16:40, 28 апреля 2009   Просмотров: 1111

Точное машиностроение – ситуация в отрасли

Автор: Юрий Коваленко, специально для www.Equipnet.ru Фотографии с сайтов tetramet.ru, muxa.info

В отрасли точного машиностроения  кризис в самом разгаре и ситуацию можно смело назвать — стабильно плохой. На сегодняшний день  главные проблемы в следующем: падение спроса на продукцию предприятий, неплатежи контрагентов, нехватка оборотных средств, отсутствие ресурсов на инвестиционные проекты, задолженность по банковским кредитам (до 3%) и дефолты по корпоративным облигациям (до 6%).  Ожидаемый спад промышленного производства 5-8%, по отдельным отраслям (строительство, угольная и нефтегазовая промышленность, металлургия, машиностроение, химия) – до 20%.

В январе 2009 года машиностроительный сектор показал наихудший результат среди всех из обрабатывающего комплекса промышленности: спад производства составил 42,3% по сравнению с январем 2008 года. Фактор импортозамещения в январе 2009 года практически не проявил себя. Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС), сокращение импорта машин и оборудования в январе 2009 года составило по сравнению с январем 2008 года 42,2%. Что же касается повышения конкурентоспособности отечественных производителей, то этого пока не случилось.

Трудности сейчас испытывает тульский завод точного машиностроения. "Тулаточмаш" в 2008 году  смог увеличить объемы производства почти в два раза, но прибыль при этом не увеличилась и не превысила 10 миллионов рублей. Сегодня долги государства перед заводом составляют порядка 50 миллионов рублей. Руководство Ишимского машиностроительного завода не скрывает, что ситуация в отрасли сейчас тревожная.

В то же время на рынке точного машиностроения появились компании, весьма успешно переживающие кризис. Например, корпорация «Галактика», российский разработчик ПО,  увеличила доход на 12% ($41 миллион).

Как утверждает статистика, последние девять лет  темпы развития машиностроительного комплекса имели положительную тенденцию, теперь же отрасль лихорадит.

Проблемы, которые необходимо решить в срочном порядке:

  • усилить конкурентоспособность выпускаемой продукции;
  • определить финансовые средства на перевооружение, повысить инвестиционную привлекательность;
  • пересмотреть схемы взаимодействия с финансово-кредитными организациями;
  • структуировать технологическую сферу.

Насущны все вышеперечисленные проблемы. Но, пожалуй, самая трудноразрешимая –  необходимость модернизации оборудования. В масштабах России на это требуются многие миллиарды долларов инвестиций с неопределенными сроками окупаемости. Без поддержки государства это, практически, невозможно. В настоящий момент главная стратегическая задача государства –  восстановление и интенсивный рост внутренних рынков потребления промышленной продукции. Это возможно при реализации множества крупных инфраструктурных проектов, которые создадут внутренний сбыт и имеющие большой мультипликативный рычаг –  важнее те из них, в которых каждый рубль, вложенный государством, приводит в движение как можно больший объём российских товаропроизводителей из различных отраслей и генерирует как можно больший ВВП.

Необходимо прежде всего укреплять в точном машиностроении приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение. Предпосылки к этому есть. Среди крупнейших предприятий завод «Ангстрема» (Зеленоград, Московская область). В настоящее время ему принадлежит оборудование, которое позволяет выпускать интегральные схемы с топологическими нормами 1,5-2,0 мкм (пластины диаметром 100 мм) и 0,8-1,2 микрона (пластины диаметром 150 мм). Планирует осенью 2009 г. запустить производство с топологическим уровнем 0,13 микрон. Предполагается, что ежемесячно будет выпускаться около 15 000 плат. Сегодня это самое крупное микроэлектронное предприятие в СНГ и Восточной Европе –«НИИ молекулярной электроники и завод Микрон». Предприятие имеет около 500 заказчиков в России и 100 за рубежом, на постоянной основе сотрудничает с более чем 50 отраслевых и академических НИИ и центров проектирования. Лидер в области создания систем и комплексов вооружения и военной техникиФГУП «Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э.Нудельмана», разрабатывает продукцию в интересах Вооруженных Сил.

По оценкам экспертов нынешний кризис  серьезно отразился на востребованности продукции точного машиностроения, по предварительным прогнозам сокращение произойдет на 30-50%. Впрочем, есть у кризиса и плюсы, главный из которых  – резкое удорожание импортной продукции точного машиностроения. Российские потребители будут вынуждены покупать отечественные аналоги, что позволит российским же предприятиям получить не только новые заказы, но и возможность обновления технологий. Первые ободряющие новости: по данным таможенной импорт машиностроительной продукции уменьшился на 46,9% и составил $3, 2 миллиона.

Впрочем, по мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Калягина «развитие ситуации пока прогнозировать довольно сложно, более точные выводы можно будет делать по итогам первого квартала. Однако в целом по итогам года мы ожидаем существенное снижение объемов импорта».  Таким образом, у лидеров российского точного машиностроения появляется новая возможность для бурного развития и увеличения как выпуска продукции, так и для получения прибыли.


Оставить комментарий с помощью

Вопросы-ответы
Турта В.Г. Разработчик Сетевого Промышленного Интеллекта (СПИ)19.07.2009

Ничего не поможет!
Вся эта суета с модернизацией, это очередная попытка чиновников навариться на откатах. Правильно пишется, что толку не будет. Хотя конечно модернизироваться надо.
На науку надеяться нечего, она тоже отстала по всем статьям.
Все везде коррумпировано.
Через 3-5 лет начнется виртуальная утечка мозгов. Впрочем уже началачь. Когда лучшие инженеры по Сети начнут работать на западные фирмы, заходя на их сайты и работая с САПР онлайн. О чем я предупреждал Путина еще года 3 назад: http://turta.freehostia.com/President.htm
В России есть только одна разработка и то дающая только надежду на прорыв - СЕТЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (СПИ)
http://kbm55.freehostia.com
http://turta.freehostia.com

Павел Иванович12.05.2009

Руководство убеждать не следует, пока оно само к этому не придет, все эти разговоры бесполезны... что же касается рабочих, то тут да.. тут огромная проблема...

Виктор Вальчук, АРБ - консалтинг, Челябинск12.05.2009

"Главная проблема - убедить руководство". Это как раз решается относительно просто.... Но после решения этой проблемы вы столкнетесь с действительно самой главной проблемой - убедить персонал работать по - новому. Вот тут большинство и спотыкается, поскольку это уже связано с изменением мировоззрения огромного количества людей.

Павел Иванович12.05.2009

Думаю. что нынешний кризис может серьезно изменить ситуацию на рынке, как это было в 1998 году, я вообще считаю. что любой кризис идет нашей промышленности на пользу.. Импортные аналоги становятся золотыми, а у наших машиностроителей открывается второе дыхание--догнать...

Юлия Лейбман, специалист-маркетолог03.05.2009

Отечественному приборостроению пока тягаться с зарубежным нереально. И не потому, что оно настолько отсталое, а потому, что привыкли делать то, что годами делали. Трудно переориентирвать не только сами приборы, но главное - проблемы убедить руководство.

Видео
Мульчер 2
Малогабаритная установка Кондор
Розлив и упаковка напитков