CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)

«Военный» малый бизнес

Добавлено: 25.04.2014

«Военный» малый бизнес

Пожалуй, слово «военный» в заголовке можно писать и без кавычек. Ошибки не будет. Последние 100 лет предпринимательское сообщество по всему миру самым активным образом участвует в развитии оборонно-промышленного комплекса своих стран и играет далеко не последнюю роль в жизни армии. Об истории этого сотрудничества, проблемах, тенденциях и перспективах рассказываем в нашем материале.

Чтобы лучше понять, как выстраиваются партнерские отношения между отечественным малым бизнесом и ОПК России, следует прежде изучить зарубежный опыт. Ведь всё, как говорится, познается в сравнении. А поучиться есть чему, особенно у США и Израиля, чьи системы управления объединениями малых военных предприятий являются практически эталонными. Что подтверждает их адаптация и применение во многих странах мира.

Американская модель

Начало было положено ещё в 30-е годы ХХ века президентом Рузвельтом. При нем появились госпрограммы финансирования и кредитования предпринимательства, задействованного в военном строительстве. Сегодня специалистами эта схема считается классической. От неё отталкиваются и в других государствах при разработке собственных моделей сотрудничества ОПК и бизнеса.

Изначально цель программ была сугубо социальная и заключалась в реабилитации бывших военнослужащих и их возвращении к мирной жизни после Второй мировой войны. Новоявленным предпринимателям выдавались ссуды для открытия фирм, обслуживающих армию. Однако, впоследствии в администрации президента США было создано специальное Управление финансирования и инвестиционной деятельности, функции которого были значительно ОПКрасширены. Оно стало выступать в качестве генерального подрядчика по федеральным контрактам на поставку товаров и услуг для армии, а контракты передавались малым предприятиям. Далее Управление занималось контролем выполнения работ, а также оказывало техническую и управленческую поддержку этим фирмам.

Такой вид партнерства бизнеса и государства выгоден обеим сторонам. Первый сторона за счет займов переоснащает свою материально-техническую базу, имеет возможность вести научно-исследовательскую работу. Вторая – получает выполнение своих военных заказов с применением новейших, современных технологий. Причем, что немаловажно для нынешней Америки, продукция получается не пролоббированной, как, если бы заказ выполнял крупный концерн. Плюс малых предприятий как раз в конкуренции, которая не позволяет делать некачественную работу.

Наконец, серьезное внимание Управление уделяет взаимодействию с университетами, научно-исследовательскими центрами, а также малыми предприятиями национальных меньшинств. У последних, к слову, более 1 миллиона фирм работают на нужды ОПК.

Вообще же, по убеждению правительства США, в вопросах, связанных с национальными интересами малый бизнес более эффективен и управляем, чем крупные корпорации.

Израильская модель

Израиль оказался в числе самых лучших учеников США и максимально адаптировал для себя американскую модель сотрудничества между предпринимателями и «оборонкой». После ряда воин в 1960-70-е годы роль малого бизнеса в оборонном секторе израильского государства не просто возросла, она стала доминирующей. Это отлично подтверждают цифры. К примеру, до 40% всех видов НИОКР военного ведомства приходятся на небольшие узкоспециализированные фирмы. Причем, около 80% всех заказов – прикладного характера, а не теоретического.

оборонно-промышленный комплексИзраильское правительство вообще оказалось весьма дальновидным и фактически в числе первых стран озаботилось массовой разработкой информационных технологий, очень пригодившихся в военном деле. Сегодня IT-бизнес составляет около 11% полного ВВП страны. И это, безусловно, один из факторов, позволяющих Израилю лишь немного уступать России по объемам продаж на мировом рынке вооружений.

Как и в США, израильский военный малый бизнес курирует специальное управление. Координацией деятельности различных НИИ, КБ и предприятий, работающих на ОПК, занимается управление оборонных исследований и разработок «Мафат». Особое внимание, как мы уже отметили, уделяется информационным технологиям. В развитие небольших IT-фирм деньги вкладываются серьезные. И результат налицо: в информационной индустрии работают свыше 4000 небольших компаний, чьи наработки активно используются в том числе израильскими военными. По этому показателю Израиль уступает только США.

Российская модель

До недавнего времени в России вообще не было какой-либо законодательной базы и госпрограмм, хоть как-то регулирующих деятельность малого бизнеса, работающего по заказам ОПК. А, значит, не было и никаких гарантий в таком «партнерстве» и, следовательно, сильной заинтересованности друг в друге. Да и рентабельность отечественных военных предприятий не привлекает бизнес, составляя лишь 6-8%.

2013 год, думается, стал отправной точкой для более качественного сотрудничества между небольшими компаниями и «оборонкой». Российские законотворцы вплотную взялись за восстановление утраченных в перестроечные времена связейтехнопарки между предприятиями и ОПК. Так, принят ряд основополагающих законов: «О государственном оборонном заказе», «О федеральной контрактной системе» и «Об инновационной деятельности». Они предусматривают, во-первых, гарантированное 10-15-процентное участие малого бизнеса в распределении военных контрактов; во-вторых, объединение компаний, работающих по таким заказам, в технопарки, обеспечивающие их участников не только работой, но и всей возможной поддержкой, включая технологическую и информационную.

Сегодня в России действует более 60 технопарков и страна занимает по этому показателю 5-е место в мире. Однако, чтобы количество перешло в качество, как у США или Израиля, нужно ещё очень многое сделать. И это не должно сводиться лишь к финансовой поддержке фирм. Не менее важным является допуск этих компаний к избыточным мощностям, которые сохранились у всех крупных оборонных предприятий страны ещё с советских времен. Таким образом, только комплексный подход к данному вопросу обеспечит отличную почву для партнерства малого бизнеса и ОПК.

Владислав Пермин, специально для Equipnet.ru

>>>Хотите обсудить эту статью подробнее? Ждем вас на нашем Форуме<<<

Комментарии

Оставить комментарий с помощью…
  • Equipnet (0)
  • Вконтакте (0)
  • Facebook (0)
Логотип компании
Комментариев пока нет

Вы можете разместить вашу статью в нашей ленте на коммерческой основе
Наш телефон: (495) 983-59-92. E-mail: manager@equipnet.ru

/articles/gover/gover_1487.html 0
Интервью
10.03.2016
 Индукционные плиты: когда выгода покупателя означает и выгоду продавца
СУХОРУКОВ
Михаил
Ведущий менеджер технологического направления
Компания «Деловая Русь»
Что представляет собой рынок продаж индукционного оборудования в эпоху кризиса и с чем на него лучше выходить
Почему доллар будет стоить 50 рублей?
Как зарабатывать по 3 000 000 рублей в месяц?
Где купить станок, который делает деньги?
Ответы на эти и другие вопросы ищи в рассылке EquipNet.ru