15:47, 20 октября 2009   Просмотров: 554

В 2009 году производители постараются удержать продажи грузовой спецтехники

Автор: Александр Ситников, специально для www.EquipNet.ru
Фотографии с сайтов dailycars.ru, autowp.ru, reims.lv

Российские импортно-экспортные поставки грузовиков и на их базе спецтехники, 2008 году точно характеризует «обратная» поговорка «из князи в грязи»: бурный рост в I-III квартале сменился кризисной стагнацией в четвертом, и, понятно почему. Но в целом по итогам года цифры импорта впечатляют как темпами роста, так и по фактическому объему: например, по данным Авто.ru в прошлом году в Российскую Федерацию было везено на продажу 141 400 единиц грузового транспорта на $4.2 млрд., против 127 900 штук на сумму $2,9 млрд. годом ранее.

Эти данные подтверждает и Федеральная таможенная служба. Налицо не только количественный прогресс, но и качественный скачок: в среднем каждый ввозимый грузовик подорожал на 24 %, что означает – отечественный спрос уверенно сместился в сторону новых и дорогих машин и стал более осмысленным. Специалисты объясняют столь бурную динамику эффективной финансовой политикой банков и дилеров в сфере лизинга и крайне благоприятной внутренней производственной и строительной конъюнктурой вначале года. Однако начавшаяся в ноябре 2008 года девальвация рубля резко остудила покупателей импортных грузовиков.

Руководители Мюнхенской MAN Nutzfahrzeuge AG по их собственным словам трепетно относятся к российскому рынку, называя его вторым после родного немецкого – этим объясняется повышенное взаимное внимание продавцов и покупателей

А вот аналогичным ростом экспорта российские автопроизводители похвастаться не могут: в 2008 году грузовиков вывезли 128 400 штук на сумму $910,2 млн., против 126 800 штук (808,1 млн. $) предшествующего года. Очевидно, что прирост продаж за рубеж не укладывается в пару символичных процентов. Эта диспропорция объясняется тем, что в России практически отсутствуют автопроизводители конкурентоспособных скоростных тяжеловозов, наиболее востребованных коммерческими «дальнобойщиками».

Среди импортируемых грузовиков (новых и подержанных) массой свыше 16 тонн, как и в 2007 году, по-прежнему лидируют VOLVO, MAN, SCANIA, FREIGHTLINER, далее MERCEDES-BENZ,IVECO, RENAULT, DAF, HOWO и DONGFENG. В целом, на протяжении первых трех кварталов, на которые пришлись основные продажи, устойчивый рост показывали только MAN и VOLVO. Остальные уже в начале II полугодия резкое снизили продажи. Наибольшие потери понесла некогда популярная IVECO, опустившаяся с пятого на двенадцатое место и потерявшаяся 60% реальных объемов. Определенные коррективы внес фактор EURO 3, и азиатские бренды, которые вначале года проходили соответствие его требованиям, во II квартале подтянули свои позиции, удовлетворяя спрос.

грузовик

Среди новых грузовиков картина несколько иная: на чемпионском месте «немец» MAN, на второй позиции VOLVO, далее SCANIA, HOWO и SHAANXI, причем на первую тройку автодилеров пришлось чуть меньше половины всех проданных грузовиков. Среди подержанных грузовых машин в целом по году лидерство отдают «американцу» FREIGHTLINER, хотя назвать эту победу безусловной нельзя, уже в III квартале 2008 года шведских грузовиков было продано на 400 штук больше заокеанских. Очевиден тренд в сторону качественной европейской техники. Видимо, водители «наелись» проблемной американской и китайской.

Руководители Мюнхенской MAN Nutzfahrzeuge AG по их собственным словам трепетно относятся к российскому рынку, называя его вторым после родного немецкого – этим объясняется повышенное взаимное внимание продавцов и покупателей. Немецкие банки приоритетно кредитуют наших покупателей под закупку новых MAN, кроме того, доморощенные серые автодилеры, протоптавшие дорожку к легковым автомобилям, охотно ввозят «немца-тяжеловоза». В сложившейся ситуации, маркетологи видят выход в приобретении грузовой спецтехники в лизинг.

Особо выделяется несомненный импортный успех компании VOLVO, которая резко улучшила свои показатели, как в секторе новых, так и «бэушных» грузовиков. Это тоже связано с приоритетом, который шведский автоконцерн отдает российскому рынку. Безусловно, после пуска завода грузовиков в Калуге 19.01.2009, позиции шведов только усилились. Если говорить о 2008 годе, то его смело можно назвать самым успешным для Volvo в России. Всего было продано 6 580 новых и 5 261 подержанных шведских машин, в основном моделей FM13 и FH13, относящихся к классу седельных тягачей. С учетом Volvo китайской сборки, проданных в России, автопарк «шведа»-грузовика составляет 21 % всех импортных машин, бегающих по отечественным дорогам.

Из отечественных экспортеров в первую очередь следует упомянуть о крупнейшем национальном производителе грузовиков «Автомобильный завод «ГАЗ». Нижненовгородцы в 2008 году отгрузили потребителям 294 000 единиц грузовиков и шасси, превысив показатели предшествующего года 17,9%. Из них чуть меньше 40% пришлось на экспорт. Наибольший прирост продаж обеспечили фургон ГАЗ 2705 «Газель», самый низкий – ГАЗ 2725 «Соболь». Вырос спрос также на семейство классических среднетоннажных грузовиков моделей ГАЗ-3309 и ГАЗ-3308 «Садко».

Специалисты отмечают увеличение спроса на спецтехнику на базовых шасси завода, таких, как автофургоны (необходимых в таком случает как перевозка офиса), самосвалы, автогидроманипуляторы, эвакуаторы. О других интересных показателях за прошедший год проинформировал директор дивизиона «Грузовые автомобили» Группы ГАЗ Виктор Корман, отметив, что экспорт тяжелых грузовиков марки «УРАЛ» вырос в отчетном году на 16,5% по сравнению с 2007 годом и составил в количественном выражении 1726 грузовиков. География поставок достаточна широка и включает Африку, Азию, Латинскую Америку, а также СНГ.

камаз

На втором месте, но со значительным отрывом, идет грузовик КАМАЗ. По словам вице-президента Камского автозавода Ахата Урманова, его подопечные в 2008 году продали за рубеж 11 000 грузовиков. Такой же показатель он обещает удержать и в 2009 году, несмотря на системный мировой кризис ликвидности. Доля экспорта в общем объеме проданных в 2008 году КАМАЗом грузовиков составляет 22%.

Среди других производителей грузовиков и спецтехники, показавших в 2008 году успешную внешнюю торговую деятельность, стал «Ульяновский автомобильный завод», отправивший за границу более половины от произведенной продукции, вслед за ним Иж -30% и Урал -7%.

Подытоживая качественный и количественный анализ импорта и экспорта грузовиков. Необходимо сказать, что финансовый кризис и его следствие – девальвация рубля – вопреки массовому скептицизму в ближайшие два-три года дадут новый импульс развития отечественному автопрому грузовиков, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.


Оставить комментарий с помощью

Вопросы-ответы
Галина Тимофеева, редактор www.EquipNet.ru21.10.2009

Не поздновато. Маркетологам просто необходимо.

Алексей Воропаев, гл. редактор, ИА "Рейтинфо"21.10.2009

Не поздновато публиковать материал по итогам 2008 г?

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков