В отрасли точного машиностроения кризис в самом разгаре и ситуацию можно смело назвать — стабильно плохой. На сегодняшний день главные проблемы в следующем: падение спроса на продукцию предприятий, неплатежи контрагентов, нехватка оборотных средств, отсутствие ресурсов на инвестиционные проекты, задолженность по банковским кредитам (до 3%) и дефолты по корпоративным облигациям (до 6%). Ожидаемый спад промышленного производства 5-8%, по отдельным отраслям (строительство, угольная и нефтегазовая промышленность, металлургия, машиностроение, химия) – до 20%.
В январе 2009 года машиностроительный сектор показал наихудший результат среди всех из обрабатывающего комплекса промышленности: спад производства составил 42,3% по сравнению с январем 2008 года. Фактор импортозамещения в январе 2009 года практически не проявил себя. Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС), сокращение импорта машин и оборудования в январе 2009 года составило по сравнению с январем 2008 года 42,2%. Что же касается повышения конкурентоспособности отечественных производителей, то этого пока не случилось.
Трудности сейчас испытывает тульский завод точного машиностроения. "Тулаточмаш" в 2008 году смог увеличить объемы производства почти в два раза, но прибыль при этом не увеличилась и не превысила 10 миллионов рублей. Сегодня долги государства перед заводом составляют порядка 50 миллионов рублей. Руководство Ишимского машиностроительного завода не скрывает, что ситуация в отрасли сейчас тревожная.
В то же время на рынке точного машиностроения появились компании, весьма успешно переживающие кризис. Например, корпорация «Галактика», российский разработчик ПО, увеличила доход на 12% ($41 миллион).
Как утверждает статистика, последние девять лет темпы развития машиностроительного комплекса имели положительную тенденцию, теперь же отрасль лихорадит.
Проблемы, которые необходимо решить в срочном порядке:
- усилить конкурентоспособность выпускаемой продукции;
- определить финансовые средства на перевооружение, повысить инвестиционную привлекательность;
- пересмотреть схемы взаимодействия с финансово-кредитными организациями;
- структуировать технологическую сферу.
Насущны все вышеперечисленные проблемы. Но, пожалуй, самая трудноразрешимая – необходимость модернизации оборудования. В масштабах России на это требуются многие миллиарды долларов инвестиций с неопределенными сроками окупаемости. Без поддержки государства это, практически, невозможно. В настоящий момент главная стратегическая задача государства – восстановление и интенсивный рост внутренних рынков потребления промышленной продукции. Это возможно при реализации множества крупных инфраструктурных проектов, которые создадут внутренний сбыт и имеющие большой мультипликативный рычаг – важнее те из них, в которых каждый рубль, вложенный государством, приводит в движение как можно больший объём российских товаропроизводителей из различных отраслей и генерирует как можно больший ВВП.
Необходимо прежде всего укреплять в точном машиностроении приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение. Предпосылки к этому есть. Среди крупнейших предприятий завод «Ангстрема» (Зеленоград, Московская область). В настоящее время ему принадлежит оборудование, которое позволяет выпускать интегральные схемы с топологическими нормами 1,5-2,0 мкм (пластины диаметром 100 мм) и 0,8-1,2 микрона (пластины диаметром 150 мм). Планирует осенью 2009 г. запустить производство с топологическим уровнем 0,13 микрон. Предполагается, что ежемесячно будет выпускаться около 15 000 плат. Сегодня это самое крупное микроэлектронное предприятие в СНГ и Восточной Европе –«НИИ молекулярной электроники и завод Микрон». Предприятие имеет около 500 заказчиков в России и 100 за рубежом, на постоянной основе сотрудничает с более чем 50 отраслевых и академических НИИ и центров проектирования. Лидер в области создания систем и комплексов вооружения и военной техникиФГУП «Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э.Нудельмана», разрабатывает продукцию в интересах Вооруженных Сил.
По оценкам экспертов нынешний кризис серьезно отразился на востребованности продукции точного машиностроения, по предварительным прогнозам сокращение произойдет на 30-50%. Впрочем, есть у кризиса и плюсы, главный из которых – резкое удорожание импортной продукции точного машиностроения. Российские потребители будут вынуждены покупать отечественные аналоги, что позволит российским же предприятиям получить не только новые заказы, но и возможность обновления технологий. Первые ободряющие новости: по данным таможенной импорт машиностроительной продукции уменьшился на 46,9% и составил $3, 2 миллиона.
Впрочем, по мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Калягина «развитие ситуации пока прогнозировать довольно сложно, более точные выводы можно будет делать по итогам первого квартала. Однако в целом по итогам года мы ожидаем существенное снижение объемов импорта». Таким образом, у лидеров российского точного машиностроения появляется новая возможность для бурного развития и увеличения как выпуска продукции, так и для получения прибыли.