12:23, 04 мая 2011   Просмотров: 462

Российские компании потянуло на биржу, или что заставляет бизнесменов интересоваться IPO

Как правило, первичное публичное размещение акций (Initial Public Offering, IPO) преследует несколько целей. Во-первых, оно позволяет компании привлечь дополнительный капитал. Во-вторых, ценные бумаги, обращающиеся на бирже, повышают инвестиционную привлекательность предприятия, его ликвидность и узнаваемость бренда. Эти факторы благотворно влияют на оценку бизнеса и упрощают доступ к заемным ресурсам.

В то же время IPO предоставляет компании возможность выйти на западные рынки. Более того, в современных реалиях российской действительности, проведение первичного размещения акций в какой-то степени может обезопасить компанию от противоправных действий третьих лиц.

Первичное публичное размещение акций проводится в несколько этапов. Сначала оценивается финансовое состояние предприятия и другие аспекты его деятельности; выбирается площадка проведения размещения и партнеры IPO — банки или инвестиционные компании. Затем проводится road-show (так называемое «дорожное шоу» или «гастроли») — встречи представителей компании, выходящей на биржу, с инвесторами, информирование о специфике деятельности, презентация, рекламные кампании.

Далее идет сбор заявок на приобретение ценных бумаг, определяется цена акций (прайсинг). После этого заявки исполняются, и ценные бумаги выпускаются в обращение. По результатам IPO подводятся итоги, и делается вывод об успешности проведения первичного размещения акций.

Интерес российских компаний к проведению IPO активизировался после кризиса. В 2011 году о выходе на фондовую биржу задумались предприятия различных сфер деятельности – начиная от фирм, осуществляющих продажу товаров через интернет и заканчивая крупнейшими пищевыми производителями. Провести первичное размещение акций в текущем году решили сотовый ритейлер «Евросеть», интернет-магазин «Ютинет.ру», сельскохозяйственная и продовольственная компания «Русагро», крупнейший поисковик Рунета «Яндекс» и автодилер Genser. Кроме того, рассматривает возможность выхода на биржу сеть «Детский мир».

В беседе с корреспондентом Equipnet.ru главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин объяснил повышенный интерес корпоративного сектора к IPO восстановлением макроэкономической ситуации после кризиса. Но, несмотря на общее улучшение финансовой обстановки, банки в течение 2-4 лет не смогут осуществлять масштабное финансирование компаний, полагает аналитик.

«Ослабление потребительского сектора как локомотива мировой экономики повышает потребность корпораций в росте рентабельности и расширении рынков сбыта, консолидация рынка набирает обороты. Финансовые средства необходимы корпорациям для технологического обновления и участия в сделках M&A», — говорит Александр Осин.

Несостоявшееся IPO «Евросети»

Одним из самых обсуждаемых IPO стало предполагаемое первичное размещение акций крупнейшего российского сотового ритейлера – компании «Евросеть». Акционерами «Евросети» являются Александр Мамут (50,1 процента акций), еще 49,9 процентами владеет «Вымпелком» (бренд «Билайн»). Менее одного процента акций находится в собственности Ксении Собчак.

Компания планировала выпустить в обращение порядка 35 процентов акций на Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange, LSE) в первой половине текущего года. В ходе размещения «Евросеть» рассчитывала привлечь не менее 140 миллионов долларов, которые собиралась потратить на развитие бизнеса.

Однако незадолго до проведения процедуры определения цены акций (прайсига) книга заявок оказалась заполнена менее чем на 10 процентов. Президент «Евросети» Александр Малис заявил, что такая ситуация сложилась из-за слабой информированности инвесторов о бизнесе компании. Все-таки сотовый ритейл отличается от классической розничной торговли. Видимо, в ходе road-show руководство «Евросети» слишком поздно решило провести встречи с представителями заинтересованных компаний. Кроме того, скандально известная в России благодаря неоднозначной личности основателя Евгения Чичваркина «Евросеть» оказалась никому неизвестна за рубежом.

Вскоре компания вовсе отказалась от проведения IPO. Одним из вариантов привлечения инвесторов является снижение ценового диапазона, но «Евросеть» отказалась от такого варианта развития событий. Ранее ценовой уровень итак был сокращен с 3,65-4,25 до 2,7-3,3 миллиарда долларов. Глава компании Александр Малис заявлял, что ритейлер не испытывает острой потребности в проведении IPO и имеет достаточно средств для дальнейшего расширения бизнеса.

Тем не менее, несмотря на то, что компания приняла решение выйти на Лондонскую фондовую биржу не ранее, чем через год, аналитики УК «Финам Менеджмент» не исключают возможности, что IPO ритейлера может произойти в третьем-четвертом квартале 2011 года.

Интернет-компании завоевывают биржу

Ютинет.ру

В конце марта стало известно о том, что один из крупнейших российских интернет-магазинов «Ютинет.ру» намерен разместить 15 процентов акций на бирже ММВБ. Александр Осин из УК «Финам Менеджмент» полагает, что IPO компания проведет летом текущего года, объем размещения при этом достигнет 12-18 миллионов долларов. Привлеченные в ходе IPO средства компания собирается потратить на развитие бренда и перспективные технологии поиска товаров. 

Предполагается, что для проведения первичного размещения будет создано открытое акционерное общество «Платформа «Ютинет.ру» (сейчас компания функционирует в форме ООО). В ходе размещения будет продаваться только допэмиссия.

Следует отметить, что IPO «Ютинет.ру» может стать первым размещением акций российского интернет-магазина на бирже. Ранее такую возможность не исключал Ozon.ru, однако позднее выпуск акций в обращение был отложен компанией на неопределенный срок.

«Ютинет.ру» был создан в 2004 году. Компания является крупнейшим в Рунете магазином ноутбуков, проекторов, офисной техники, телевизоров, а также сопутствующих товаров и услуг.

Аналитики УК «Финам Менеджмент» считают, что интерес инвесторов к первичному размещению акций компании будет значительным. «Ютинет.ру» — высокотехнологичная компания с хорошими темпами роста и стабильными финансовыми результатами, что является залогом успешного проведения IPO.

Яндекс

В отличие от интернет-магазина, выбравшего в качестве размещения российскую площадку, крупнейший поисковик Рунета, Яндекс, намерен штурмовать западные фондовые биржи. Летом текущего года компания собирается провести IPO на нью-йоркской бирже NASDAQ и предложить инвесторам 15-20 процентов акций.

Александр Осин из «Финама» полагает, что в ходе размещения «Яндекс» привлечет порядка 1,5 миллиарда долларов. Ранее поисковик уже планировал выйти на биржу. Однако в 2008 году IPO было свернуто из-за кризиса. Акционерами «Яндекса» являются основатели компании и менеджмент (30-ти процентная доля принадлежит гендиректору Аркадию Воложу). Еще 55 процентами ценных бумаг владеют инвестфонды, 15 процентами – миноритарные акционеры. «Сбербанку» принадлежит условная «золотая акция», в некоторой степени позволяющая государству влиять на деятельность компании.

Крупнейшие пищевые производители и торговые сети не отстают

Русагро

Помимо компаний ИТ-сферы и ритейла, о выходе на биржу задумался крупнейший российский производитель сахара – группа «Русагро» (объединяет шесть предприятий пищевой промышленности, развивает свиноводство и управляет тремя зерновыми элеваторами). Компания планирует провести первичное размещение акций на Лондонской фондовой бирже (LSE). Главный экономист «Финам Менеджмент» Александр Осин, считает, что IPO состоится предположительно в первом полугодии, а его объем достигнет 400 миллионов долларов. При этом аналитик не исключает возможности изменений планов компании, связанных с колебаниями рыночной конъюнктуры.

В свободное обращение «Русагро» планирует направить 18,3 процента акций. Привлеченные от проведения IPO средства компания намерена потратить на строительство, модернизацию производства и сделки поглощения. Ранее «Русагро» планировала провести первичное размещение в мае прошлого года, однако IPO было отложено.

По некоторым данным, к проведению первичного размещения акций компанию подтолкнул рост цен на сахар. На нью-йоркской Бирже кофе, сахара и какао CSCE в феврале 2011 года стоимость сахара достигла 648 долларов за тонну, тогда как годом ранее был зафиксирован исторический минимум в 333 доллара за тонну.

Детский мир

Сеть магазинов «Детский мир» рассматривает возможность проведения первичного размещения акций в 2013-2014 годах. В ходе IPO планируется реализовать долю, принадлежащую «Сбербанку» (25 процентов акций).

Более того, в преддверии размещения «Детский мир» намерен нарастить капитализацию – увеличить выручку в 2-3 раза и открыть не менее 100 магазинов в течение двух лет. Впрочем, аналитики амбициозные планы компании оценивают весьма сдержанно. Эксперты полагают, что слабая сбытовая политика не позволит сети удвоить выручку в столь сжатые сроки. Следует отметить, что в 2010 году «Детский мир» впервые за четыре года получил прибыль в размере 33 миллионов рублей. Годом ранее убыток компании достигал 3,247 миллиарда.

Genser

Российский автодилер Genser (реализует марки Nissan, Infiniti, Chevrolet, Opel, Hyundai, Volkswagen, Ford, Mazda, Toyota и другие) во втором полугодии планирует провести IPO на Лондонской фондовой бирже (LSE). Параметры предстоящего размещения не раскрываются. Сообщается только, что акции для IPO будут выделены в процессе допэмисии. Кроме того, часть ценных бумаг продадут фонды Volga River One Capital Partners (владеет 28 процентами акций Genser) и Solway Investment (22 процента). Организаторами размещения выступают «ВТБ Капитал», UBS и Goldman Sachs.
Компания планировала выйти на биржу еще до кризиса, но затем отложила проведение IPO. Однако теперь, когда авторынок восстановился, и продажи автомобилей растут, время для первичного размещения акций Genser выбрал весьма удачно.

***
Какие бы цели не преследовали компании, впервые выходя на биржу, судить об успешности проведения IPO можно только по прошествии некоторого времени. Между тем, размещение ценных бумаг на торговых площадках позволяет акционерному обществу выйти на качественно новый уровень, получить статус публичной компании, сделать отчетность прозрачнее и усилить бренд.

По мнению главного экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, в условиях, когда рынок под влиянием политики регуляторов предоставляет значительную массу свободной денежной ликвидности, объем IPO российских компаний в ближайшие несколько лет будет расти на 30 и более процентов ежегодно.

 

Екатерина Гонова

 

Фото с сайта ural.ru, vesti.kz, cnews.ru, ra-info.ru


Оставить комментарий с помощью

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков