долгосрочных рисков, таких, как климатический налог, сложное геополитическое положение, низкая плотность населения. То есть проблема снова структурная, упирающаяся в саму стратегию развития страны на базе открытого рынка.

Высокая коррупция тоже следствие этих проблем. В условиях, когда в экономике доминируют краткосрочные инвестиции, никто не строит долгосрочных партнерских отношений с государством, кто больше взял у государства тот и выиграл в конкурентном соперничестве. Проблема развития рынка долгосрочных реальных инвестиций сейчас решается с помощью программы привлечения иностранных инвесторов, но они идут в реальном секторе на данный момент туда, где есть госинвестиции. Объем госинвестиций зависит от силы бюджета, а бюджет - от финансов частных монополий в базовых отраслях.

«Так замыкается круг», - резюмирует Александр Осин.

Что до Москвы и условий для ведения бизнеса в этом городе, то здесь у эксперта УК «Финам Менеджемент» свое мнение, которым он и поделился с корреспондентом Equipnet.ru.

«Именно потому, что Москва - бизнес-центр страны, критерии качества ведения бизнеса тут выше, схожи с европейскими. А рейтинг построен на базе опросов представителей бизнеса преимущественно из регионов. Здесь есть искажение из-за различных критериев оценки респондентами того, что плохо, а что нормально», - считает аналитик.

Другой взгляд

Впрочем, данные Российской экономической школы (РЭШ) и аналитики компании Ernst & Young (E&Y) не есть безоговорочная истина, которой стоит слепо верить. Подобные исследования привлекательности российских регионов для бизнеса проводили и другие компании. Например, известный журнал Forbes. И, что интересно, их результаты во многом расходятся с данными РЭШ и E&Y.

По версии Forbes, самым привлекательным российским городом для бизнеса является Краснодар. Причем этот титул он никому не отдает вот уже три года подряд. Второе и третье места занимают Хабаровск и Екатеринбург. Также в пятерку наиболее привлекательных регионов для бизнеса входят Челябинск и Новосибирск. Как видно, ни один из этих городов не расположен на территории Татарстана.

При этом анализировал Forbes куда больше российских регионов, чем эксперты РЭШ и E&Y – 103 города с населением более 150 тысяч человек, из которых, в конечном итоге, было выбрано 30. Они отранжированы в соответствии с рядом критериев, которые зависят от шести групп показателей. Это численность населения, социальные характеристики, покупательная способность населения, деловой климат, устойчивость к кризису, инфраструктура и комфортность ведения бизнеса для владельцев и топ-менеджмента компаний.

Не осталась в стороне от малого бизнеса и финансовая группа «Траст». Год назад она обнародовала результаты собственного исследования привлекательности российских регионов для предпринимательства. В итоге в лидеры выбились Ставрополье и Приморье, но не Татарстан.

Между тем, в целом малому бизнесу в России приходится не сладко. Так, по данным исследования МВФ, по комфортности условий для малого и среднего предпринимательства наша страна оказалась лишь на 123 месте из 183. В аккурат между Уругваем и Угандой.


Сергей Семенов

>>>Хотите обсудить эту статью подробнее? Ждем вас на нашем Форуме<<<

Комментарии

Оставить комментарий с помощью…
  • Equipnet (0)
  • Вконтакте (0)
  • Facebook (0)
Логотип компании
Комментариев пока нет

Вы можете разместить вашу статью в нашей ленте на коммерческой основе
Наш телефон: (495) 983-59-92. E-mail: manager@equipnet.ru

/articles/gover/gover_778.html 0
Интервью
10.03.2016
 Индукционные плиты: когда выгода покупателя означает и выгоду продавца
СУХОРУКОВ
Михаил
Ведущий менеджер технологического направления
Компания «Деловая Русь»
Что представляет собой рынок продаж индукционного оборудования в эпоху кризиса и с чем на него лучше выходить
Почему доллар будет стоить 50 рублей?
Как зарабатывать по 3 000 000 рублей в месяц?
Где купить станок, который делает деньги?
Ответы на эти и другие вопросы ищи в рассылке EquipNet.ru