09:02, 01 февраля 2010   Просмотров: 507

Автомобильно-самолетный спам

Автор: Антон Ходов
Фото с сайтов news4k.com, nauka21vek.ru, agrotrust.ru, carclub.ru, epr-magazine.ru, mi-helicopter.ru, cheryportal.ru, krugosvet.ru

Российская промышленность  — штука сложная и многогранная. Знать о ней все, да еще и в деталях, вряд ли кому-то под силу. Но есть как минимум один человек, которого должность обязывает быть в курсе всех дел. Это глава министерства промышленности и торговли Виктор Христенко. Он то и рассказал недавно депутатам Госдумы о том, как обстоят дела на фабриках и заводах нашей страны.

Говорил Христенко долго и много. В основном по делу. В итоге получился доклад на семь листов А4 мелким шрифтом. Пересказывать его весь бессмысленно, да и вряд ли нужно. Но на наиболее интересных моментах мы остановимся.

Сперва министр упомянул недавний отчет Росстата о промышленном спаде 2009 года, который составил 10,8 процента. В одних областях он больше, в других — меньше. Отрадно, что в среднем наша промышленность упала не сильнее, чем европейская. Еще приятнее то, что в итоге Россия вышла на второе место по объемам производства в мире, уступив лишь Китаю.

Важную роль в поддержании отечественной промышленности в 2009 году сыграло государство. Так, только Минпромторг администрировал 17 видов субсидий с общим объемом финансирования около 30 миллиардов рублей. Дополнительно власть вложила в уставные капиталы предприятий более 176 миллиардов рублей. Эти деньги получили, например, «АвтоВАЗ», ОАК, «МиГ», «Алмаз-Антей», «Севмаш». Еще на 200 миллиардов рублей правительство предоставило госгарантии.

О машинах

Однако больше всего депутатов интересовали не общая картина и миллиардные государственные инвестиции, а ситуация в конкретных отраслях. Прежде всего, в автомобиле- и самолетостроении. На них министр и остановился более подробно.

Первое, что отметил Христенко, это увеличение доли рынка легковых машин, собранных в России, пусть и иностранными компаниями. За год рыночная доля таких авто выросла с 39 до 52 процентов. Достичь этого удалось за счет своевременной корректировки таможенной политики.

Другая роль государства в поддержке отечественного автомобилестроения — увеличение госзакупок. На обновление федерального, а также местного автопарков, в 2009 году направили 45 миллиардов рублей. У системообразующих предприятий на долю государства пришлось более 30 процентов продаж.

Сработала и программа льготного автокредитования. По словам Христенко, в ней приняли участие 92 банка, которые выдали россиянам более 70 тысяч кредитов. Этим в Минпромторге, видимо, довольны, и уже подготовили предложение о продлении этой программы. Осталось лишь утвердить его.

Не забыл чиновник и Волжский автозавод, подчеркнув, что в 2009 году он получил от государства 25- и 12-миллиардные займы. О ситуации вокруг этого автогиганта мы недавно писали. Вот тут.

Не менее приоритетно для властей и развитие заводов по сборке в России иностранных автомобилей.  Здесь основные усилия направлены на максимальную локализацию производства. Поэтому, во-первых, ужесточили требования к таким предприятиям. Во-вторых, российские металлурги начали активно выходить на это рынок с выгодными предложениями.

Так, «Северсталь» уже запустила новое штамповочное производство, которое позволяет выпускать высококачественные детали для иностранных автомобилей, собирающихся в России. Вскоре аналогичные линии запустит и ММК.

конвеер

Но одна лишь сборка грузовиков и легковушек иностранной разработки в России правительство не устраивает. Минпромторг замахнулся и на сельскохозяйственную технику. В настоящее время ведомство Владимира Христенко прорабатывает такой проект, но его детали не сообщаются.

Впрочем, несмотря на все положительные моменты, министр признает тяжелое положение российского авторынка. Но прибывать в унынии, по прогнозам Минпромторга, отрасль будет недолго. Подъем начнется уже во второй половине 2010 года.

Что, как и для кого именно должно измениться, Виктор Христенко не уточняет. Однако он подчеркивает, что «выстрелить» российский легковой автопром должен к 2015 году, когда продажи вырастут до 3,2-3,4 миллионов машин в год. К 2020 году в Минпромторге ожидают рост продаж до 3,6 миллиона машин.

комбайн

Но российский автопром к этим золотым временам кардинально изменится. Правительство делает ставку на глобальное партнерство и считает, что в России должна работать вся цепочка, задействованная в производстве. Это и инженерный центр, и выпуск компонентов для автомобилей, включая силовые агрегаты, и сборка готовой продукции.

Вопрос о том, интересно ли столь глобальное проникновение в Россию иностранным компаниям, пока что просто собирающим у нас свои авто, остается открытым. Чиновники же делают ставку на интеграцию отечественных предприятий в мировые автомобильные альянсы.

Пример такого партнерства — сотрудничество «Renault-АвтоВАЗ».  Правда, пока особого влияния французов на тольяттинскую продукцию не видно. Но ведь и Христенко говорит о 2015, и даже 2020 годе, а никак не о 2009 и 2010 годах. Так что у автогиганта на Волге есть время для французской раскачки.

Второй глобальный автопроект в России пока, насколько об этом можно судить из доклада главы Минпромторга, не имеет ясных очертаний. Предполагается, что им станет не новый игрок, а альянс уже работающих в нашей стране компаний.

О самолетах

ИЛ 96

Волнующей депутатов темой номер два было авиастроение. Здесь все обстоит куда веселее, чем в автопроме. Ведь в 2009 году производство самолетов в России не снизилось, а, наоборот, выросло. 

Так, больших гражданских лайнеров в прошлом году российские предприятия собрали 16 штук. В 2008 году этот показатель равнялся десяти. Получается, что за кризисный год отрасль выросла более чем в полтора раза. Вертолетов в 2009 году выпустили 186 штук, вместо 169 в 2008 году.

Естественно, выросли и прибыли авиастроителей. Например, по итогам года ОАК заработала около 114 миллиардов рублей, в то время как год назад выручка компании равнялась 96,5 миллиарда рублей. Выручка «Вертолетов России» выросла с 41,2 миллиарда рублей в 2008 году до 53,9 миллиарда в 2009 году.

Планы на развитие этой отрасли впечатляют еще больше. Ведь до 2012 года ОАК, в соответствии с планами Минпромторга, выпустит 165 гражданских самолетов различных типов. Получается, по 55 лайнеров в год, что почти в 3,5 раза больше показателя 2009 года.

Немного о спаме

МИ 34

В начале своего выступления Виктор Христенко подчеркнул, что построил доклад на основе сотен депутатских запросов, полученных с начала текущего года. К сожалению, ответить на все вопросы за время выступления он не может, поэтому коснулся лишь наиболее волнующих законодателей моментов.

На другие вопросы министр, а также его помощники, ответили депутатам по электронной почте.  Причем глава Минпроторга подчеркнул, что это делалось «в рамках электронного министерства». Оказывается, у нас такое уже есть, что и замечательно.

Но, как известно, электронная почта хитрая и умная штука, хотя может и не очень. Она, в частности, умеет отделять спам от нужной корреспонденции. Правда, делает это не всегда хорошо.

Виктор Христенко об этой особенности знает. Он подчеркнул, что рассылка его ведомства, поступившая на почту депутатам и думским комитетам, не спам. Все письма отправлены не каким-то виртуальным министерством, а реальными людьми, которых министр привел с собой.

Получается, глава Минпромторга убил одним выстрелом, вернее докладом, как минимум сразу трех зайцев. Во-первых, мы узнали, что с промышленностью у нас все не так уж и плохо. Во-вторых, Минпромторг оказался очень продвинутым ведомством с «электронным министерством». И главное — спамеров в нем нет.


Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков